Библиографическое описание:

Никульшин С. М. Расширение возможностей профессионального совершенствования педагогов через профессиональные сообщества учителей [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 31-33.

На протяжении последних лет в Российской Федерации активизировалась работа по созданию Ассоциаций школьных учителей по разным предметам. Сегодня в большинстве регионов России такие Ассоциации начали свою работу, и уже прошли на базе ТОИПКРО Учредительная конференция Ассоциаций учителей по русскому языку и литературе, по истории и обществознанию, учителей физики, математики, Учителей года и две Ассамблеи учителей данных предметов.

Инициатива создания учительских ассоциаций исходит, если можно так сказать, и «снизу», и «сверху».

Инициатива «снизу» исходит от учителей-предметников. Так, например, когда четыре года назад осуществлялись меры по перестройке школьного исторического образования, во многих регионах прошли окружные конференции с участием учителей и преподавателей вузов, на которых многократно выдвигалась идея объединения учителей истории в ассоциации. Почему? Ответ прост: созданная ассоциация учителей истории в случае необходимости перестройки исторического образования в своих объединениях городского, районного, регионального или даже окружного уровня спокойно, в деловой, профессиональной обстановке обсуждает формат, содержание и методы грядущих перемен и выносит взвешенное решение о характере и способах этих изменений.

Инициатива «сверху» объясняется тем, что перемены в образовании носят как общесистемный, так и внутриотраслевой характер. Так переход на новое содержание школьного образования, введение независимой итоговой аттестации выпускников школ (ЕГЭ), информатизация образования, перевод на новую систему финансирования и оплаты труда, внедрение нового порядка аттестации педагогических кадров — масштабные, поистине реформаторские изменения. Новые методики преподавания, поиск современных подходов к управлению образованием — это внутриотраслевые перемены. Все эти изменения напрягают профессиональное сообщество, получают неоднозначное толкование и, чего греха таить, не всегда охотно поддерживаются, как говорится, широкой общественностью. Учитель для Минобрнауки, органов управления образованием при осуществлении этих перемен не всегда заинтересованный партнёр.

Министерство, органы управления образованием это понимают и хотят видеть в ассоциациях коллективных партнёров по выработке и реализации стратегии и тактики образовательной политики. В данном случае это не полуторамиллионная аудитория не услышанных никем людей, а самоорганизованная и самоуправляемая группа учителей, объединённая в ассоциации на общероссийском, региональном, муниципальном уровнях.

Ровно так, через общение с добровольными объединениями преподавателей школы и выстраивает новые партнёрские отношения Министерство образования и науки.

При этом, как мы понимаем, учителя могут быть услышаны министерством, а министерство услышано учителями.

Следует заметить, что Ассоциации привлекаются, прежде всего, к решению вопросов содержания образования. Это особенно важно сегодня, когда в школе формируется новое содержание образования. Урок — это пространство для совместной исследовательской и проектной деятельности. Любой учитель, по определению, постоянно думает о том, что и как он будет преподавать в перспективе, что он сегодня будет в течение шести часов говорить детям. Учитель не может и не должен не касаться вопросов нравственности, толерантности, гуманности. Надо ли всегда стремиться в воспитании и обучении к успеху любыми средствами? Многих учителей, совершенно справедливо беспокоит тот факт, что, быть может, за большим количеством инноваций, модернизаций и других …аций, нам как бы не потерять формирование личности ученика, ведь все процессы должны идти не параллельно с ребенком, а вместе с ним.

С точки зрения личностной, профессиональной эти вопросы для учителя являются едва ли не основными и жизненно важными. Кому-то кажется, что это просто, рутинно, но если к тому же учесть, что новый порядок профессиональной аттестации педагогических кадров обусловил необходимость перехода учителя из репродуктивной педагогики в режим деятельностной, когда от простой передачи информации детям мы переходим, на деле, а не на словах, к развивающему обучению, то содержание школьного образования становится предметом пристального общественного и профессионального внимания и требует от преподавателя «учиться, учиться и учиться».

При этом федеральные образовательные стандарты в большей степени отвечают на вопрос «чему учить» и в гораздо меньшей степени — «как учить», и уж точно не дают ответ на вопрос «как учиться самому педагогу». Для совместного поиска ответов на эти вопросы и создаются ассоциации учителей-предметников. Начата совместная кропотливая, продуманная работа по многим актуальным вопросам, волнующим педагогическое сообщество.

На сегодняшний день на уровне Томского региона уже создано 5 Ассоциаций школьных учителей. Прошли уже три общероссийские конференции и два съезда учителей истории и учителей физики. На съезде учителей истории и обществознания от Томской области присутствовали 6 человек. Данная Ассоциация зарегистрирована на общероссийском уровне. На съезде было принято решение Министерством образования и науки совместно с Академией повышения квалификации координацию работы Ассоциаций делегировать институтам повышения квалификации при поддержке органов образования.

Очевидно, Министерство образования и науки, Департамент образования ТО готовы услышать коллективно выраженную позицию учителей-предметников по актуальным проблемам образования, а учителя школы хотят быть услышанными напрямую без посредников.

С 1 января 2011 г. в Российской Федерации вступил в силу новый порядок аттестации педагогических работников. Аттестация педагогических работников, на сегодняшний день, — это одна из основных задач модернизации образования, так как аттестация является стимулом целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий, а значит, и повышением эффективности и качества педагогического труда.

В Министерстве образования и науки РФ надеются, что «новый порядок станет шагом к созданию в стране системы публичной аттестации педагогических кадров профессиональным сообществом». Однако фактически большая часть педагогических работников настроена не так оптимистично, как работники Министерства образования и науки. По мнению некоторых российских учителей новая система аттестации не учитывает педагогический опыт и мастерство, и сведена к простому набиранию баллов за публикации в предметных методических журналах и использование в процессе обучения современных технических средств. Так ли это? Думаю, подобные вопросы требуют открытого и делового обсуждения, а не закулисных разговоров.

Так, например, если говорить об аттестации педагогических кадров, то основанием аттестации должна быть, прежде всего, реальная результативность работы педагога, понимаемая в соответствии с современными представлениями о качестве образования. Именно профессиональное сообщество в лице Ассоциаций школьных учителей позволяет педагогическому работнику иметь пространство для конструктивного обсуждения вопросов качества образования.

Предметом аттестации является способность педагога обеспечивать определенный, качественно заданный уровень результативности, и этот уровень должен быть «прописан» через характеристики достижений детей и «педагогических условий». Только организованное профессиональное сообщество учителей сможет помочь учителю простроить свою педагогическую траекторию, двигаться по которой педагог будет уже не один, а совместно с единомышленниками.

Чтобы аттестация педагогов стала более объективной, чувствительной к качеству образования и его новым параметрам, процедура ее проведения должна стать открытой и прозрачной, в частности, за счет возможности участия общественности и независимых экспертов. В качестве таких независимых экспертов как раз и могут выступать члены Ассоциаций учителей предметников.

Наиболее релевантными представляются две формы аттестации: сбор профессионального портфолио педагога и защита профессионального проекта. Ассоциации учителей позволят не только обогатить портфолио педагога, но и позволят ему изучить портфолио педагогов не только своей школы, но и всего региона и даже России.

По предварительным подсчётам около 80 % педагогических работников имели затруднения в подтверждении своей квалификационной категории по новым правилам Министерства образования и науки Российской Федерации (данные общероссийского портала). Многие педагогические работники высказывали опасения, что по окончанию срока действия полученной ранее квалификационной категории они будут вынуждены закончить свою педагогическую карьеру. Это важный вопрос! Целенаправленная и организованная работа в рамках деятельности Ассоциаций позволяет правильно сориентироваться таким учителям, и российская школа не потеряет опытных педагогов.

В процессе модернизации муниципальных, образовательных систем большую роль играет методическая служба, деятельность которой направлена не только на организацию, но и социальную самоорганизацию деятельности МОС как процесса по гармонизации общественных отношений, включающей действия по изменению приоритетов потребностей и интересов, ценностных установок, мотивов и целей педагогов и педагогических коллективов ОУ, сетей.

Именно методические службы совместно с предметными Ассоциациями являются носителями социальной самоорганизации, так как по долгу службы в РМК РУО работают люди, которые по своему функционалу решают вопросы сопровождения процессов самоорганизации педагогов в формах самовоспитания, самообучения и самоконтроля.

Подводя итог всего вышесказанного, следует отметить тот факт, что новый порядок аттестации, работа муниципальных методических служб, предметных Ассоциаций должны быть способными учесть весь спектр достижений педагогов и моделировать существенные стороны профессиональной деятельности педагога, что, по сути, и является одной из задач профессионального сообщества учителей.

 

Литература:

 

1.      Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. — М., 1993.

2.      Прозументова Г. Н., Залевский Г. В. Становление исследовательской культуры педагогов в инновационной практике: психологические аспекты // Вестник ТГПУ — 1998. — вып. 2. — С. 29–33.

3.      Сартакова Е. Е. Теория и практика развития сельских муниципальных образовательных сетей (на примере Томской области). Вестник ТГПУ — 2008. — Вып. 3. — С. 5–8.

4.      Сартакова Е. Е. Тенденции реализации идей модернизации сельских муниципальных образовательных систем // Вестник ТГПУ — 2009. — Вып. 12. — С. 22–26.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle