Библиографическое описание:

Дядинчук Т. Г. Развитие творческих способностей у младших школьников как одно из средств развития личности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 108-110.

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.

К. Паустовский

Формирование творческой личности — одна из важнейших задач педагогической теории и практики в современных реалиях. Решение её продолжается в младшем школьном возрасте. Практическое раскрытие творческого потенциала детей осуществляется в игре и художественном творчестве. Игровой элемент присутствует в процессе любого творчества: научного, эстетического, художественного и сопровождается эстетическим отношением.

По глубокой мысли Г. В. Гегеля, «подлинное творчество составляет деятельность художественной фантазии. Она представляет начало разума, духа, поскольку она пролагает себе путь к осознанию» [1,46]

«Совершенство человека, как и творческое начало в нём, напрямую связано с эстетическим, с его основополагающим стержнем — прекрасным», утверждал великий немецкий поэт и мыслитель эпохи просвещения Ф.Шиллер. [2,301]

«Тогда-то и ангел играет над ними» — описала данное состояние Райнер Мария Рильке. Так допустимо называть творческой деятельность, основанную на сочетании воображения и «продуктивной умственной деятельности» (И. М. Розетт). Но посредником между реальностью и творчеством всегда выступает эмоция, эту закономерность заметил Л. С. Выготский: «Всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатление, мысли, образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет ими в данную минуту». [3,13]

Мелкая моторика — это двигательная деятельность, обусловленная скоординированной работой мелких мышц руки глаза. Учёными доказано, что чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки тесно взаимосвязаны с развитием речи, творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти у младших школьников. Но самое главное — создавая свое «произведение», ученик приобретает различные знания, уточняются, углубляются его представления об окружающем мире, осмысливаются новые качества предметов. Овладевая изобразительными навыками, ребёнок учится осознанно их использовать. «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребёнка», писал Аристотель. В основе творческих способностей лежат общие умственные способности.

Для достижения максимального результата, на уроках изобразительной деятельности, решила использовать нетрадиционные средства и способы рисования. Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: присутствует элемент необычности, что позволило отойти от шаблонности, устоявшихся стандартов, ограничений и вызвать интерес детей, особенно первоклассников. Знакомство с ними проходило в процессе решения проблемных ситуаций, изучая при этом изобразительные материалы и инструменты, экспериментируя с ними. У ребят возникал эмоциональный интерес к необычным материалам и желание их использовать в разных видах творчества. При этом важно было поставить каждого ученика в активную позицию, пробуждающую исследовательское начало.

Учитывая, что на создание образа влияют художественное слово, музыка, во время уроков и во внеурочное время использовала дидактические игры, пособия, серии репродукций картин художников, книги об искусстве, аудиозаписи классической музыки. Погружение в такую эстетическую среду позволяло прививать детям чувство прекрасного.

Чтобы вызвать эмоциональный отклик на содержание произведений изобразительного искусства, желание знакомиться с творчеством художников использовались литературные и музыкальные произведения с одновременным рассматриванием картин. Благодаря таким психическим процессам, как восприятие, мышление, воображение, лежащим в основе творческой деятельности, формировались образы в сознании детей.

По мере освоения новых инновационных техник рисования, ученики совершали открытия: определённый образ можно выразить не одним, а несколькими способами. Затем предлагались творческие задания, а каждый ребёнок сам выбирал всё необходимое к уроку самостоятельно в соответствии со своим замыслом. Поскольку у учащихся накопились знания и навыки работы в разной технике рисования, требовалось не репродуктивная деятельность, а умение творчески применять освоенные способы работы для выражения индивидуального замысла. Участие учителя состояло в том, чтобы помочь найти свой вариант, понимая, что результатом может быть множество разных и при этом очень удачных решений. Избегая категоричности, прямую оценку заменяла похвалой, поддержкой, обсуждением. Учила оценивать работы друг друга, помня об уважительном отношении.

Результат работы ребёнка всегда зависит от его заинтересованности, поэтому важно было активизировать внимание, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами были:

-        игра — один из путей получения знаний по предмету;

-        сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма, т. к. у младших школьников нет чётких границ между реальным и воображаемым;

-        просьба о помощи, дети никогда не откажут в помощи слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

-        музыкальное сопровождение;

-        интерактивные средства обучения;

-        увлечение процессом драматизации, характеризующий младший школьный возраст;

-        насыщение учебного процесса разносторонней деятельностью, обеспечивающая реализацию индивидуальных возможностей.

Кроме того, рекомендуется живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приёмы изображения. Следует помнить и о принципе постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений: сначала отрабатывать все основные элементы, а затем переходить к более сложным композициям. Необходимо обращать внимание не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Применять для рисования разнообразные материалы: традиционные и нетрадиционные. Пригодны для рисования не только кисти разного качества и толщины, но и другие инструменты: природный материал, рельефная ткань, бумажные инструменты, пластмассовые и деревянные палочки с заострённым концом, крышки штампы, поролоновая губка и др. Обязательно проводить индивидуальную работу с детьми по освоению техник. Поддерживать стремление доводить начатое дело до конца. Полезно предлагать коллективную работу — дети учились при этом планировать свою деятельность, приобретать навыки общения, проявляя выдержку, доброжелательность.

На основе анализа изобразительных работ учащихся, из бесед с ними, убедилась, что у детей развилось новое эстетическое отношение как к окружающему миру, так и к себе. Постепенно воплощалось это отношение в творческой практике освоенными способами и средствами изображения. Ребята с удовольствием выполняли задания, используя нетрадиционные материалы и техники рисования, ведь они им по силам, и результат своей работы они видели сразу. Работы стали отличаться креативностью, неповторимостью образов. Изобразительная деятельность, с применением нетрадиционных материалов и техник способствовала развитию:

-        мелкой моторики и тактильных ощущений;

-        пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

-        внимания, усидчивости, наблюдательности, способности фантазировать, искать;

-        эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

-        навыков контроля и самоконтроля, мыслить неординарно, смело, свободно;

-        самосовершенствованию посредством собственной творческой деятельности.

Формируется творческая личность. А это пригодиться в будущем.

 

Литература:

 

1.      Гегель Г. В. Эстетика: В 4 т. — т.1. — М.:1968.

2.      Шиллер Ф. Собр. Соч.: В 7 т. — Т.6. — М.:1957.

3.      Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка. — М.:1968.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle