Библиографическое описание:

Агафонова Г. Н., Малюкина В. В., Базарова Л. П., Погребная О. В., Тишкина Е. А. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе литературно-исторического краеведения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 96-99.

В статье рассмотрены вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе литературно-исторического краеведения. Авторы отмечают, что литературное краеведение является мощным воспитательным средством, приобщает школьников к познанию истоков наших.

 

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, Интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения. Кроме того, меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые:

-          могут анализировать свои действия;

-          самостоятельно принимают решения, прогнозируя их возможные последствия;

-          отличаются мобильностью;

-          способны к сотрудничеству;

-          обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Следствием всех этих изменений стало появление новых ФГОС, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях.

Особенности работы в новых условиях состоят в том, что вся работа с детьми должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Огромную роль в системе духовно-нравственного воспитания играют литература и культурные традиции родного края. Педагогическая практика последних лет убедительно доказывает, что без знания исторических, литературных фактов, без интереса к истории города, школы, традициям народной культуры не может быть полноценным и нравственным школьное воспитание, теряется личность гражданина, патриота, уважение к своему народу и стране.

Культура может успешно развиваться, если осваивается наследие предшественников. В области взят курс на возрождение традиционной народной культуры. Прикасаясь к народной культуре, важно осознать её ценность. Обычаи, обряды, нормы поведения формируются в результате длительного, стабильного существования людей. Жизненные устои земледельцев Белгородчины на протяжении столетий менялись мало. Время отбирало самое важное, самое ценное из народной жизни, то, что способствовало формированию полноценной человеческой личности. Поэтому в настоящее время изучение народной культуры и литературы родного края стало необходимым условием сохранения национальной самобытности.

Конечно же, литературное краеведение должно начинаться с изучения народно-поэтического творчества. При изучении русских народных сказок следует обратить внимание детей на то, что в нашем крае во многих вариантах бытуют волшебные сказки. Несомненный интерес представляет сказка «Девушка-колосок», записанная в селе Незнамово в1965 году от Базаровой А. И. (1914 г. р.). Учащиеся читают сказку по книге Беликовой Т. П., Емельяновой М. И. «Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура». После чтения выявляются характерные особенности волшебной сказки.

Обращается внимание на то, как отразились в произведении исторические особенности далёкого прошлого нашего края — набеги татар и половцев. Кроме того, в ней прослеживаются черты древнего мировоззрения: земля и ночь наделяются человеческими качествами. Вымысел в сказке несёт определённую идейную нагрузку: добро и зло в сказке ведут постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро. Своим чудесным содержанием сказка зовёт на борьбу с врагами Родины, призывает отстаивать справедливость, добро, гуманизм.

Прочитав сказку, дети отмечают, что записана она с сохранением колорита местного говора: «Давно эта была. Жила у деревне вдова. И была у ней дочкя-красавица. Работящая, добрая, ласкавая. Матери во всём помощница. Налятели злыя вораги, схватили дочкю Машанькю и увязли у палон…» [1, с. 97]

Учащиеся, кроме изучения фольклорных произведений нашего края, получают задания исследовательского характера. Они встречаются со старожилами, людьми, которые помнят старину, беседуют с ними, записывают пословицы, поговорки, народные приметы, бытующие в том или ином селе нашего края.

Так, из уст хранителей старины ребята узнали, что в крестьянской избе главное место занимал красный угол. «Красный» — значит красивый. Красный угол — самое чистое, светлое и нарядное место во всём крестьянском доме. Печь была вторым по значению «центром святости». Около печи всегда главенствовала хозяйка дома. «Бабий кут»- так называли единственное, пожалуй, место, где мужчина не был властен в доме. Здесь женщина стряпала, пекла хлеб. Но какая же печка без огня. Во время трапезы огонь угощали первым и лучшим куском. Его защищали, как родного. Нечистая сила не смела приблизиться к огню, он был способен очистить что-либо осквернённое. Множество примет связано с огнём и печью. В присутствии огня считалось немыслимым выругаться «Сказал бы тебе…да нельзя: печь в избе!» А вот сваха, явившаяся сватать невесту, непременно протягивала руки к печи, грея ладони: тем самым она призывала огонь к себе в союзники, заручалась его поддержкой

Такая работа — встреча со старожилами — очень важна. В первую очередь, это непосредственное общение с хранителями, знатоками народных обычаев и обрядов. Это общение не может заменить ни одна книга, ни самый современный компьютер. Сегодня очевидным становится тот факт, что только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществить воспитание и развитие ребёнка.

Богата наша земля и писательскими талантами. Так, проводя уроки по изучению биографии А. С. Пушкина в старших классах, важно указать на то, что наш земляк Владимир Федосеевич Раевский был современником и единомышленником великого русского поэта. С Раевским, участником Отечественной войны 1812 года, «первым декабристом» и поэтом, Пушкин познакомился во время ссылки. Учащимся для изучения предлагаются книги А. Крупенкова и Н. Крупенкова «Судьба декабриста» и «Братья Раевские», которые содержат сведения о встречах А. С. Пушкина и нашего земляка. Из главы «Знакомство с Пушкиным» учащиеся отмечают, что встретились молодые люди в Кишинёве. Пушкин и Раевский были увлечены поэзией, придерживались прогрессивных взглядов по вопросам общественной жизни, что не могло их не сблизить. Раевский писал позднее о своих тогдашних отношениях с Пушкиным: «Он искал сближения со мной и вскоре был в самых искренних, дружеских отношениях». О том же говорил и Пушкин: «В Кишинёве я был дружен с майором Раевским, с генералом Пущиным и Орловым». В этом ряду Пушкин не случайно поставил имя Раевского на первое место. Этим он подчёркивал степень своей близости с ним [3, 4].

Кроме уроков литературы, с жизнью и творчеством В. Ф. Раевского знакомим во внеклассной работе, при проведении заочной экскурсии «Здесь колыбель твоя была…» в село Богословку.

Ученики-экскурсоводы рассказывают о том месте, где прошли детские годы нашего земляка, о его родителях, о годах обучения в Благородном пансионе Московского университета. Особенно поражает учащихся рассказ об участии В. Ф. Раевского в Отечественной войне 1812 года. Ведь по определению Раевского война была «роковым вступлением в жизнь». Это вступление он описывает стихами:

Среди молений и проклятий,

Средь скопища пирующих рабов

Над гулами убийственных громов

И стопами в крови лежащих братий

Я встретил жизнь, взошла заря моя.

Такая работа позволяет не только заинтересовать учащихся сведениями о земляках, но и стимулировать исследовательскую работу, поисковую работу, чтение краеведческой литературы, местной печати, побуждает сохранить этот материал на долгое время, если не навсегда.

Изучая литературу родного края, нельзя не коснуться жизни и литературной деятельности В. Я. Ерошенко, слепого поэта, сказочника, неутомимого путешественника.

В Японии простодушие и мудрость сказок нашего земляка оценили многие; он стал известным писателем, а со временем, можно сказать, и классиком детской японской литературы. И только в 1962 году в России, в Белгороде, впервые на русском языке был издан сборник его произведений. О десяти годах, проведённых В. Я. Ерошенко на Востоке, известно больше, чем об остальных 52, проведённых им в России. Вот почему сегодня нужно говорить именно о возвращении творческого наследия писателя на его родину.

Произведения местных авторов используются при подготовке к праздникам, юбилеям. Ко Дню Победы проводятся литературно-музыкальные композиции, конкурс чтецов «Поэты Белгородчины о Великой Отечественной войне». Учащиеся знакомятся с поэзией И. Овчинникова, В. Фёдорова, Н. Краснова, Ю. Шумова, Г. Ходыревой, Ю. Грязнова, И. Чернухина.

Кроме того, учащиеся встречаются с нашими земляками — участниками Великой Отечественной войны, записывают их рассказы. Данный материал обрабатывается и используется для проведения музейных уроков, классных часов. Учащиеся неоднократно принимали участие в муниципальных конкурсах, посвящённых Великой Отечественной войне, году учителя. В своих сочинениях они рассказали о наших земляках, чьи имена должны обязательно сохраниться в истории нашего края.

Литературу родного края мы изучаем и на примере творчества современных писателей, поэтов. Частым гостем школы бывает К. Трофимов. Каждый его приход в нашу школу — настоящий праздник для ребят. к. Трофимов с любовью рассказывает обо всём: о людях, которые живут рядом с ним, о героях своих произведений. Встреча с писателем — это и беседы о жизни, и наставление молодёжи: какими быть, что лучше, что нежелательно, т. е. это встречи — размышления.

Учащиеся, занимающиеся краеведением, не только овладевают навыками духовно-нравственного поведения, но и развивают творческую активность. Они с интересом и готовностью участвуют в школьных и городских конкурсах творческих работ. Подобные конкурсы помогают проявлять исследовательские, коммуникативные и языковые компетенции на различном творческом уровне.

Таким образом, краеведение является не просто совокупностью сведений о литературном или историческом процессе какой-то конкретной территории, но и школой познания, школой культурного воспитания, средством передачи накопленных знаний и традиций, формой общения людей разного уровня культуры и образования.

 

Литература:

 

1.         Беликова Т. П., Емельянова М. И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура: Учебное пособие. –Старый Оскол: «ТНТ», 2003.

2.         Импульс Ерошенко: Жизнеописание: Сказки слепого поэта, познавшего мир./ Авт-сост. В. Я. Лазарев, В. Г. Першин.- М.: ТПО ТАМП, 1991, 144 с.

3.         Крупенков А. Братья Раевские. Издат. «Везелица» Белгород, 1992, 54 с.

4.         Крупенков А., Крупенков Н. Судьба декабриста. М.П. «Квант» Белгород, 1994, 210 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle