Библиографическое описание:

Абильмаликов К. К., Елкей Н. Н. Воспитание молодого поколения в вузе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 220-222.

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

Аристотель

В современный период становления информационного общества, в котором главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека, необходимо подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания с этической составляющей.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.

Большой объем информации предоставляемый для современной молодежи в высших учебных заведениях на ранних этапах обучения представляет собой преграду для воспитания поликультурной и толерантной личности из-за противоположности преследуемых целей, когда преподаватель в вузе дает возможность анализировать и подвергать сомнению полученную информацию, тем самым создавая апатичное отношение к проблемам учащихся выходящих за рамки их «частных», «личных» проблем. Поэтому встает вопрос о необходимости переосмысления задач воспитания в новых условиях.

Как правило, воспитательный процесс не базируется на информированности и построении научной системы мировоззрения с отсутствием моральной, этической и культурной составляющей у обучающейся молодежи. Но из-за перегруженности знаниями и информацией современное молодое поколение не задумывается о воспитании и самореализации своей личности, не ставит цель о своем саморазвитии. И вуз, в данном случае это Костанайский государственный педагогический институт, как образовательное учреждение занимается воспитательной деятельностью, которая заключается в форме кураторских часов, трудовых «субботников», чемпионатах по различным видам спорта, общефакультетских мероприятиях, связанных с празднованием национальных праздников Республики Казахстан — День государственного языка РК, День Первого Президента Республики Казахстан, День Независимости РК, празднования весеннего праздника — Наурыз и др.

В данной статье авторы хотели бы обратить внимание на воспитательный процесс в высшем учебном заведении на примере Костанайского государственного педагогического института, как одного из старейших вузов в стране и имеющего свои определенные традиции воспитания. Воспитательная работа занимает очень важную роль в становлении личности молодого казахстанца. Развитие поликультурной и толерантной личности рассматривается нашим президентом Н. А. Назарбаевым, как один из главных аспектов современного образования. И поэтому слабое внимание к воспитательной работе отражается на современном поколении, воспитанном на современном интересе к технологическим атрибутам, когда межличностные культурные ценности и отношения перестают играть важную роль.

Воспитательная работа в Костанайском государственном педагогическом институте направлена на формирование гражданственности, патриотизма, культуры физического, эстетического и трудового воспитания, также развитие творческого мышления и возможности противостоять современным социальным рискам в виде религиозного экстремизма, радикальных молодежных идеологий и тенденций распространения суицида.

Воспитательная работа в Костанайском государственном педагогическом институте строится на принципах:

-        Самовыражения студентов

-        Педагогической поддержки

-        Диалога между студентами и преподавателями

-        Гармонизации отношений студента и студенческого коллектива

-        Добровольности выбора участия в мероприятиях воспитательного характера

-        Создании ситуации успеха

-        Воспитание лидерства в студенческих группах

-        Сплочения студенческого и преподавательского коллектива

-        Проявления инициативы, заинтересованности и активности в воспитательных мероприятиях

Воспитание уважения и интереса к знаниям в студентах формируется с самого первого дня их учебы в вузе, кураторы студенческих групп с начала учебного года проводят кураторский час, посвященный 1 сентября — Дню знаний, празднуемого в Республике Казахстан и постсоветских странах. История Дня знаний официально берет свое начало с 1984 года, когда в СССР первый день осени стал первым днем учебного года. День знаний — это праздник для всех учеников, учащихся, студентов, их родителей, учителей и преподавателей, а также всех тех людей, которые хоть как-то связаны с обслуживанием школьников и студентов. Первый звонок в высшем учебном заведении очень важен для студентов с 1 по 4 курсы, как в моральном, так и психологическом плане. Он настраивает студентов на учебный год, дает понять о переходе к другой, уже осознанной жизни с новыми впечатлениями и эмоциями. И здесь в начале учебного года важно опереться на студенческое самоуправление и студенческий актив факультета, чтобы привлечь как можно большее количество студентов в начале учебного года к своему самовоспитанию и саморазвитию.

В начале учебного года каждый факультет во главе с деканами и замдеканами формируют план по воспитательной работе с целью охватить как можно большее количество обучающихся, разбить их коллектив по группам и интересам: спортивным секциям, научно-познавательным кружкам, дебатам, группам, связанным с политической активностью студентов (молодежный маслихат Нур Отан, комитет по делам молодежи т. д.). План воспитательной работы должен соответствовать нормативно-правовым документам, соответствующим законодательству Республики Казахстан, целям и основополагающим принципам педагогического института. Основополагающими нормативными документами считаются закон «об образовании РК», закон «о государственной молодежной политике РК», закон «о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности», закон «о профилактике и ограничении табакокурения». План воспитательной работы утверждается управлением по воспитательной работе и проректором института. Учет проведения воспитательной работы ведется в журналах кураторов и обобщается в отчетах кураторов, затем замдеканов, деканов и проректора по воспитательной работе.

Воспитательная работа, благодаря поставленным целям, в Костанайском государственном педагогическом институте на факультете истории и искусств носит многосторонний характер. В течение года на факультете проходят традиционные мероприятия, связанные с посвящением в ряды студентов факультета и института, на которых студенческая молодежь проявляет свои творческие способности. В посвящении студентов института всегда участвуют только первокурсники, на посвящении студентов факультета принимают участие и студенты 2–4 курсов. Одной из второстепенных целей, которую также преследуют организаторы и замдеканы по воспитательной работе факультетов, это определить способности студентов 1 курса, их актерское, хореографическое и музыкальное мастерство, и умение держать себя на сцене. После проведения посвящения в студенты, последних ждет очень много различных воспитательных мероприятий, конкурсов и игр, одним из которых является День государственного языка Республики Казахстан, отмечающийся 22 сентября. Мероприятия, посвященные этому празднику на факультете истории и искусств, касаются напрямую кураторских часов в студенческих группах, которые проводятся в форме конкурсов стихотворений на казахском языке, научных докладов, например по истории использования латиницы в 20-е годы 20 века в Казахстане для обозначения казахских букв алфавита и др. Еще одним праздничным днем, где воспитание патриотизма играет очень важную роль, является День Республики — 25 октября. Один из самых первых исторических праздников независимого Казахстана, который рассказывает нам о тех уже далеких для современного поколения событиях, позволяющих восстановить историческую хронологию, прочувствовать те эмоции и чувство гордости и патриотизма за свою страну. В ноябре исторической темой воспитательного характера является день национальной валюты — тенге, празднуемый официальной датой 15 ноября. Мероприятия, посвященные этой тематике проходят в форме учебных занятий и заседаний научно-познавательных кружков по истории Казахстана. Один из примеров — это экспозиция тенге в музее археологии и этнологии, на которой представляется история развития бонистики и нумизматики независимого Казахстана. День Первого Президента Республики Казахстан, лидера нации Н. А. Назарбаева — праздник который формирует в студентах вуза гражданскую ответственность и гражданскую позицию. Кураторы студенческих групп проводят интеллектуальные и познавательные игры, рассказывающие о биографии Первого Президента, либо обучающиеся смотрят документальные фильмы о Н. А. Назарбаеве. 16 декабря, посвященный празднованию независимости Республики Казахстан, освещается в различных конференциях и круглых столах, также в дебатных турнирах на любую политическую тему. Работа в исторических кружках, которая также носит вспомогательный воспитательный характер, направлена на формирование эстетического воспитания, путем поиска жизненных целей, любимого занятия и индивидуальных способностей. Актуализация национальных казахских праздников, традиций и обычаев связана с весенним праздником Наурыз, в котором студенты неказахской национальности знакомятся с традицией степного гостеприимства и доброжелательности. Тем самым у них появляется интерес к своей собственной культуре, желание знать историю своего народа, и проявлять уважение к другим национальностям. Ведь как сказал великий казахский писатель, поэт, философ Абай Кунанбаев: «Изучай культуру — это ключ к жизни».

В течение всего учебного года вне стен института студенты также не остаются без внимания кураторов и замдеканов. В Доме Студента КГПИ каждый месяц проводятся различные мероприятия, посвященные отвлеченным темам, таким как интеллектуальные игры «В гостях у спасателей», «Олимпиада в Лондоне — 2012», «Козы -Корпеш и Баян-Сулу», либо это чемпионаты по шахматам, шашкам, тогызкумалаку. В Доме Студента КГПИ проводятся воспитательные мероприятия, посвященные юбилейным датам, например, 100-летний юбилей С.Сейфуллина, на которых можно воспитывать в студентах толерантное, уважительное и патриотическое отношение к политическим деятелям и казахской интеллигенции, отстаивавшей идеи независимости даже в такой сложный исторический период.

Физические, оздоровительные и спортивные мероприятия проходят в институте и на факультете истории и искусств в форме массовых культурных мероприятий, таких как День Здоровья — 21 сентября, олимпиада среди студентов КГПИ, спортивная Универсиада, чемпионаты, посвященные Дню Первого Президента РК, учебные занятия по физической культуре с целью внедрения культуры физического совершенствования. На факультете истории и искусств каждый год проходит чемпионат по футболу (в ноябре и апреле учебного года), чемпионат по баскетболу и волейболу среди смешанных команд, соревнования по настольному теннису, гиревому спорту и легкой атлетике.

Таким образом мы подчеркиваем важность воспитательной работы в вузе, которая может выражаться в разных формах, приемах и видах организации воспитательных мероприятий.

 

Литература:

 

1.             Иконникова С. Н., Лисовский В. Т. Некоторые проблемы воспитания студенческой молодежи // Молодежь и образование. — М., 1972, с 152.

2.             Лутовинов В. И. О патриотическом воспитании молодежи // Обозреватель.–1997.– № 3–4 — С.18–23.

3.             Медведев Д. А., проект федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации». 2011, электронный ресурс.

4.             Проблемы духовно-нравственного состояния общества и подрастающего поколения. Брошюра составлена Комиссией Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике, Комитетом Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, Общественным советом Центрального федерального округа. Москва 2009 г.

5.             Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007. С. 37–43.

6.             Толстой Л. Н. Христианство и патриотизм // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. М., 1992. Т. 39.

7.             Федеральный закон «О военной обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53 — ФЗ.

8.             Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

9.             Устякин В. Е. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: автореф. дис. … канд. пед. наук: М., 1996.

10.         Paul Gomberg, «Patriotism is Like Racism» in Igor Primoratz, ed., Patriotism, Humanity Books, 2002, pp. 105–112.

11.         Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи Казахстана. Проблемы науки и образования. № 4. 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сведения об авторе

Фамилия, имя и отчество автора Елкей Нурлыбек Нурланулы

Ученая степень, звание Магистр истории

Должность Заместитель декана факультета истории и искусств

Место работы или учебы Костанайский государственный педагогический институт

Адрес электронной почты muzlife.nbek@mail.ru

Нужен ли вам печатный экземпляр с вашей статьей 1

Почтовый адрес Казахстан, Костанайская область, г. Костанай, Костанайский государственный педагогический институт. Кафедры истории Казахстана, каб. 207. ул. Тарана, 118. 110000

Название конференции «Актуальные вопросы современной педагогики»

Секция конференции 9. Педагогика высшей профессиональной школы

 

 

 

Сведения об авторе

Фамилия, имя и отчество автора Абильмаликов Куаныш Кабдулович

Ученая степень, звание Магистр истории

Должность Старший преподаватель кафедры истории Казахстана

Место работы или учебы Костанайский государственный педагогический институт

Адрес электронной почты abilmalikov_kuanysh@mail.ru

Нужен ли вам печатный экземпляр с вашей статьей нет

Почтовый адрес

Название конференции «Актуальные вопросы современной педагогики»

Секция конференции 9. Педагогика высшей профессиональной школы

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle