Библиографическое описание:

Лисьих Л. В. Стратегия и тактика культурного развития личности на уроках изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 124-126.

Проблемы развития нашего общества неизбежно затрагивают систему образования. Одной из них является дефицит культуры. Эта проблема характерна как для общества, школы, так и для личности. Культура, по словам П. А. Флоренского, есть язык, объединяющий человечество, и среда, растящая и питающая личность. Образование и воспитание должны служить духовному развитию личности, её культурному росту. Однако тенденция такова, что в общеобразовательную школу приходит большой круг учащихся с ослабленным культурным потенциалом по ряду социальных причин.

Сказанное относится ко всему циклу школьных учебных предметов, и в первую очередь к предметам эстетического блока и к художественно-изобразительному искусству в частности.

Изобразительное искусство в школе — это, прежде всего, диалог личности с величайшими достижениями человеческого духа в области изобразительного искусства, неиссякаемый родник ее культурного и нравственного возвышения. А уж потом — общеучебные и предметные учебные действия.

Современная стратегия в области художественно- изобразительного направления в педагогике заключается в активации развитии душевных сил личности, при постижении ей богатейшего опыта общечеловеческих гуманистических ценностей изобразительного искусства. Реализация обозначенной стратегической линии в практической деятельности учителя возможна и необходима с помощью разнообразных педагогических технологий. Однако все их многообразие должно произрастать на единой концептуальной основе приобщения детей к изобразительному искусству. Концептуальное родство направлений художественно-изобразительного образования заключается в постижении обучающимися изобразительного искусства и жизни в их нерасторжимом единстве, осознании изобразительного искусства «как живого искусства, рожденного жизнью и с жизнью связанного». Единая концептуальная основа помогает избежать существующую в практике разобщенность внеклассных занятий и уроков, установить преемственность между различными формами художественно- изобразительного образования.

Одним из тактических подходов современной стратегии художественно- изобразительного образования является осознание выразительного и говорящего бытия как единого продолжения образа мира в образе изображения. Это направление работы нацелено прежде всего на распознавание ребенком окружающего мира в изображенных образах, нацеливание детей на распознавание жизненных процессов и явлений, послуживших толчком для творчества и закодированных в цвете, тоне, характере линий, мазков, пропорций и т. д.

Осмысленная наполняемость изобразительных образов органично объединяет личностное и общезначимое, единичное и всеобщее, конкретное и многоплановое.

Для того чтобы прочувствовать содержание изобразительного произведения, необходимо проникнуть через внешнюю оболочку и постичь его эмоциональную глубину. Проблема вхождения в мир изобразительного искусства должна постоянно сопровождаться поиском жизненных аналогов переживаний и смысла изображенного.

Одним из путей решения проблемы проникновения в образно-эмоциональное содержание произведения является создание у детей эффекта внутреннего сотворчества с автором, единение с произведением, «вслушивание в то, какой отголосок оно вызывает в душе самого ребенка» / Б. Неменский. Приемом, способствующим решению проблемы познания единства мира с изобразительным искусством в эстетическом воспитании младших школьников, является перенос характеристики жизненных явлений на изображаемые образы, преодоление стереотипов при характеристике произведений. Достижение этого возможно по средствам трактовки художественного образа через призму жизненных наблюдений.

Осознание и преломление детьми через свой внутренний мир жизненного контекста художественных произведений обогащает восприятие и характеристику творений искусства.

Развитие воображения и фантазии — одна из основных задач художественного образования в школе, помогающая формировать художественную культуру личности ребенка, умение поддерживать и обновлять культуру своей страны, постоянно совершенствуясь как личность. Чтобы ребенок научился творчески мыслить, важно, как можно больше знакомить его с богатым наследием искусства и опытом человечества. Для этого необходим процесс переживания и сопереживания, что можно добиться средствами изобразительного искусства, литературы и музыки. Знакомство с богатством мировой культуры и искусства также является одним из важных путей формирования духовной культуры личности. Однако, высоко оценивая роль эстетического восприятия, нельзя забывать и о важности изобразительных умений и навыков в развитии творческих способностей ребенка. Так, овладение рисованием можно рассматривать как овладение одним из средств культурного развития личности, которое ведет к обогащению и перестройке психических свойств ребенка и оказывает существенное влияние на целостное формирование личности.

Художественно-эстетическая среда рождает в ребенке восприятие красоты, умение демонстрировать свое творчество, сравнивать его с эталонами; дает возможность включения в общую творческую среду, требуя от ребенка осознания красоты окружающей действительности. Помимо этого, социальная среда устанавливает взаимосвязь искусства с окружающей действительностью, обеспечивает использование продуктов творчества в жизни общества, его исторических процессах. Своими рисунками ребенок без определенного намерения отражает идеологическую и культурную направленность общества, окружающего его. Находясь в поиске внутреннего содержания собственного мира, ребенок присваивает ценности, свойственные той стране, тому региону, где он живет. Отсюда и возрастающий интерес к национальной культуре, способной значительно повысить духовный потенциал личности ребенка.

Важно правильно выбрать развивающую среду, найти такие методы и формы, которые помогли бы ребенку раскрыть себя как творческую личность. Но самое главное состоит в том, что учитель всегда должен развиваться вместе с ребенком, превосходить его уровень и быть постоянно в творческом поиске. Педагог, обучая учеников творить, сам, прежде всего, должен быть Творцом, уметь нетрадиционно мыслить и находить нестандартные способы решения проблем. Деятельность педагога — это его развитие и саморазвитие, поступательное движение вперед, повышение квалификации, поиск нового и совершенствование старого. Когда эти качества объединяются в педагоге, то значит, он состоялся как Личность, он может и должен вести детей вперед. Сам процесс воображения достаточно сложный психологический процесс. Он состоит из многих компонентов. Но исходя из уже сказанного, можно выделить одно правило: чтобы на уроках изобразительного искусства у детей заработал процесс воображения, необходимо как можно больше знакомить их с богатым наследием изобразительного искусства и опытом человечества. Но показа на уроках изобразительного искусства объектов реальности недостаточно для активизации воображения. Необходим процесс переживания или сопереживания, нужно «разбудить ребенка». Для этих целей необходимо воздействовать на эмоции ребенка средствами музыки и литературы, т. е. в процесс возникновения фантазии должны подключиться три вида искусства: изобразительное искусство, литература и музыка одновременно.

Все выше сказанное помогает активизировать чувства детей, раскрепостить их фантазию. Но для реализации творческих образов, зародившихся в уме детей, им необходимы практические умения и навыки, которые накапливаются в длительном процессе обучения изобразительному искусству. Поэтому, высоко оценивая роль эстетического восприятия на уроках изобразительного искусства в развитии воображения, нельзя забывать о значении изобразительных умений и навыков в развитии творческих способностей детей.

Ребенок многое узнает через культуру. Центральное место в культуре занимает искусство.

Цель художественного образования в школе — формирование художественной культуры учащихся, что предполагает умение ценить и понимать прекрасное в природе, в продуктах — результатах физического, умственного и духовного труда людей; умение посильно участвовать в процессах поддержания и обновления общественной культуры путем совершенствования своей личности, художественного общения и собственного участия в художественном творчестве и культурной жизни страны и мира.

Искусство обладает особыми возможностями эмоционально-образного воздействия на человека, способствует развитию всех сторон личности.

Если следовать концепции Л. С. Выготского, овладение рисованием можно рассматривать как овладение одним из средств культурного развития личности, относящихся к сфере развития высших психических функций. Рисование не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей. В этом развитии переплетается присвоение общих человеческих свойств и способностей, овладение собственно изобразительной культурой и влияние характера ведущей деятельности на специфику развития изобразительной деятельности в тот или иной период социального развития ребенка.

Возрастающий интерес к национальной культуре повышает духовный потенциал страны. Дети без всякого специального намерения своими рисунками отражают идеологическую и культурную направленность общества, учатся оценивать действительность, подражая оценкам взрослых. Путь развития каждой культуры своеобразен, поэтому наряду с системой общечеловеческих ценностей, ребенок, развиваясь, присваивает ценности, свойственные той стране, тому обществу, в котором он живет. Усваивая ориентации окружающих людей, ребенок вырабатывает и свою личную позицию, свои частные идеалы.

Эффективное художественно-эстетическое развитие личности ребенка на занятиях изобразительным искусством обусловлено, в первую очередь, использованием в образовательной системе богатства мировой культуры и искусства.

Рисование — сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается формирующаяся сложная личность ребенка и которая сама оказывает существенное влияние на формирование личности.

Изучение философских, эстетических, искусствоведческих основ народного творчества не только повышает уровень художественно-творческого развития детей, но и одновременно продолжает гуманистическое и национальное воспитание подрастающего поколения.

Только в условиях, отвечающих его склонностям, ребенок открывает себя. Рождается Творец, рождается Личность. Способные дети, чьи задатки педагог смог рассмотреть сквозь призму своей работы, наблюдая и исследуя детский коллектив, в своем развитии, движении вперед стремятся до предела насытиться информацией, а затем выдать ее в практической деятельности через опосредованный продукт сотворчества учителя и ученика.

Эстетическая среда, включающая в себя как материальную, так и духовную, социальную, рождает в ребенке восприятие красоты, умение демонстрировать свое творчество, сравнивать с эталонами, впоследствии дает возможность включения в общую творческую среду. Погружение в мир искусства уже требует от ребенка осознания красоты окружающей действительности. Материальная среда: художественный материал, эстетика оформления — стимулирует интересы ребенка. Духовная — это мир чувств взаимоотношений, знакомство с лучшими духовными образцами искусства, такими как музыка, литература, театр и т. д., представляют ребенку возможность «оживлять» образы, одухотворять красоту, давать ей развитие и творческое созидание. Социальная — устанавливает взаимосвязь в искусстве, выход творчества во внешнюю социальную среду, внесение образа в развитие общества, его исторические процессы. Находясь в поиске внутреннего содержания собственного мира, ребенок сам ставит перед педагогом ответные задачи, требующие творческого вмешательства.

Важно правильно выбирать развивающую среду для ребенка, найти такие методы и формы, которые бы помогали ребенку раскрыть свои способности, проявить одаренность, найти свой творческий путь. Но самое главное правило в том, что учитель всегда должен следовать за учеником, в этом заключается его педагогическая мудрость и такт.

Педагог, обучая творить учеников, сам, прежде всего, должен быть Творцом, уметь нетрадиционно мыслить и принимать творческие решения проблем. Трудолюбие педагога — это его развитие, поступательное движение вперед, повышение квалификации, поиск нового, совершенствование старого. Для одаренных детей педагог должен стать «впереди идущим» на профессиональном пути мастерства; обучить творчеству и передать свою любовь к данному виду деятельности. Когда эти качества собираются в одном человеке, педагоге, то, значит, он состоялся как личность, он может и должен вести детей вперед. Одаренный педагог — личность сложная, многогранная, находящаяся в постоянном развитии и взаимодействии с учениками и окружающими. Главное в профессии одаренного педагога — развиваться вместе с ребенком, стремиться к его уровню, превосходить его и быть постоянно в творческом поиске.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle