Библиографическое описание:

Жерякова С. В. Содержание, формы и методы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в педагогике второй половины ХХ века [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 59-62.

В исследовании установлено, что теория и практика физического воспитания детей дошкольного возраста второй половины ХХ века существенно обогатилась научными исследованиями педагогов, врачей, физиологов и значительным опытом работы воспитателей-практиков по вопросам развития двигательной активности детей. Автор доказывает, что центральное место в процессе формирования навыков здорового образа жизни во второй половине ХХ века стала занимать целесообразная организация оздоровительно-воспитательной работы дошкольных детских учреждений по привлечению детей к двигательной активности и повышению ее эффективности, рациональной организации активного досуга ребенка, усилению взаимодействия с семьей и медицинскими учреждениями.

Ключевые слова: содержание учебно-воспитательной работы, формы учебно-воспитательной работы, методы формирования здорового образа жизни, дети дошкольного возраста, вторая половина ХХ века.

 

Изучение фактического материала по проблеме исследования позволило установить, что период второй половины ХХ века характеризовался особым вниманием педагогической общественности к вопросам воспитания здоровой личности дошкольного возраста, однако подходы к решению проблемы были неоднозначными и менялись в зависимости от изменения приоритетов социально-педагогического комплекса.

Проблема здорового образа жизни была предметом исследования широкого спектра ученых. Учитывая специфику проблемы нашего исследования, мы опирались на научные разработки проблемы формирования здорового образа жизни в контексте особенностей становления отечественной системы физического воспитания (А. Верениус, В. Гориневський, П. Лесгафт, М. Семашко), теоретические основы психологического развития детей дошкольного возраста (Л. Выготский, Д. Эльконин, В. Мухина, М. Шевандрин).

Анализ значительного количества научных трудов исследуемого периода дает основания констатировать, что во второй половине ХХ века широко разрабатывались вопросы формирования навыков здорового образа жизни личности, содержание и методика физического воспитания дошкольников. Однако проблема нашего научного поиска остается актуальной до сих пор и требует детального изучения. Отмеченное обусловило выбор нами темы статьи: «Содержание, формы и методы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в педагогике второй половины ХХ века».

В исследованиях второй половины ХХ века были определены стратегические направления решения проблемы формирования навыков здорового образа жизни, а именно: организация рационального активного двигательного режима детей дошкольного возраста; привлечение их к двигательной активности; улучшение воспитательной работы детских дошкольных учреждений, которая предусматривала оздоровительно-просветительскую сотрудничество с семьей.

С целью формирование у родителей позитивного отношения к проблеме формирования здорового образа жизни в исследуемый период были определены основные направления профессиональной педагогической деятельности и ее дальнейшей научной разработки: пропаганда медицинских и педагогических знаний среди родителей; обеспечение их педагогически целесообразной информацией; организация профессиональных консультаций по воспитанию здоровой личности ребенка; проведение профилактических мер по санитарному и медицинскому просвещению родителей; стимулирование родителей к самовоспитанию; привлечение их к организации и проведению отдельных мероприятий физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы с детьми; распространение передового педагогического опыта воспитания детей в семье (конференции, тематические вечера, педагогические родительские собрания, организация совместных оздоровительных мероприятий и т. п.). Изучение и анализ методической и педагогической литературы исследуемого периода позволили доказать огромную роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в виде воспитания положительного отношения к нему личным примером; привлечение ребенка к соблюдению норм здорового образа жизни (режим дня, закаливание и т. д.), организации активного досуга в свободное время, подготовки ребенка к школе, которая должна включать оздоровительный, режимный, гигиенический, физический, умственный компоненты. [8], [9], [10].

В процессе исследования выяснено, что особенности организации рационального двигательного режима в педагогической практике исследуемого периода, обусловлены необходимостью привлекать ребенка к активной, разносторонней деятельности и потребностью детского организма в ярких эмоциональных переживаниях, положительных ощущениях, изменении режимов отдыха и работы, а также требованиями пребывание на свежем воздухе, обеспечение двигательной активности. [4].

В контексте проблемы исследования необходимо отметить, что признание отечественной педагогической мыслью потребности в специальной организации рационального активного отдыха в детских садах, связанного с физическими упражнениями и движениями, обусловило решение проблемы в следующих направлениях: создание условий для активной деятельности детей, организация игровых площадок, включение детей в активные формы двигательной деятельности (игры и занятия на свежем воздухе, городские пешие прогулки в разные времена года, выезд в летний период на дачу, экскурсии на природу, туризм, подвижные игры и т. д.). [3].

Приоритеты активного досуга детерминировали соблюдение ряда основных требований к успешной его организации в работе детских дошкольных учреждений: определение цели и задач, учет возрастных и психологических особенностей детей, обеспечение коллективной деятельности, реализация воспитательных и развивающих возможностей, систематичность, создание специальных мест и площадок, осуществление контроля психического, эмоционального, физического состояния ребенка [1], [2].

Результаты исследования показали, что успешному решению проблемы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста в исследуемый период способствовало сочетание разнообразных средств: гигиенических (организация гигиенического среды и правильного режима дня и отдыха: время подъема, сна, приема пищи, занятий и прогулок), оздоровительных сил природы (воздух, солнце, вода), закаливание организма (основные средства — воздушные и солнечные ванны, обтирания, обливания, купание в естественных водоемах), общения, элементарного труда, физических упражнений, применяемых в гимнастике (общеразвивающие, дыхательные), спорте, игре и туризме. [5], [6].

В работе выявлено накопленные опытом методы и приемы формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста во второй половине ХХ века: наглядные (образец воспитателя, родителей; показ физических упражнений воспитателем или ребенком; использование мимических и пантомимических движений; демонстрация тематических диафильмов, кинофильмов о спорте; имитационно-игровые методы); словесные (речевой комментарий, рассказ, объяснение, беседа); практические (игра, соревнования, практическая помощь взрослых). [7].

В работе отмечено, что эффективность усвоения здорового образа жизни дошкольниками в исследуемый период зависела не только от методов и приемов обучения, но и от форм организации учебно-воспитательной работы, а именно: утренней гимнастики, физкультурных занятий (индивидуальных и групповых, сюжетных и игровых, дифференцированных — для девочек и мальчиков отдельно, доминантных — с преимуществом элементарных спортивных игр и упражнений спортивного характера, с включением танцевальных элементов), физкультминуток, гимнастики после дневного сна, самостоятельной двигательной деятельности, физкультурных праздников и развлечений, прогулок-экскурсий. Значительное место в деятельности детских дошкольных учреждений исследуемого периода отводилось совершенствованию и развитию двигательных навыков у детей дошкольного возраста. Доказано, что целесообразный подбор упражнений, их количество и дозировка формируют необходимые двигательные умения и навыки. [7].

В процессе научного поиска было установлено, что при наличии широкого круга фундаментальных научных исследований отдельных аспектов проблемы здорового образа жизни в теоретическом и практическом аспектах, широкого информирования педагогической общественности и популяризации основных результатов исследований в педагогической прессе, вопросы реализации двигательной активности детей дошкольного возраста средствами физической культуры, однако, не были представлены как логическая система, а методика организации имела многочисленные недостатки и статус недостаточно разработанной, несовершенной, что требовала тщательной и плодотворной доработки.

Стоит отметить, что требования к рациональной организации двигательной активности детей дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях, были обусловлены потребностями детского организма, поведения и характера детей дошкольного возраста: требования по выполнению движений (усвоение техники движения, продолжительность и скорость выполнения упражнений, соотношение процессов возбуждения и торможения); оборудование места занятий, музыкального сопровождения; создание положительной эмоциональной и психологической атмосферы во время занятий; обеспечение связей специальных физкультурных мероприятий по всем общим характеристикам деятельности ребенка в течении дня.

Во время исследования установлено, что теория и практика физического воспитания детей дошкольного возраста второй половины ХХ века существенно обогатилась научными исследованиями педагогов, врачей, физиологов и значительным опытом работы воспитателей-практиков по вопросам развития двигательной активности детей. Центральное место в процессе формирования навыков здорового образа жизни стала занимать целесообразная организация оздоровительно-воспитательной работы дошкольных детских учреждений по привлечению детей к двигательной активности и повышению ее эффективности, рациональной организации активного досуга ребенка, усилению взаимодействия с семьей и медицинскими учреждениями.

 

Литература:

 

1.         Бех И. Воспитание личности: В 2 кн. Кн.1: Личностно-ориентированный подход: научно-практические основы. — К.: Лебедь, 2003. — 280 с.

2.         Бех И. Воспитание личности: В 2 кн. Кн.2: Личностно-ориентированный подход: научно-практические основы. — К.: Лебедь, 2003. — 344 с.

3.         Катков А. Л. Управление здоровьем населения через формирование психического и психологического здоровья // Валеология: Медико-психологические аспекты формирования здорового образа жизни. — Киев, 1999. — С. 82–83.

4.         Малюкова В. В. Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик. — М: АСТ. СПб «Сова», 2007. — С. 641–645.

5.         Подружись с физкультурой / Под ред. Памза Н. А. в соавт. — Минск: Полымя, 1985. — С. 70–98.

6.         Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Под. общ. ред. Н. В. Сократова. — М:ТЦ Сфера, 2005. — 224с.

7.         Сухарев А. П. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков / Сухарев А. П. // Гигиена и санитария. — 2000. — № 3. — С. 43–44.

8.         Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М: Академия, 2004. — С. 461–471.

9.         Теория и практика физической культуры. — Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk.

10.     Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1997N1/p22–24/htm

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle