Библиографическое описание:

Щурикова Л. Г. Педагогические технологии развития творческих способностей инженера [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 250-253.

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий формирования творческих способностей студентов инженерных направлений. Особое внимание уделено характеристике таких педагогических технологий как взаимодействие и самостоятельная работа.

Ключевые слова: педагогические технологии, творческое развитие, взаимодействие, самостоятельная работа.

 

Развитие человеческого общества неразрывно связано с реформированием системы образования, которая является необходимым условием подготовки члена общества, отвечающего современным социальным потребностям, в том числе и в сфере профессиональной.

Одним из основных требований, предъявляемых к современному образованию, является его ценностно-ориентированный характер, который обеспечивает соединение поколений в общем пространстве. Ценностно-ориентированное образование обеспечивает также трансформацию общесоциальных ценностей во внутренний мир каждого отдельного человека, которые впоследствии должны стать стимулом социально одобряемого стиля поведения во всех сферах общественной жизни. При таком подходе к образованию сам выпускник приобретает значение ценности, т. е. результата обучения, соответствующего потребностям современного общества.

Федеральный Закон об образовании от 29.12.12 №. 273-ФЗ определяет следующие его принципы, имеющие ценностно-ориентированный характер.

-          гуманистический характер образования,

-          приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности,

-          воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. [3]

В соответствии с данным нормативным актом, ценностно-ориентированным должно быть не только гуманитарное, но и инженерное образование. При этом ценностная ориентация образования в сфере подготовки специалистов инженерных направлений должна быть приоритетной, так как призвана обеспечивать развитие у обучающихся таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, творческое мышление, креативность. Ценность творчества как необходимого элемента профессиональной реализации инженера и необходимого условия развития современного общества проявляется, прежде всего, в том, что оно является основным средством создания новых способов обеспечения жизнедеятельности человека. Именно инженерная деятельность является условием общественного прогресса и создания такой социокультурной среды, которая максимальным образом обеспечит удовлетворение всех жизненных потребностей каждого отдельного члена общества.

Анализируя результаты реформирования современного образования, мы, к сожалению, можем сказать, что творчески ориентированное образования является для нас пока еще целью. К сожалению, те педагогические технологии, которые применяются сейчас в высшей школе, носят в большей степени репродуктивный характер и обеспечивают передачу и усвоение обучающимися уже имеющихся знаний и в меньшей степени стимулируют их на собственную творческую инициативу.. Однако, нельзя винить в существующей сложившейся ситуации исключительно высшую школу. Система высших учебных заведений адаптируется к тем общественным потребностям, которые сложились в современном обществе. По сути, мы можем сказать, высшая школа готовит специалистов, обладающих именно такими характеристиками, которые реально востребованы современным обществом и конкретно отдельными работодателями.

Сегодня многие педагогические технологии, которые лежали в основе репродуктивной системы обучения, оказываются неспособными сформировать специалиста нового типа, способного к саморазвитию и творческому отношению к своей будущей профессии. Возникли также задачи, которые ранее не были целью образования, а именно, воспитание свободной, креативно-мыслящей личности, а также синтез воспитания и обучения в едином образовательном процессе. Различные формы воспитания и обучения должны восприниматься педагогами как единое целое, обеспечивающее одновременно решение задачи образования и воспитания. Таким образом, содержание всего образовательного процесса должно иметь воспитательный, ценностный характер.

Особая роль в данном процессе принадлежит дисциплинам гуманитарного цикла. Однако следует понимать, что включение в учебные планы дополнительных учебных дисциплин и увеличение объема содержания гуманитарного образования не обеспечит само по себе решение поставленных задач. Очень важно выбрать и применять именно те педагогические технологии и формы учебного процесса, результатом применения которых будет являться достижение цели подготовки специалиста нового уровня.

Процесс формирования ценностного отношения индивида к существующему окружающему миру и конкретно профессиональной деятельности является достаточно сложным и включает в себя несколько этапов:

1.      Предъявление ценностей человеку;

2.      Осознание личностью ценности

3.      Принятие ценности

4.      Реализация ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении;

5.      Закрепление в статусе качества личности

6.      Актуализация в ценностных ситуациях. [1]

Очень важное значение при подготовке ценностно–ориентированного специалиста имеет система ценностей педагога, определяющая стиль общения с обучающимися. Для того, чтобы научить творчески мыслить, необходимо самому быть творческой личностью, поэтому очень важно обращать внимание на личность педагога. «Педагог — не тот, кто учит ребенка жить, транслируя нравственные нормы(поучает), а тот, кто чувствует жизнь ребенка как свою и тактично помогает его внутреннему, душевному росту, и кто растет сам, развивая окружение детей…. Настоящим педагогом становится сегодня не просто человек знающий, а человек, способный к культурному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми и взрослыми». [2,7]

Неотъемлемой характеристикой современного педагога должно стать наличие у него инновационного потенциала, предполагающего:

1)        способность продуцировать новые идеи и проектировать их в новые формы деятельности;

2)        высокий интеллектуальный и культурный уровень;

3)        гибкость мышления.

При этом основной задачей такого педагога является не задача сухого транслирования имеющегося у него знаний, а создания такой образовательной среды, которая бы стимулировала обучающихся к самообучению и творчеству.

Особая роль в решении задачи развития творческих способностей обучающихся принадлежит личностно ориентированному образованию, когда процесс обучения строиться не только в соответствии с общими принципами и методами обучения, а учитывает индивидуальные способности каждого отдельного индивида.. Обучающийся должен стать для педагога не просто объектом обучения, а ценностью, тем зерном, из которого в дальнейшем разовьется новая личность, способная преобразить реальность. Педагог и обучающийся должны стать союзниками, объединенными общими целями совместного творчества и познания.

Современное профессиональное образование предусматривает возможность применения различных форм обучения и воспитания, способствующих формированию творческого отношения обучающихся к своей профессии. Одной из таких форм является совместная деятельность

Совместная деятельность обеспечивает более полное взаимопонимание педагога и обучающегося и способствует более успешной научной и творческой деятельности.. Совместная деятельность позволяет также педагогу выявить личностные качества индивида, способствующие его развитию и выбирать именно те педагогические технологии, которые будут обеспечивать развитие обучающегося именно на основе его индивидуальных особенностей. Противоречие индивидуальных способностей обучающегося и целей обучения значительно снижают качество образования в целом и творческой деятельности в частности.

Принцип индивидуализма при его реализации в образовательных процессах предполагает наличие:

-          индивидуального подхода, который должен пониматься не просто как учет конкретных индивидуальных особенностей, а приверженность ценности индивидуального развития,

-          теории педагогической поддержки и защиты, обеспечивающих развитие личности на основе гуманистического, свободного воспитания,

-          теории развития личности/индивидуальности,

-          методов обеспечения разнообразия и вариативности образовательных услуг, соответствующих принципу плюрализма образовательных концепций, что в конечном счете отражает ориентированность образования на индивидуальные запросы разных людей, а также интересы социальных групп и сообществ. [2,32]

Взаимодействие является одним из основных педагогических методов передачи накопленных знаний и создания новых посредством формирования единого образовательного пространства. При этом общение при таком взаимодействии должно быть не авторитарным, а доверительным. В процессе такого общения, которое называют в педагогической науке диалогическим, происходит совместное обсуждение ситуации, что значительно усиливает ее продуктивность.. Ценность диалогическое общения проявляется также в том, что оно формирует у студентов такие профессионально — значимые качества как умение слушать партнера, воспринимать и уважать его точку зрения. При этом педагогическое общение должно носить не спонтанный, а заранее спроектированный характер, логически приводящий к достижению определенного результата.

При изучении гуманитарных дисциплин совместная деятельность может осуществляться в форме подготовки совместных социально — значимых проектов для государственных и общественных организации. Это обеспечит формирование твердой гражданской позиции и чувства сопричастности к окружающей действительности.

Особенно важно проектирование для студентов инженерных направлений, так как данная форма самостоятельной работы ориентирует обучающихся на инновационный режим своей профессиональной деятельности.

Совместная деятельность может осуществляться не только на уровне педагог — обучающийся, но и совместно группой обучающихся. Такая форма обучения будет способствовать формированию у индивида такого ценного качества как толерантность, способность работать в команде. Профессиональная творческая деятельность инженера, как правило, является деятельностью коллективной, предполагающей синтез совместных усилий каждого отдельного работника для достижения общей цели. Умение сочетать свои интересы с интересами всего трудового коллектива — необходимое профессиональное качество любого работника.

Большая роль в процессе формирования творческих способностей обучающихся принадлежит самостоятельной работе, которая может реализовываться как непосредственно в аудитории, так и вне ее. При этом самостоятельная работа может иметь различные формы: научная деятельность, совместное решение проблемных ситуаций, более углубленное изучение материала дисциплины, подготовка к сдаче зачетов и экзаменов. Педагогической задачей при этом является создание условий для самостоятельного выбора и формирование способности найти выход из конкретной сложившейся ситуации. Возможность выбора способствует активизации внутренних резервов индивида в преодолении проблем и определении адекватных способов самореализации в своей профессиональной деятельности. Постоянно изменяющиеся условия реальности требуют формирования у обучающихся способностей к принятию решений в любых ситуациях. При этом важно, чтобы обучающийся понимал, что возможность выбора — это не вседозволенность. Вместе с формированием у индивида способности к выбору, необходимо сформировать у него чувство ответственности за принимаемые решения. Особенно ценно данное качество для студентов инженерных направлений, чья инновационная деятельность может иметь как созидательный, так и разрушительный характер. Обучающиеся должны понимать, что за любым принятым решением следует определенный результат, который должен носить как можно более прогнозируемый характер. Ценность формирования ответственного отношения инженера к своей творческой деятельности состоит в его гуманистической направленности.

 

Литература:

 

1.         Битянова М. Р. Ценностный аспект современного образования. Интернет ресурс http://www.tochkapsy.ru/index.php?id=19&inc=copilka

2.         Н. Б. Крылова Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. Российский Фонд фундаментальных исследований. Москва, — 1995,-110 с. Интернет ресурс http://www.values-edu.ru/wp-content/uploads/2011/04/thesaurus-1995–01.pdf

3.         Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Интернет ресурс. http://base.garant.ru/70291362/#ixzz3SrdlcoaV

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle