Библиографическое описание:

Писнова О. Ю. Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере дополнительного образования как компонент комплексной дополнительной общеобразовательной программы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 168-172.

Предпосылками возникновения новой формы оценивания результативности процесса обучения послужила концепция модернизации образования. В последние годы повышение качества образования достигается за счет общепредметного содержания как компонента образовательного стандарта. Дополнительное образование в данном случае не является исключением и, несмотря на то, что до сих пор не является регламентированным, должно содержать стандарты, характеризующиеся основными элементами общепредметного содержания образовательных стандартов: реальностью объектов изучаемой деятельности, общекультурным содержанием образования, общеучебными умениями, навыками, способами деятельности и образовательными компетенциями.

Именно компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования и является решением появившегося противоречия между необходимостью обеспечения современного качества образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем из-за увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Дополнительное образование в данном случае не является исключением. Наибольшую сложность здесь представляет нерегламентированность оценивания в дополнительном образовании общепринятых ЗУНов, а тем более — необходимого минимума развиваемых компетенций.

В комплексных дополнительных общеобразовательных программах компетентностный подход может быть раскрыт через описание формирования компетенций средствами содержания образования. При этом, направления развития компетенций могут быть различными: как частными (для каждого модуля комплексной программы), так и условно объединенными в группы (для всей программы).

При проектировании данного компонента комплексной программы необходимо учитывать, что «компетенция» должна отражать заданные требования к образовательной подготовке учащегося, а «компетентность» — уже состоявшееся личностное качество.

В современной педагогике термин «компетентность» рассматривается как совокупность таких понятий, как «подготовленность», «обученность», «воспитанность».

Ключевыми компетенциями (по А. В. Хуторскому) являются ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования. Этот перечень ключевых компетенций представлен в общем виде и может меняться в зависимости от ступени обучения, учебного предмета и образовательной области. Так, например, в дополнительном образовании информационная и коммуникативная компетенции обычно рассматриваются как единое целое.

Как и общепринятые ЗУНы, компетенции формируются различными методами. В таком случае, для педагога представляется широкое поле деятельности, в том смысле, что приемы, используемые при формировании компетенций, могут меняться в зависимости от возраста учащихся, уровня начальных (уже сформированных) компетенций и эмоционально-психологического фона в объединении детей.

Достижение результата образования должно опираться на современные педагогические технологии. Для примера, информационно-коммуникативную компетенцию можно развивать проблемно-поисковыми, логическими методами, через метод проектов, решение ситуационных и информационно-технологических задач. Результатом при формировании информационно-коммуникативной компетенции может стать готовность использования информационно-коммуникативных технологий при решении поставленных задач, готовность стать источником информации в процессе общения и способность анализировать и продуктивно ориентироваться в разнообразном содержании информационных потоков.

Таким образом, при разработке комплексных дополнительных общеобразовательных программ нового поколения этапы формирования компетенций необходимо смоделировать, причем в самой программе они могут быть прописаны различными способами. В так называемой «Модели выпускника» прописываются компетентности, т. е. владение (обладание) человеком соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение с точки зрения деятельности.

Оценка этапов определения уровня сформированности компетенций учащихся творческого объединения проводится на основе контрольных снятий показаний уровня развития компетенций не менее 2–3 раз в год. Для этого необходимо указать цель контроля (диагностики), критерии контроля, уровни оценочных критериев (можно упрощенно свести к 2 понятиям «сформировано» — «не сформировано»), методы и приемы контроля и по желанию педагога можно отметить, каким методом формировалась каждая компетенция. При этом, если диагностика проводится в начале учебного года, то для 1 года обучения нам необходимо установить уже существующий уровень, который впоследствии и принимаем за некую отправную точку.

Например, чтобы оценить динамику формирования информационно-коммуникативной компетенции, необходимо: провести входной контроль для оценивания начального уровня владения компетенцией, провести промежуточный и итоговый контроль в течение 1 учебного года. На втором году обучения достаточно провести промежуточный и итоговый контроль. При этом методы диагностики для определения информационно-коммуникативной компетенции могут быть представлены в виде тестирования, тренинга, наблюдения, защиты проекта, т. к. сформированность компетенции может диагностироваться независимо или в комплексе с другими компетенциями. Если в учебном заведении принят единый стандарт ключевых компетенций, можно проводить сквозной мониторинг.

Мониторинг уровня развития компетенций необходимо проводить на протяжении всего периода обучения. При этом нельзя дробить некий конечный результат, компетентность, по годам обучения, т. к. компетентность — это динамическая категория, формирование которой не заканчивается в одночасье по причине ее окончательного формирования. Можно сказать, что о формировании компетентности в рамках одной предметной области, или в нашем случае модуля комплексной программы, говорить нецелесообразно, оно не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению поставленных задач. Наглядно основные компоненты компетентности могут выглядеть так (рис. 1):

Рис. 1. Основные компоненты компетентности.

 

Представление компетентности таким образом может стать системообразующей основой отдельных ступеней обучения по вертикали и выявить межпредметные связи по горизонтали. Поэтому компонент комплексной программы, отвечающий за развитие ключевых компетенций, в условиях разработки образовательного стандарта второго поколения является программообразующей единицей, позволяющей достигать развитие личности не только на уровне предметных, но и метапредметных результатов обучения (Таблица 1. И Таблица 2).

Потенциал дополнительного образования, построенного на системе компетентностного подхода, гораздо выше, чем это может показаться на первый взгляд. Благодаря особенности организации занятий в системе дополнительного образования становится возможным организовать образование подлинно личностно-значимое для учащегося на каждом этапе развития и удовлетворения потребностей самого учащегося, запросов семьи и общества.

Для педагога дополнительного образования стандартом всегда выступала дополнительная общеобразовательная программа. Реализация комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Пирамида» стала предпосылкой разработки «образовательного стандарта» дополнительного технологического образования в Доме детского творчества. Нормативной основой определения критериев результативности образовательного процесса, при этом, выступает единая компетентностная модель выпускника, учитывающая личностные и метапредметные результаты.

 

 


Таблица 1

Диагностическая карта личностных и метапредметных результатов обучения по комплексной дополнительной общеобразовательной программе «Пирамида»

№ п/п

Фамилия, имя

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Сотрудничество с педагогом

Постановка новых учебных, исследовательских и проектных задач

Оценка правильности выполнения действий, умение вносить коррективы

Построение логических рассуждений, установление причинно-следственных связей

Координирование в сотрудничестве

Учёт интересов других, обоснованность собственной позиции

Принятие относительности мнений и подходов к решению проблемы

Преставление аргументированности собственной позиции и её координация с другими членами проектной группы

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества

Осуществление взаимного контроля и оказание помощи

Использование речевых средств для решения коммуникативных задач

Мотивационная основа и внутренняя личностная позиция на уровне положительного отношения к исследовательской и проектной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Учебно-познавательный интерес

Способность к сопереживанию и пониманию чувств других людей

Принятие ценности здорового образа жизни

Принятие ценности природного мира

Эстетика и ориентация на искусство

Устойчивые интерес к технологической составляющей образования как значимой сферы человеческой жизни

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка метапредметных результатов:

В — умение проявляется во всех видах деятельности;

С — умение проявляется частично;

Н — умение не проявляется.

Оценка личностных результатов:

В — устойчивое формирование качества;

С — качество сформировано частично;

Н — качество не сформировано.

 

Таблица 2

Диагностическая карта предметных результатов обучения. Учебный модуль «Конструирование и моделирование»

№ п/п

Фамилия, имя

В сфере знания

В сфере умения

Индиви­дуальный уровень развития учащегося

Изображение геометрических тел на плоскости

Основные понятия в черчении: эскиз, технический рисунок, рабочий чертёж, инструменты для выполнения чертёжных работ, развёртка геометрических тел

Понятия «конструирование» и «моделирование»

Методы решения творческих задач

Материаловедение и способы обработки различных материалов

Выполнение чертежей объемных фигур в аксонометрической и прямоугольной проекции

Чтение, анализ и выполнение чертежей объёмных фигур

Конструирование и моделирование объектов с применением методов решения творческих задач

Разработка технологической карты изготовления изделия

Осуществление анализа свойств различных материалов и технологии их обработки

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка знаний:

В — знания сформированы и являются устойчивыми;

С — знания сформированы частично;

Н — знания не сформированы.

Оценка умений:

В — умение проявляется во всех видах деятельности;

С — умение проявляется частично;

Н — умение не проявляется.


Литература:

 

1.         Гетманская А. А. Модульный подход в формировании ключевых компетентностей у учащихся//Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 10 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–24.htm.

2.         Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов: материалы региональных научно-практических конференций преподавателей учреждений СПО 2005–2006гг./Абакана: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2006. — 2006. — 176с.

3.         Хуторской А. В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А. В. Хуторской. — М.: Высш. шк., 2007. — 639 с.: ил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle