Библиографическое описание:

Вусатая Е. В. Роль рейтинговой системы оценки знаний студентов в повышении качества учебного процесса в медицинском вузе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 230-232.

Интеграция в мировое образовательное пространство требует внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий, позволяющих повысить качество учебных достижений, но и система оценки знаний должна отвечать современным требованиям.

Ключевые слова: рейтинговая система оценки знаний; рейтинговые баллы.

 

Обучение в медицинском Вузе не должно происходить как передача определенных знаний от преподавателя к студенту, студенту нужно стремиться к самостоятельному поиску нужной информации. В системе европейского образования используется организация образовательного процесса, при которой студент сам формирует последовательность изучения дисциплин и имеет возможность выбора преподавателя [1, c. 15]. Для каждого студента выстраивается индивидуальная концепция обучения. Такое обучение предполагает кредитную систему оценки знаний [5, c. 110]. Внедрение этой системы является одним из требований вхождения России в мировое образовательное пространство. Кредит — условная, относительная единица для оценки и признания достижения студентом четко сформулированных целей и результатов обучения на определенном уровне [2, c. 64]. При такой системе измерения трудоемкости под каждой кредитной единицей должны пониматься не просто физические часы, а действительно полученные знания. Поэтому оценка качества должна основываться не только на длительности и содержании обучения, но и на тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели студенты, и способности применить их в конкретной ситуации.

Интеграция в мировое образовательное пространство требует внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий, позволяющих повысить качество учебных достижений, но и система оценки знаний должна отвечать современным требованиям [4, c. 74]. Так необходимо внедрять рейтинговую систему оценивания знаний студентов, позволяющая перейти к накопительному статусу баллов. Необходимым условием рейтинговой системы является ее многобалльность [3, c. 21]. Оценка производится как по отдельной дисциплине, модулю, так и в целом по семестрам, курсам и за весь период обучения.

На кафедре госпитальной стоматологии ВГМА им.Н. Н. Бурденко определен единый подход к оценке знаний студентов на всех этапах контроля. Рейтинговая система основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности студента, предусмотренных учебным планом и включающих:

-        теоретические знания (решение профессиональных задач, собеседование, тестовый контроль);

-        практические умения (объем определен стандартами по специальности)

-        Принята схема перевода оценок пятибалльной шкалы в рейтинговые баллы таблица 1.

Таблица 1

Схема перевода пятибалльной шкалы в рейтинговые баллы

Пятибалльная шкала

Рейтинговые баллы

5

10

5-

9

4

8

4-

7

3

6

3-

5

 

На практике 10-ти балльная система не слишком отличается от традиционной, пятибалльной системы с применением «минусов». Она становится более дифференцированной, необходимо описать соответствие каждого балла уровню выполнения заданий. Конкретное наполнение шкалы баллов определятся требованиями федеральных образовательных стандартов.

На уровне кафедры в рамках дисциплины (или модуля) определена система смысловых блоков и формы контроля, сроки проведения контрольных мероприятий, число баллов, в которое оценивается освоение материала данного блока. В тематических планах обозначены рейтинговые занятия, определения рейтинга происходит с учетом веса оценки, пример представлен в таблице 2.

Таблица 2

Определение веса оценки

Критерий

Вес оценки

Профессиональная задача

0,4

Тесты

0,3

Практические умения

0,3

 

Максимальный рейтинг по дисциплине составляет 100 баллов, из которых максимум 60 баллов отводится на оценку текущей успеваемости в семестре, а 40 — на итоговый контроль по дисциплине (табл. 3). Минимальное количество баллов, которое студент должен набрать в семестре — 40, на экзамене — 20.

Таблица 3

Определение текущего рейтинга студента

 

Макс. оценка

В рейтинг.

баллах

Получена оценка

В рейтинг.

баллах

% дости-жения цели

Вес оценки

Расчет рейтинга

Проф.

задача

5

10

4

8

80

0,4

(80*0,4)+(80*0,3)+(60*0,3)=74 балла

Тесты

5

10

4

8

80

0,3

Практич.

умения

5

10

3

6

60

0,3

 

Поскольку в некоторых итоговых документах требуется проставлять оценку по четырех-балльной системе, принята следующая шкала соответствия оценок в баллах и традиционных оценок:

до 61 балла — неудовлетворительно;

61–75 баллов — удовлетворительно;

76–89 баллов — хорошо;

90–100 баллов — отлично.

По итогам семестра по всем дисциплинам (модулям) выводится общий рейтинг, который складывается из: среднего балла по всем предметным рейтингам; баллов, полученных за участие в научно-практической деятельности Вуза; баллов, полученных за участие в культурной жизни Вуза и т. д.

Внедрение рейтинговой системы оценки знаний позволяет:

1.      Студентам медицинского ВУЗа организовать систематическую, работу по усвоению учебного материала; оценивать состояние своей работы по изучению дисциплины; в течение семестра вносить коррективы в организацию текущей самостоятельной работы; получать объективные показатели своих знаний по отдельным модулям учебной дисциплины и прогнозировать итоговую оценку.

2.      Преподавателям рационально планировать учебный процесс; всесторонне и объективно оценивать усвоение студентом изучаемого материала; своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля.

3.      Деканатам улучшить контроль хода учебного процесса; оценить работу каждого студента и учебных групп по результатам текущего рейтингового контроля и оперативно вносить коррективы в организацию учебного процесса; более рационально решать вопросы материального поощрения студентов (стипендии, надбавки и др.).

Таким образом, рейтинговая система оценки знаний студентов предназначена для повышения качества образовательного процесса, стимулирования индивидуальной самостоятельной работы студентов, развития принципов конкурентности, объективизации оценки уровня подготовки будущих врачей и предусматривает оптимизацию содержания организационных форм обучения в соответствии с возможностями студентов.

 

Литература:

 

1.                  Аванесов B. C. Научные проблемы тестового контроля знаний. — М: Высшая школа,, 1994. — 135 с.

2.                  Алферова Е. А., Сущенко А. В., Плотникова И. Е. Роль воспитательного процесса в формировании поликультурной личности студента медицинского ВУЗа // Сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» — 2014 — № 4 (39), часть 1 — С. 64–68

3.                  Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Педагогика, 1995. 134 с.

4.                  Вусатая Е. В., Кочкина Н. Л., Сущенко А. В. Роль педагогической риторики в повышении качества учебного процесса в медицинском ВУЗЕ // Сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» — 2014 — № 4 (39), часть 1 — С. 74–78

5.                  Красникова О. П., Кочкина Н. Л., Сущенко А. В., Красников П. И. Роль эстетического воспитания студента медицинского ВУЗа в становлении будущего специалиста-врача // Сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» — 2014 — № 4 (39), часть 1 — С. 110–116

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle