Библиографическое описание:

Сытнюк Е. В. Влияние оркестрово-ансамблевого исполнительства на развитие и воспитание детей [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 172-177.

Важнейшей задачей образования в нашей стране является всестороннее развитие молодого поколения. Сейчас, когда широко развита электроника и техника, когда Интернет глубоко укоренился в человеческом сознании, молодое поколение всё больше отдаляется от искусства и замыкается на компьютерных развлечениях. Особую актуальность приобретает проблема снижения художественно-творческого уровня развития.

Значительный вклад в решение этой проблемы вносят Дома и Дворцы детского творчества, а также детские музыкальные, художественные, хореографические школы, школы искусств, где дети через мир искусства постигают богатство человеческого духа, учатся мыслить, искать, творить. Очень важно, чтобы каждому была привита любовь к искусству, творчеству, музыке, чтобы каждый, независимо от того, станет он профессионалом или нет, научился передавать свои переживания, мысли языком искусства и понимать его. Музыке придаётся особое значение в силу её распространённости и доступности.

Музыка формирует человека — его сердце и ум, его чувства и убеждения, весь его духовный мир. Гармония ума и сердца — вот конечная цель воспитания современного человека. Достижению этой великой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания учащихся в центрах дополнительного образования, в которых имеется музыкальное направление.

Немалое значение для раскрытия данной проблемы имели работы В. Н. Шацкой, О. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, которые определяли цели и задачи, формы и методы как эстетического, так и музыкально-эстетического воспитания детей. Развивая их идеи, учёные Т. И. Бакланова, В. М. Чижиков, Г. М. Цыпин и другие раскрыли современные подходы к эффективному музыкально-эстетическому воспитанию личности в России. Ими разработаны совершенные технологии, определены новые оптимальные подходы к методике работы с детскими коллективами.

Коллективная деятельность, коллективный труд — основа нашей жизнедеятельности. Умение трудиться — верный залог того, что дети найдут свой путь в жизни. Поэтому важной задачей хорошего педагога является предоставить возможность ребёнку приложить свои силы, умения и знания для развития его способностей, таланта.

Только в коллективе достигается единство «хочу» и «надо». Поэтому детей надо включать в общественно-полезный труд, организовывать среду обитания единомышленников: объединять детей в большую дружную семью, называемую коллективом. Следует строить свою работу так, чтобы занятия в коллективе ребята воспринимали как часть и продолжение своей жизни.

Цель, которая ставится перед любым оркестром — не столько научить играть на инструменте или вырастить будущую знаменитость, сколько создать такую среду, где бы ребёнок развивался как личность, развивались его способности и дарования. Засевая ум наших детей семенами мудрости и добродетелей, мы воспитываем, прежде всего, добрых и порядочных людей.

Цель учебной работы в моём оркестре — это обучение детей профессиональным навыкам игры в духовом оркестре, развитие творческих способностей оркестрантов, воспитание сплочённого музыкального коллектива. Работа в этих трёх направлениях тесно переплетается на каждой репетиции, на каждом концертном мероприятии.

Всю работу руководителя духового оркестра можно разделить на три этапа: подготовительный этап, репетиции с оркестром, концертное выступление.

Подготовительный этап начинается с подбора учебного и концертного репертуара, который должен соответствовать техническим и художественным возможностям учебного коллектива, решать учебно-творческие и художественно-исполнительские задачи, способствовать всестороннему развитию юных музыкантов, развитию их эстетического вкуса.

Подбор репертуара — важнейший участок работы руководителя. Очень важно накапливать репертуар, бережно сохраняя старый и добавляя новый. Концертов бывает много, в разных аудиториях с разными музыкальными пристрастиями. Поэтому важно в своей копилке иметь разнообразный материал: от классического до современного эстрадного.

При подборе репертуара необходимо руководствоваться тщательным исполнительским и дирижёрским анализом партитур во всех деталях.

Изучение партитуры — сложная и ответственная работа. Она проводится руководителем до встречи с коллективом и относится к предрепетиционной дирижёрской технике. Прежде всего, дирижёр должен исходить из реального состава оркестра, возможностей, вытекающих из присутствия в нём определенных инструментов и групп. Подбор репертуара находится в прямой зависимости от технического уровня оркестрантов.

Руководитель должен тщательно учитывать технические возможности отдельных юных музыкантов, в особенности исполнителей первых голосов, выполняющих мелодическую функцию. Но нельзя забывать и того, что звучность духового оркестра, полнота, сила, сочность звучания, мягкость зависит, прежде всего, от элемента гармонии, которая, как правило, поручается так называемым вторым голосам (валторны, альты, тенора, тромбоны, а также обе партии труб).

Прежде всего, следует подбирать такие произведения, партии которых не заключают в себе слишком больших тесситурных трудностей, помня о напряжённости высокого регистра и глухом звучании низкого, который бывает у медных инструментов часто неточен. Необходимо тщательно определять технические трудности, идущие как со стороны амбушюрной, так и «пальцевой» техники. Необходимо иметь в виду и трудности ансамблевые. Вначале обращаться к произведениям с максимально простым строением оркестровой ткани: наличие всякого рода второстепенных самостоятельных голосов (контрапунктов, фигурации) придаёт произведению ритмическую сложность. Такие произведения далеко не всегда бывают по силам исполнителям детских коллективов. В дальнейшем надо подбирать пьесы с возрастанием технических и ансамблевых трудностей.

Успешное проведение репетиции во многом зависит от качества работы над партитурой, доскональное знание которой является обязательным условием в подготовке руководителя в работе с коллективом.

Само собой разумеется, что музыку для детей следует тщательно выбирать. Диапазон очень широк: классическая и современная, отечественная и зарубежная, народная и эстрадная, камерная и оркестровая. Одним из крупнейших достижений духовой музыки является её жанровое разнообразие и идейно-художественное богатство репертуара духовых оркестров. Особое место в нём занимает марш, вокруг которого группируются все остальные жанры. Марш — это исторически исходная точка становления духовой музыки, тот фундамент, на основе которого началось и продолжается её развитие.

В исполнении духового оркестра великолепно звучат танцы: полька, мазурка, народные танцы. Концертная духовая музыка развивается, главным образом, в жанрах, связанных с принципами программной музыки: сюиты, рапсодии, фантазии, увертюры.

Концертный репертуар духовых оркестров, помимо традиционной духовой музыки, включает в себя переложения произведений отечественных и зарубежных композиторов. Значительным разделом в репертуаре являются сочинения для солирующего инструмента в сопровождении духового оркестра.

Наш оркестр пользуется как готовым музыкальным материалом, так и нашим собственным. Оригинальных произведений для детских духовых оркестров очень мало. Поэтому основной источник нового репертуара — это переложения. Главный критерий при отборе репертуара — это возможность сохранить идейно-эмоциональное содержание. Мы стремимся к тому, чтобы в репертуаре оркестра были сочинения разнообразные по стилю, жанру и форме. Даже если произведения сложные, но интересные, дети с удовольствием разбирают их, учат, играют.

Перед занятиями руководитель обязан проверить оркестровые партии, так как наличие текстовых ошибок, отсутствие цифр, пауз нарушают планомерный ход занятий, расхолаживают внимание исполнителей, снижают художественную дисциплину оркестра.

Оркестровая репетиция начинается, как правило, с тщательной настройки инструментов. Это лучше делать самому руководителю. Систематическая забота о строе оркестра — важнейшая часть работы дирижёра. Хорошо настроенный оркестр существенно влияет на качество исполняемых произведений. Предварительная настройка необходима для приведения к единому эталону высоты всех инструментов оркестра с целью чистого интонирования.

Руководитель должен знать специфику, строй, диапазон, выразительные возможности, способы звукоизвлечения инструментов, составляющих основу его оркестра.

Каждая репетиция должна обязательно начинаться с совместного разыгрывания. Система упражнений для разыгрывания включает в себя мажорные и минорные гаммы, арпеджио, мелодические интервалы, фразы, мелодии. Важным элементом в разыгрывании оркестра является исполнение интервалов, аккордов, гармонических последовательностей или кадансов. Аккордово-гармоническая настройка способствует развитию гармонического интонирования, что очень важно, особенно в начальный период обучения.

Мы часто заканчиваем разыгрывание исполнением несложного фрагмента какого-либо хорошо знакомого ребятам произведения в замедленном темпе. В процессе уточняем строй отдельных звуков в аккордах или звуковысотный строй инструментов. В конце приведён ряд упражнений, которые мы используем в своей работе.

На настройку и разыгрывание, как правило, мы отводим 15–20 минут перед началом репетиции или выступления.

Основным средством общения дирижёра с оркестром является дирижёрский жест. Задача руководителя — научить юных музыкантов понимать его язык. В первый период обучения дирижёр должен сообщить участникам оркестра определенный объём знаний об основных элементах дирижёрского искусства, а затем на всём периоде обучения практиковать игру по руке, учить понимать указания и жесты дирижёра и выполнять их.

Мы стараемся, чтобы на каждой репетиции в работе были произведения, ставящие различные задачи. Например, пьесы для чтения с листа, пьесы на стадии разбора, пьесы на стадии художественной отработки, пьесы на завершающем этапе работы, пьесы для повторения.

После настройки и разыгрывания мы начинаем занятия с простого задания, чтобы ученики настроились на рабочий лад. Завершаем работу пьесами на стадии готовности. Спланированная подобным образом репетиция не будет утомительна для учащихся. Основной смысл репетиции — работа над музыкальным произведением.

На первой общеоркестровой репетиции руководитель даёт общее представление о пьесе: сведения о композиторе, эпохе, характере и содержании произведения. Затем коллективу надо проиграть полностью произведение без остановок (если получится). Для этого мы предварительно разучиваем партии на индивидуальных, а затем и групповых занятиях. Такая последовательность изучения необходима в условиях слабой подготовки исполнителей, возможной сложности произведения.

Таким образом, я использую различные формы работы с оркестром: общеоркестровая репетиция (основная форма работы с оркестром), индивидуальные занятия и групповая форма работы.

На занятиях руководитель должен создать творческую атмосферу, суметь заинтересовать учащихся, вызвать у них желание увлеченно работать и находить удовлетворение в изучении произведения, сделать репетицию живой и интересной. Здесь важно всё: доброжелательное отношение к музыкантам, что является основой взаимоотношений с дирижёром, его образный, ассоциативный, лаконичный язык, темперамент. Внешний облик руководителя, его манера общения должны дисциплинировать коллектив, вызывать в нём творческое отношение к исполнению, а волевое воздействие дирижёра должно сочетаться с тактом, корректностью, терпимостью и чуткостью к оркестрантам. Репетиция — акт напряжённый, поэтому посмеяться, пошутить — значит, на какое-то время выключиться, отдохнуть, чтобы потом опять собраться и продолжить работу.

В репетиционной работе руководителю следует обращать внимание на правильные приёмы дыхания и звукоизвлечения, необходимо стремиться к интонационной чистоте, ритмической точности, штриховому единству, правильной фразировке, динамике, темпу. Прежде всего, следует добиться точности воспроизведения музыкального текста, ритмического рисунка. Затем уточняются штрихи и динамика. Поэтому основными методами работы являются:

1)                  дирижерский показ (движение рук, мимика);

2)                  словесные пояснения (пение как вариант слова);

3)                  слуховая наглядность (показ фраз при помощи игры на каком-либо музыкальном инструменте).

Сыгранность, то есть, слаженность групп первых и вторых голосов, стройность звучания, чувство ансамбля (умение слышать друг друга в совместном исполнении) и, наконец, умение понимать жест дирижёра и правильно реагировать на его указания — всё это предопределяет полноценную работу коллектива в целом.

Основной смысл репетиции — работа над музыкальным произведением. Логическим завершением работы дирижёра и оркестра над произведением является концертное выступление, успех которого в значительной мере будет зависеть от воздействия руководителя на коллектив.

Концерту предшествует генеральная репетиция, на которой рекомендуется сыграть все пьесы без остановки с целью проверки их качества, а также психологической подготовки всех участников коллектива к выступлению.

Концерт — это подведение итогов, праздник, пришедший на смену кропотливой репетиционной работе.

Концертное выступление активизирует сплочение коллектива, повышает уровень музыкально-эмоционального состояния, обостряет чувство взаимозависимости, внимание, приносит ощущение радости от общения с музыкой, со слушателями, от самого процесса игры.

Успех концерта зависит, прежде всего, от степени подготовки, уровня мастерства дирижёра и всего коллектива. В то же время концертное выступление позволит выявить недоработки не только художественного, но и организационно-воспитательного порядка.

Каждый концерт для ребёнка — праздник и ответственное испытание на организованность, выдержку, собранность и силу воли. Ведь день перед концертом проходит иначе, чем обычный день. Очень важно перед концертом создать хорошее настроение, успокоить ребят, настроить на общение с музыкой.

Юные оркестранты любят концерты, они любят делать людям добро, создавать для них праздник в будний день. Зачастую зритель — друг, который с благодарностью относится к нашему труду, к выступлению. Но бывает зритель — судья, который скупится на аплодисменты, даже придирчив. Это неприятно, но надо всё уметь воспринимать спокойно, с достоинством.

Хочется, чтобы наши концерты всегда доброжелательно принимались публикой, приносили людям счастье и улыбки. Очень не хочется иметь на своих концертах равнодушного зрителя.

Хорошая похвала за честный и добросовестный труд всегда приятна. Ребятам важна оценка выступления и слова благодарности. Успех — приятный и важный стимул для творчества, он развивает способность относиться к своей работе, к своему искусству объективно и самокритично. Впечатления от встреч со зрителем дают участникам коллектива возможность сравнивать, сопоставлять, думать, а главное, они вызывают желание стать лучше, оправдать ожидания слушателей и руководителя.

Опыт — это кирпичики творчества. Из этих кирпичиков можно создавать множество различных комбинаций. Как же сделать так, чтобы ребёнку хотелось создавать эти комбинации?

Интересную мысль высказал С. Соловейчик: «Делайте с ребёнком всё, что вы делаете, но помните, что у него есть две независящие от нас потребности: потребность в безопасности и потребность в развитии. От условий, от способа воспитания во многом зависит, какая из них станет определяющей».

Как это можно соотнести с оркестром? Ученикам нужно создать безопасную комфортную обстановку, творческую атмосферу. Только в этом случае можно говорить о желании развиваться, о желании творить. Для того, чтобы приобщить учащихся к творческому процессу, в ходе репетиции целесообразно обращаться к ним с предложением дать оценку звучания какого-либо эпизода, определить насколько убедительно сыграна та или иная партия, не нарушен ли динамический баланс голосов. Следует поощрять предложения новой трактовки произведения или его части.

Творчество проявляется в оформлении рабочих оркестровых папок, в подготовке мероприятий, оформлении костюмов. После успешной репетиции или выступления мы предлагаем младшим участникам коллектива выразить свои чувства, эмоциональные переживания посредством рисованных образов. И если у ребёнка возникла эта потребность — это замечательно. Очень приятно, когда дети сами делают попытки сочинения музыки, предлагают свои варианты инструментовок, импровизаций. Конечно, им приходится помогать грамотно написать, оформить партитуры. Потом можно попробовать проиграть это сочинение оркестром.

Время сейчас диктует то, что на сцене мы должны выглядеть интересно: музыкантам нужно не только профессионально хорошо играть, но своим внешним видом привлекать зрителя, как, например, это делают современные шоу-звёзды, хотя у оркестров гораздо больше возможностей, только их надо смелее воплощать.

Сейчас есть яркие зарубежные примеры — сценические шоу, чемпионаты марширующих оркестров. Элементы шоу могут эффектно представить оркестр среднего уровня, что даст возможность расширить зрительскую аудиторию на концертной эстраде. Многие наши коллективы, в том числе и детские, представляют театрализованные программы. Без шоу-представлений духовых оркестров не проходит сейчас ни один праздник в крупном городе; обязательные марш-парады, плац-концерты военных и гражданских оркестров включают пение, танцы, интересные оркестровые фантазии. Использование современных технологий шоу необходимо сейчас в музыкальных программах на всех возрастных уровнях. Мы с ребятами тоже пытаемся вносить в свои выступления театрализованные фрагменты. Это творческий и уникальный момент в нашей работе. Этот процесс увлекает ребят, они предлагают, спорят, отстаивают свою точку зрения. Они неравнодушны к своему делу, и это очень радует.

Оркестр — это не только группа музыкантов, играющих вместе, а такая форма коллективного исполнительства, где каждый, сохранив индивидуальность, вместе с тем подчиняется общим задачам в воплощении авторского замысла. Нелегко ощущать себя частью целого. Оркестр не подавляет индивидуальность музыканта, напротив, при известных обстоятельствах каждая индивидуальность получает новый импульс для своего развития и совершенствования. Чем богаче и ярче творческие индивидуальности оркестрантов, тем богаче и ярче оркестр. Задача состоит в том, чтобы на базе индивидуальных возможностей каждого укрепилось единство всего коллектива; нужно стремиться суммировать эти личностные проявления, образовав на их основе нечто общее — творческую индивидуальность оркестра, коллективную индивидуальность с единым творческим почерком, с единым видением и восприятием музыки. Именно поэтому в работе с детским оркестром нужны и индивидуальные, и групповые занятия. Оркестровые занятия обязывают учеников согласовывать свои действия с действиями других оркестрантов, и не только в творческом аспекте, но и по таким вопросам, как подчинение законам коллектива, строгим правилам дисциплины. С данной точки зрения игра в оркестре несёт в себе немалый воспитательный заряд.

В нашем оркестре поощряется инициатива, самокритика и справедливая критика своих товарищей в их присутствии и в тактичной форме. Всем предоставляется возможность проявить свои организаторские способности на благо общего дела.

Навыки совместной игры быстро не приходят, ведь необходимо чувствовать друг друга, как бы открывать для себя своего товарища. Для этого мало репетиционных занятий. У нас проводятся различные мероприятия: чаепития с играми, совместные поездки на концерты, спектакли, туристические походы, экскурсии, тематические вечера, беседы. Традиционными стали наши праздники: «Посвящение в музыканты», «Новогодний вечер», «Выпускные вечера». Одним из вспомогательных средств в создании нашего сплочённого коллектива является сотрудничество с родителями. Для успешной деятельности детского творческого коллектива имеет значение взаимодействие руководителя коллектива с семьёй, с родителями учащихся. В основе сотрудничества с семьёй лежат действия и мероприятия, направленные на повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон в общении с ними недопустим, так как может привести к обидам, раздражению, неловкости. Единственно верная форма взаимоотношений руководителя коллектива и родителей — взаимоуважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны, доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической активности и культуры.

Хороший руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители часто советуются с ним, доверяют, делятся проблемами. Все знания руководитель при этом должен обращать только на помощь родителям, разрешение проблем и конфликтных ситуаций. Отсутствие в коллективе взаимодействия с родителями приводит к обеднению и затруднению учебного процесса, а также к отсеву детей, особенно в начальный период обучения. Главный принцип организации работы с родителями — это единство целей и задач, которые призваны решать руководитель оркестра и семья.

На практике, работая с детьми, сложно, а иногда и невозможно сказать, где обучение, где творчество, где воспитание. Главное, что ученики замечательные. Хотелось бы и в жизни быть нужным им человеком. Лишь некоторые из них станут профессиональными музыкантами, однако хочется, чтобы все они выросли профессиональными любителями музыки, состоявшимися личностями, любящими и умеющими творить вокруг себя прекрасное.

 

Литература:

 

1.         Блажевич В. Ежедневные коллективные упражнения для духового оркестра. — М.: Музгиз, 1979.

2.         Васильев Э. Зирянов Я. Курс начальной игры в духовом оркестре. — Киев: Музична Украiна.

3.         Волков Н. В. Теория и практика искусства игры на духовых инструментах. Серия: Gaudeamus. — М.: Академический проект, 2008.

4.         Губарев И. Духовой оркестр. Краткий очерк.

5.         Иванова В. Г. Дифирамб оркестру.// Оркестр. — М.: МГУКИ. — 2008. — № 4(13).

6.         Каргин А. С. «Воспитательная работа в самодеятельном коллективе». — М.: Просвещение, 1984. Формирование детского музыкального коллектива. //Оркестр. -М.: МГУКИ. — 2007.-№ 4(9).

7.         Князьков Ю. Работа с родителями в детском творческом коллективе// Оркестр. — М.: МГУКИ. — 2008. — № 4(13).

8.         Коллективное музицирование в детских образовательных учреждениях Республики Корея//Оркестр. — М.: МГУКИ. — 2007. — № 3 (8).

9.         Крюкова В. Работа с детскими коллективами — важнейшее направление в системе музыкального воспитания.//В. В. Крюкова. Музыкальная педагогика. -Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

10.     Материалы областного семинара-практикума для руководителей детских оркестровых коллективов и струнных ансамблей./Сост. Г. П. Шухова. — Барановичи: Изд-во ГУМК, 2005.

11.     Методика работы с оркестром/Сост. Ю. Н. Голоднюк. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.

12.     Методика работы с самодеятельным духовым оркестром. — М., 1988. — вып. 1.

13.     Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Межвуз. сб. науч. тр.-Тамбов, 1994.

14.     Пак Ч. Х. Формирование навыков коллективного музицирования в детских оркестрах и ансамблях республики Корея. — М., 2008.

15.     Петров P. M. Инструментоведение и инструментовка. Учебно-методическое пособие для музыкальных колледжей. -Ташкент, 2006.

16.     Петров P. M. Школа коллективной игры для духовых оркестров. — Ташкент, 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle