Библиографическое описание:

Мальгин В. Е., Попова И. Н., Митина М. Е. Педагогическая модель неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 165-168.

В статье рассматриваются особенности педагогической модели процесса неформального образования детей и взрослых через внедрение вариативных форм неформального образования в детско-юношеской спортивной школе и ее влияния на образовательную среду учреждения дополнительного образования.

Ключевые слова: информатизация, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности, мониторинг, модель среды неформального образования, экспериментальная деятельность.

 

В современных условиях интеграции и унификации сфер деятельности человека, внедрения и распространения информационных технологий, происходят кардинальные изменения в области социального взаимодействия в сфере образования. Под воздействием многообразных технологий, используемых в системе образования, в мире складываются новые социальные приоритеты:

-          интериоризация многоуровнего образования в течении всей жизни;

-          восприятия образования как личного ресурса, обязательного условия социализации;

-          гарантия социального равенства в образовании независимо от территориальных, материальных и возрастных особенностей;

-          непрерывный рост образовательного потенциала личности в соответствии с внутренними и внешними факторами;

-          решение проблем конкуренции и сотрудничества в области образования за счет процессов современного социального глобализма;

-          ускорение интеграции формального, неформального и информального образования.

В настоящее время во всех развитых странах мира на уровне государственной политики достигнуто признание того, что знания во все возрастающей степени становятся основой развития общества, что необходимым средством социально-экономического прогресса в XXI веке является трансформация человечества в общество «пожизненного обучения». Положение «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь» может служить лозунгом совокупной системы образования и наиболее полно отражает потенциал и задачи неформального образования, которое, в свою очередь, должно стать одним из механизмов реализации концепции образования на протяжении жизни [4, с.61].

Изменения, связанные с модернизацией в российской системе образования, тоже в той или иной мере продиктованы переходом к информационному обществу всего мирового развития.

С другой стороны массовая информатизация основных сфер деятельности человека, неизбежно влечет за собой перенасыщение учебных программ общеобразовательных школ, и как следствие ведет к уменьшению или вытеснению возможностей использования программ учреждений дополнительного образования. Переход к крайне востребованной сейчас вариативности дополнительных образовательных программ, тормозят рамки формального образования (длительность цикла, стандартизация, ресурсозатратность, сертификация и др.), а при традиционном авторитарно-манипулятивном стиле педагогического управления, вообще нарушаются условия для гармоничного духовного и физического развития подрастающего поколения. Программы учреждений дополнительного образования спортивной направленности ориентированы на детей и подростков и реализуются, как правило, в свободные он основной школы часы и имеют длительный и цикличный характер. Попытки начать освоение курса с середины или перехода во время цикла, чреваты неосвоением и невозможностью перевода в группы следующего года обучения. Отсутствие вариативных программ для взрослых и «простаивание» учреждений спортивной направленности в свободное от занятий детей время не способствуют приобщению населения к физической культуре и спорту и увеличению количества занимающихся своим здоровьем.

Важнейшими различиями школьного и дополнительного образования являются:

-          Обучение в школе удовлетворяет государственный (социальный) заказ на определенный уровень знаний и определенный тип личности своих граждан. Поэтому школьное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов обученности. По этой причине познавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешно затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности и стандартизованности программ, методов и критериев обучения. В условиях же дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам».

-          В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные программы, адаптированные учителем. Для дополнительного же образования характерно преимущественное использование авторских учебных программ.

-          В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в УДО — со стороны самого учащегося. Реализуется свободный выбор учащимся вида занятий и педагога, что может рассматриваться как важнейший этап его самоактуализации.

В УДО процесс обучения носит более неформальный характер, чем в школьной традиции, и потому он ближе к природным основаниям развития детей, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему; более сильное, чем в школе, имеет значение личностное влияние педагога на учащихся [2, с.71].

При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии [1, с.7].

Проблемы взаимодействия основного и дополнительного образования детей и взрослых, открытости единого образовательного пространства, предоставления возможных условий развития личности детей и взрослых в рамках неформального образования может быть продуктивно и рационально решена, прежде всего, на уровне создания модели образовательной программы, которая может представлять собой интеграцию основного и дополнительного образования, исходя из потребностей детей и взрослых на основе их свободного выбора. Это особенно важно не только в подростковом возрасте, когда интересы ребенка достаточно изменчивы, но и в другиз возрастных периодах характеризуемых нехваткой времени, удаленностью формальных образовательных центров, отсутствием программ и многими другими причинами — неформальное образование может сыграть совершенно особую роль развитии детей и взрослых, предоставляя для этого достаточно широкие возможности [3, с.603].

Актуальность и выявленные противоречия обусловили выбор темы экспериментальной работы школы — «Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы»

В результате экспериментальной работы по внедрению вариативных форм неформального образования, мы хотим доказать устойчивую зависимость количественных характеристик предлагаемых образовательных услуг (вариативных курсов) и качественных, которые будут выражаться в воспитании физической культуры у детей и подростков, а также формирование устойчивой потребности в физической активности и физкультурно-оздоровительной деятельности у различных групп населения города как необходимого стимула формирования нового, более продуктивного уровня жизнедеятельности.

В качестве базы экспериментальной деятельности будут использоваться площади и материально-технические возможности учреждения (плавательный бассейн, два игровых, тренажерный и борцовский залы, теннисные корты и зал бокса). Непосредственную реализацию программ по видам спортивной деятельности будут осуществлять тренера-преподаватели ДЮСШ и приглашенные тьюторы из числа активистов спортивно-массовой работы.

В построении эффективно работающей модели среды неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы, мы исходим из того, что неформальное образование всегда основывается на сетевых принципах взаимодействия. В связи с этим, мы берем за основу построения данной модели теоретические предпосылки Ю. А. Конаржевского, А. И. Адамского, А. М. Цирульникова, А. М. Лобок, М. М. Чучкевич, С. В. Тарасовой и т. д. о сетевом планировании, сетевом взаимодействии и сетевом образовании.

Согласно модели по организации неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы каждый человек (ребенок или взрослый), желающий заниматься физическим самообразованием, имеющий собственную инициативу, становится равноправным членом неформальной физкультурно-спортивной сети. Члены сети для разрешения определенной проблемы, решения задач или достижения определенного коллективного результата формируют неформальные объединения (как правило по видам спорта). Проблема или задача, вокруг которой объединяются члены сети, становится «звеном» сети. Количество «звеньев» зависит от количества задач, которые разрешаются в рамках сети. Каждый член, с одной стороны, вносит свою лепту в развитии сети, и с другой стороны, сам же развивается в процессе реализации того или иного «звена» с другими членами физкультурного сообщества сети [3, с.604].

Мониторинг востребованности тех или иных видов спортивной занятости детского и взрослого населения был проведен с помощью анкетирования родителей и детей во время классных собраний в общеобразовательных школах. Анкеты были анонимными, а вопросы предполагали однозначные ответы:

— Каким индивидуальным видом спорта Вы захотели бы заняться...

— Каким командным видом спорта Вы захотели бы заняться...

— Какой вид спорта Вы посоветовали бы ребенку (родителю)...

— В какую спортивную игру Вы поиграли бы в свободное время...

— Каким спортивным навыкам Вы хотели бы научиться...

— Какие физические качества Вы хотели бы в себе развить...

— Какие туристические навыки Вас привлекают...

— Какой спортивной деятельности Вы смогли бы научить других...

— Ваш пол и возраст...

Всего в анкетировании приняли участие 962 человека в возрасте от 7 до 53 лет.

Пол

Возраст

Кол-во

Плавание

Лыжи

Фитнес

Борьба

Бодибилдинг

Танцы

Футбол

М

7–18

230

61

13

-

33

20

7

96

19–35

110

52

18

8

12

8

-

12

36–53

65

30

10

-

-

-

-

25

Ж

7–18

222

80

22

65

2

5

41

7

19–35

190

75

14

95

-

-

6

-

36–53

145

90

32

23

-

-

-

-

 

 

962

388

109

191

47

33

54

140

 

При первоначальном анализе занятости спортивных площадей реализацией программ дополнительного образования для детей (в рамках формального образовательного процесса) было выяснено, что более разгруженными и даже свободными являются игровые и борцовский залы. Поэтому было принято решение начать с реализации неформальных программ «Железная леди (самооборона для женщин)», «Футбольный фристайл (жонглирование мячом)», «Микрофутзал». А в плавательном бассейне (по выходным дням) были организованы трехмесячные курсы по обучению плаванию.

Таким образом, педагогическая модель интеграции дополнительного и неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе стала иметь следующий вид:

Триатлон

Образовательные

Консультации по видам спорта

Информирование о деятельности ДЮСШ

Полиатлон

Неформальное

Кила

Уличный футбол

Стритбол

«Ветераны»

«Железная леди»

Кила, забавы

Базовое дополнительное образование

Футбол

Мужской клуб

Плавание

Борьба

Подводный спорт

Организация и проведение мероприятий города и области

Турслет

Бокс

Семейный час

Дартс

Плавание

«Доступная среда»

Шахматы

Лыжные гонки

Акваэробика

Стрельба

Теннис

Ориентирование

Методические услуги для специалистов

Биатлон

Баскетбол

«Кому за»..

Троеборье

образование

Маунтинбайк

Русские забавы

Бильярд

Туризм

«Спасатель»

ГТО

услуги

Организация и проведение спортивных мероприятий

 

Подводя промежуточные итоги экспериментальной деятельности можно сказать, что самая главная работа еще впереди, но мы уверены, что только через непосредственную интеграцию дополнительного (формального) и вариативных форм неформального образования можно создать настоящую развивающую и воспитывающую образовательную среду для детей и взрослых.

 

Литература:

 

1.         Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования: от традиционной педагогики к педагогике развития. –Внешкольник. — 1997. — № 9. — с. 6–8.

2.         Евладова Е. Б. Образование основное и дополнительное: (проблема взаимосвязи). // Внешкольник. — 2000. — № 3.

3.         Мальгин В. Е. Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы / В. Е. Мальгин, О. В. Трофимова, Н. В. Щергунова // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 602–604.

4.         Мухлаева Т. В. «Международный опыт неформального образования» журнал «Человек и образование» Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования (ФГНУ ИПООВ РАО), № 4 2010.

5.         http://www.raduzhnyi-city.ru/ Официальный сайт ЗАТО г. Радужный Владимирской области

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle