Библиографическое описание:

Романенко Е. В. Управление ДОУ в современных условиях [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 77-79.

Ввиду краткости жизни мы не можем позволить себе роскошь тратить время на задачи, которые не ведут к новым результатам.

Л. Д. Ландау

Модернизация образования представляет собой важнейшее направление государственной политики Российской Федерации по существенному повышению качества жизни граждан России. Основной целью развития образования в России является повышение его качества, доступности и эффективности.

В настоящее время модернизация образования осуществляется в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020». Данными государственно-политическими актами предусматриваются совершенствование содержания и технологий образования, повышение эффективности финансирования и управления в системе образования, внедрение новых механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования.

Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

Цель модернизации образования: создании механизма устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

-        обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

-        достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

-        формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно — экономических механизмов, привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

-        повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

-        развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Государственная политика в области образования направлена на качественные изменения деятельности общеобразовательных учреждений, предъявляет высокие требования к руководителю, поэтому сегодня руководитель Дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) должен суметь обеспечить переход своего учреждения на новый уровень развития.

Современному руководителю важно обладать множеством управленческих знаний и умений, быть мобильным, динамичным, конструктивным, уметь принимать ответственные решения, в том числе в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, обладать развитым чувством ответственности за вверенный ему коллектив» освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания. Главным для руководителя является умение видеть будущее своего учреждения и знание, как это будущее сделать наиболее успешным для всех участников образовательного процесса.

Цель руководителя: повышения уровня общедидактической и методической подготовленности педагогов к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмен опытом.

Важны новые подходы к управлению, они становятся той движущей силой, которая может перевести дошкольное учреждение из функционирующего в развивающееся. Развивающееся дошкольное учреждение постоянно работает в поисковом режиме. В нем преобладают процессы принятия решений по ситуации, то есть по конкретным результатам.

Переход к ситуативному управлению детским садом по результатам означает радикальное изменение подходов к управлению учебно-воспитательным процессом и прежде всего его участниками

Принципы, лежащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения.

1.                  Демократизация.

Данный принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления.

2.                  Гуманизация.

Обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями, переориентация учебного процесса на личность ребенка.

3.               Дифференциация, мобильность, развитие

4.               Открытость образования.

Возможность дошкольного образования и дополнительного в различных формах.

5.                  Стандартизация.

Данный принцип предполагает соблюдение федеральных государственных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.

Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающемся дошкольном учреждении.

Основная функция современного ДОУ — готовность к успешному обучению в школе — целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, «погружение» в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Оценить развитие дошкольного учреждения целесообразно по следующим показателям деятельности.

1.      Инновационная деятельность учреждения — обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с Государственными стандартами (далее Госстандарт) основных и дополнительных образовательных услуг,

2.      Обновление педагогических технологий, методов и форм работы, сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.

3.      Организация учебно-воспитательного процесса — самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; равноправие педагогов и детей как партнеров в этой деятельности; высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса; комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса.

4.      Эффективность учебно-воспитательного процесса — сравнение соответствия конечных результатов запланированным (оценка состояния физического и психического здоровья детей, их развития: физического, познавательного, художественно-эстетического, интеллектуального, социального).

Хотелось бы сделать акцент на смене контроля. Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля. Предполагается профессиональный контроль специалистов за конечными результатами (психологи — за развитием детей; методисты — за здоровьем и физическим развитием; дефектологи — за результатами коррекционной работы и т. д.Таким образом изменяется и отношение педагога к контролю. Он чаще просит оказать консультативную помощь как профессиональную услугу. Контроль приобретает регулятивно — коррекционный характер.

Сделаем вывод, что переводу ДОУ в режим развития способствуют:

1.      Концепция и программа его развития;

2.      Моделирование УВП как системы, помогающей саморазвитию личности;

3.      Проведение в учреждении экспериментальной и опытной работы;

4.      Сплоченный общей целью коллектив — дети, педагоги, родители;

5.      Организация оптимальной системы самоуправления;

6.      Система эффективной научно — методической деятельности;

7.      Материально — техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно — развивающей среды;

8.      Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами их родителей.

Основополагающие требования к развивающемуся дошкольному учреждению.

1.      Детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями

2.      Педагог развивает свои профессиональные и личные качества; В условиях модернизации дошкольного образования в деятельности педагогов выделяют ряд взаимосвязанных компонентов: конструктивный, организаторский, коммуникативный, которые конкретизируют деятельность педагогов.

«Профессиональный стандарт педагога» (приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544-н) определяет педагога, как ключевую фигуру реформирования образования. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за совой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

3.      Руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов.

4.      Коллектив работает в творческом поисковом режиме, гуманные отношение партнерского сотрудничества; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива; педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания; дает ребенку возможность быть самим собой; организует разнообразную учебно-воспитательную деятельность; создает условия для сохранения здоровья ребенка.

5.      Родитель активный участник — образовательного процесса.

Все изложенные положения лежат в основе философии обновления дошкольного учреждения. Контуры этой стратегии зафиксированы в Международной конвенции о защите прав ребенка, предусматривающей его право на жизнь, защиту, развитие и свое мнение.

В исследованиях прежних периодов объект управления ДОУ ограничивался рассмотрением внутренних процессов жизнедеятельности. Но в наши дни в центре внимания оказывается ДОУ как открытая система, доступная для всех участников образовательного процесса. То есть в объект управления включается и совокупность значимых связей ДОУ с внешней средой. Старый, традиционный, и новый взгляды на ДОУ В условиях модернизации дошкольного образования в деятельности педагогов выделяют ряд взаимосвязанных компонентов: конструктивный, организаторский, коммуникативный, которые конкретизируют деятельность педагогов.

«Профессиональный стандарт педагога» (приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544-н) определяет педагога, как ключевую фигуру реформирования образования. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за совой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалифика достижениях науки и Успех современного ДОУ решающим образом зависит от трех элементов:

1.      Понимания состояния дел на данный момент;

2.      Представление того уровня, которого ДОУ собирается достичь;

3.      Планирование процесса перехода из одного состояния в другое.

Возможные риски и трудности

1.      Отсутствие финансирования.

2.      Недостаток высококвалифицированных педагогических кадров.

3.      Текучесть педагогических кадров.

4.      Невысокая мотивация педагогов для совершенствования профессионального мастерства.

5.      Поглощение текущей работой — распределение приоритетной деятельности; — смутное представление о переходе на Стандарт.

6.      Упрощенное понимание сущности и технологии реализации личностно-ориентированного подхода.

7.      Ранее сложившаяся система подачи материала становится препятствием в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

8.      Отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы ДОУ, части, формируемой участниками образовательного процесса.

Работу я рассматриваю как комплекс практических мероприятий, базирующийся на передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога.

Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете — повышение качества и эффективности образовательного процесса. А этому будет способствовать Главный принцип моей деятельности -принцип сотрудничества. Деловое доброжелательное сотрудничество позволяет эффективно организовывать коллектив на выполнение управленческих решений.

«Человек, который знает «как», всегда найдет работу, человек, который знает «почему», будет его начальником».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle