Библиографическое описание:

Голдобина Е. Г., Быканова Н. Ю. Театрально-игровая деятельность [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 50-52.

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

В.Сухомлинский

 

Актуальность театрально-игровой деятельности на современном этапе очевидно: педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являя одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, мы уяснили для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов развитие, творчество, игра. Мы поддерживаем те педагогические идеи и суть которых сводится к единой концепции: развитие ребенка может быть понято как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личности биографии. А помочь ему должны взрослые — педагоги в данном случае — Мы, музыкальные руководители, связанные с ним едиными узами содействия и сотрудничества.

В своей деятельности мы опираемся на труды таких авторов, как Выготский А. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» — М., Просвещение, 1991., Воронова В. Я. «Творческие игры старших дошкольников» — М., Просвещение, 1971., Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» — Просвещение, 1990., Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» — М., Просвещение, 1985., Синицына К. С. «Умные сказки» — М., Просвещение, 1997., программа «Музыкальные шедевры» Радынова О., «Музыкальное развитие детей» Радынова О., Антипина А. Е. «Театральная деятельность в детском саду», Буренина А, «Театр всевозможного».

Суммарно педагогические идеи этих авторов используем в следующем контексте. Путь становления творческой личности труден и сложен. От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать, пойти придется немалый путь. Темп прохождения этого пути у каждого ребенка разный. Важно набраться терпения, не ускорять, не подгонять, не спешить давать готовые решения, не «кормить» ребенка прожёванной «духовной пищей». Всем известна истина: «Принуждение — враг творчества». Творческое развитие возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Поэтому важным моментом в процессе организации развивающих занятий в детском саду является создание мотивации, которая\ основывается на базовых потребностей детей дошкольного возраста.

Психологи отмечают, что именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно как взрослый.

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребенка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые умения и знания. Чем богаче опыт малыша, тем ярче творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребенка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное — главная миссия музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребенке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

На наш взгляд, театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

Прежде всего в нашем детском саду педагоги создали условия для театрально-игровой деятельности детей: приобрели кукольный театр, вместе с воспитателями изготовили теневой и пальчиковый театры, сделали ширму с занавесом для смены декораций во время спектакля.

Постоянно пополняем набор музыкальных инструментов: металлофонов, ксилофонов, бубнов, треугольников, арф, погремушек и т. д. С помощью родителей готовим костюмы к сказкам.

В театрально-игровую деятельность вовлекаем ребят, начиная с младшего дошкольного возраста. Так, в младшей группе совместно с детьми подготовительной к школе группы поставили музыкальный спектакль по русской народной сказке «Заюшкина избушка». Малыши — зрители, но в то же время и исполнители отдельных номеров (девочки исполняют танец цветов, мальчики — танец зайцев). Дети артисты на протяжении всего музыкального спектакля ведут диалог с малышами-зрителями. Например, Лиса спрашивает у детей: «Чья была избушка?». Зрители отвечают: «Заюшкин». И т. п.

В средней группе продолжаем обогащать впечатления детей, развивать их игровые навыки. Удачный получился вечер сказок и загадок, в котором участвовали дети средней и подготовительной к школе групп. Ребята пятого года жизни самостоятельно играли в оркестре, более свободно вели себя в зале. В сценарии утренников и вечеров развлечений для старшей группы включаем короткие сказки и инсценировки. Чаще всего действие происходит в лесу, а персонажи дети. Например, в сценарий новогоднего утренника вошла инсценировка «Волшебный сапожок», а в сценарий утренника, посвященного Международному женскому дню 8 Марта, — инсценировка «Подснежники». Такая творческая деятельность детей на вечерах развлечений и утренниках подводит их к тому, что в подготовительной к школе группе они ставят детские оперы.

Надолго запоминается старшим дошкольникам посещение театра. После просмотра спектакля с детьми беседовали артисты, показывали им приемы работы с куклами, отвечали на многочисленные вопросы ребят: «Как делают куклы для театра?», «Кто может стать артистом?» и т. п.

После таких экскурсий в театр игры детей заметно оживляются, становятся более разнообразными и эмоциональными.

Для постановки детских опер большое значение имеет выбор литературного произведения, которое ложится в основу либретто. Литературное произведение выбираем вместе с воспитателями, учитываем знания и интересы детей.

Заранее продумываем с воспитателями, как удачнее донести до ребят содержание текста и музыки. Стараемся, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. После прочтения сказки предлагаем прослушать ее в аудиозаписи. Затем проводим с ребятами беседу, с помощью которой учим их вникать в суть поведения персонажей.

Далее предлагаем детям прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж. Ребята переносятся в сказочный мир, у них возникают различные эмоции и переживания. Затем воспитатель разучивает с детьми текст, особо обращая внимание на выразительность речи.

Кроме того, малышам даем небольшие задания. Например, при подготовке к опере

«Репка» предлагаем пробежать, как Жучка или Кошка; произнести слова тоненьким голоском, как Мышка, или веселым, звонким, как Внучка. Многие движения индивидуальных и групповых танцев, например пляска Мухи и Комара в опере «Муха-Цокотуха», танец подснежников в «Двенадцати месяцах», придуманы ребятами.

При распределении ролей учитываем индивидуальные способности детей, их возможности. Нас волновал вопрос: а как быть, если не все желающие могут получить роль? Решили на каждую роль назначить дублера. Это дает возможность малоактивным детям преодолеть в себе робость, присмотреться к товарищу, по-своему создать сказочный образ. Ребятам подготовительной к школе группы предоставляем возможность самим распределять роли. Обычно кандидатуры, выдвигаемые детьми на главные роли, совпадают с нашим выбором. Но это умение пришло, конечно, не сразу. Постепенно учили детей замечать способности своих товарищей: умение перевоплощаться, передавать характерные способности литературных персонажей в инсценировках.

Игры-драматизации у старших дошкольников часто становятся спектаклями, а зрителями бывают дети из других групп.

Большую работу детский сад проводит с родителями: оформили стенд «Художественное творчество детей с цветными фотографиями, где видно, как дети участвуют в художественной деятельности. Проводим консультации для родителей на темы «Развитие театрально-игровой деятельности у детей», «Создание условий для самостоятельного художественного творчества», «Влияние театра на формирование художественного вкуса у детей» и т. д.

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т. д.

В процессе работы дети буквально на глазах преображаются, становятся свободными, раскрепощенными, а если умело поставить вопросы — учатся думать, анализировать, предлагать свои идеи. Наша задача педагога — практика побуждать ребенка «увидеть, удивляться, рассказывать».

Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.

Мы считаем, что театрализованная деятельность детей помогает нам решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Нам как педагогам, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Необходимость контакта и систематизирования ее в едином педагогическом процессе очевидна.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle