Исследовательская деятельность по использованию элементов смехотерапии в работе с детьми, имеющими диагнозы «общее недоразвитие речи» и «задержка психического развития» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Макиенко, Ю. В. Исследовательская деятельность по использованию элементов смехотерапии в работе с детьми, имеющими диагнозы «общее недоразвитие речи» и «задержка психического развития» / Ю. В. Макиенко, С. Е. Дунаева, Е. П. Ющишина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 190-193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7428/ (дата обращения: 25.04.2024).

1.         Тема исследовательской деятельности: «Использование элементов смехотерапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР+ЗПР»

2.         Сроки исследовательской деятельности:

I этап — исследовательско-диагностический: 01.10.2013–30.10.2013г.

II этап — основной: 01.11.2013–30.04. 2014г.

III этап — заключительный 1.05.2014–30.05.2014г.

3.         Исполнители и участники исследования.

Исполнители: учитель-логопед и воспитатели средней группы, педагог-психолог.

Участники: воспитанники средней группы с ОНР + ЗПР МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 163».

4.         Актуальность темы.

Изменения в системе образования — принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как в области предметных и межпредметных знаний, так и в сфере развития личности, качественные изменения, происходящие с сегодняшними детьми, все это требует внедрения в психолого-педагогическую работу эффективных, комплексных и, в то же время, простых в использовании методик. Одна из такого рода методик — «Смехотерапия». Уникальность метода Смехотерапии (в оригинале Хасья-Йога — Смехойога, или же Йога Смеха) состоит в том, что при выполнении упражнений данного метода наблюдается поразительное по своему благоприятному целительному для человеческого организма воздействию объединение элементов глубокого равномерного дыхания с беззаботным, полным задора и радости, смехом. У детей, имеющих речевые нарушения, часто встречаются проблемы в общении. Они замкнуты, комплексуют, с трудом вступают в контакт со сверстниками. Расслабиться, наладить коммуникативные связи помогают юмор и смех. Человеку, обладающему чувством юмора, всегда легче жить. Юмор демонстрирует находчивость, остроумие, интеллект, мышление. Специалисты нашего дошкольного учреждения считают, что использование Смехотерапии способствуют всестороннему гармоничному развитию личности дошкольника, решению коррекционных задач.

5.         Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс по формированию эмоциональной отзывчивости.

6.         Предмет исследования: система мероприятий по формированию эмоциональной сферы, умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, адекватно реагировать на нее, стимулировать проявление речевой активности у детей среднего возраста с ОНР + ЗПР.

7.         Цель исследования: выявить эффективность использования элементов смехотерапии для обеспечения всесторонне гармоничного развития личности дошкольника, эмоционального комфорта и преодоления недоразвития речи детей с ОНР + ЗПР.

8.         Задачи:

8.1 Выявить уровень эмоциональной отзывчивости детей.

8.2 Повысить профессиональный уровень психологической компетенции у педагогов по данной теме.

8.3 Обеспечить всесторонне гармоничное развитие личности дошкольника, эмоциональный комфорт.

8.4 Развитие умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, адекватно реагировать на нее, стимулировать проявление речевой активности.

8.5 Разработать и апробировать систему игровых сеансов, мероприятий по смехотерапии, направленных на решение всех поставленных задач.

8.6 Разработать консультации для родителей и педагогов ДОУ.

8.7 Проанализировать динамику по результатам эксперимента.

9.         Предполагаемые результаты: повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и тем самым обеспечить всесторонне гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт и преодоление недоразвития речи.

10.     Диагностический инструментарий: листы наблюдений, диагностические материалы

11.     Этапы исследования.

11.1 Первый этап: исследовательско-диагностический

Содержание деятельности

Месяц

Мероприятия

Ответственные

октябрь

1. Изучение материала по теме.

2. Диагностическое исследование

детей.

3. Подготовка материала по теме.

4. Разработка перспективного плана работы.

 

 

5. Провести консультацию для воспитателей.

 

6. Провести консультацию для родителей.

 

7. Подготовить конспекты мероприятий.

Все педагоги

Все педагоги

 

Все педагоги

Макиенко Ю. В.

Дунаева С. В.

Ющишина Е. П.

Макиенко Ю. В.

Цыцаркина В. В.

Дунаева С. В.

Ющишина Е. П.

 

Все педагоги

 

11.2 Второй этап: основной

Содержание деятельности

Месяц

Мероприятия

Ответственные

Ноябрь — апрель

Игровые сеансы с детьми по планам специалистов.

Все педагоги

 

11.3 Третий этап: заключительный

Содержание деятельности

Месяц

Мероприятия

Ответственные

Май

1. Итоговое диагностическое исследование детей.

2. Обобщение и анализ результатов исследовательской деятельности, формулировка выводов.

3. Оформление отчетов и рекомендаций по результатам исследования.

4. Выступление на педагогическом совете с докладом на тему: «Результаты исследовательской деятельности по смехотерапии»

Все педагоги

Все педагоги

 

 

 

Все педагоги

 

Все педагоги

 

План исследовательской деятельности по использованию элементов смехотерапии.

Месяц

Коррекционные задачи

Мероприятия, игры, упражнения

Ответственные

ноябрь

1. гармонизация психоэмоционального состояния детей.

2. развитие эмоциональной отзывчивости.

3. развитие умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, адекватно реагировать на нее.

4. стимулировать проявление речевой активности.

5.работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимимики, жестов — выразительных речевых средств.

1 неделя: «Цирк, цирк, цирк»

2 неделя: «Мультляндия»

3 неделя: «Пантомима»

4 неделя: «Веселые истории»

Итоговое мероприятие:

Развлечение.

«Вместе весело играть»

Макиенко Ю. В.

Дунаева С. В.

Ющишина Е. П.

Цыцаркина В. В.

декабрь

1. гармонизация психо-эмоционального состояния детей.

2. развитие эмоциональной отзывчивости.

3. развитие умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, адекватно реагировать на нее.

4. стимулировать проявление речевой активности.

5.работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантоми-

мимики, жестов — выразительных речевых средств.

1 неделя: «Мультляндия»

2 неделя: «Фанты»

3 неделя: «Цирк, цирк, цирк»

4 неделя: «Веселые истории»

Итоговое мероприятие:

Презентация.«Веселые картинки

Макиенко Ю. В.

Дунаева С. В.

Ющишина Е. П.

Цыцаркина В. В.

январь

1. гармонизация психо-эмоционального состояния детей.

2. развитие эмоциональной отзывчивости.

3. развитие умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, адекватно реагировать на нее.

4. стимулировать проявление речевой активности.

5. работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимимики, жестов — выразительных речевых средств.

1 неделя: «Пантомима»

2 неделя: «Веселые истории»

3 неделя: «Цирк, цирк, цирк»

4 неделя: «Мультляндия»

Итоговое мероприятие:

НОД

«В гостях у Хохотушки»

Макиенко Ю. В.

Дунаева С. В.

Ющишина Е. П.

 

февраль

1. гармонизация психо-эмоционального состояния детей.

2. развитие эмоциональной отзывчивости.

3. развитие умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, адекватно реагировать на нее.

4. стимулировать проявление речевой активности.

5. работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантоми-

мимики, жестов — выразительных речевых средств.

1 неделя: «Фанты»

2 неделя: «Веселые истории»

3 неделя: «Цирк, цирк, цирк»

4 неделя: «Мультляндия»

Итоговое мероприятие:

Кукольный театр.

Макиенко Ю. В.

Дунаева С. В.

Ющишина Е. П.

Цыцаркина В. В.

март

1. гармонизация психо-эмоционального состояния детей.

2. развитие эмоциональной отзывчивости.

3. развитие умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, адекватно реагировать на нее.

4. стимулировать проявление речевой активности.

5. работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимимики, жестов — выразительных речевых средств.

1 неделя: «Веселые истории»

2 неделя: «Мультляндия»

3 неделя: «Цирк, цирк, цирк»

4 неделя: «Пантомима»

Итоговое мероприятие:

«Мы веселые артисты»

Макиенко Ю. В.

Дунаева С. В.

Ющишина Е. П.

Цыцаркина В. В.

 

апрель

1. гармонизация психо-эмоционального состояния детей.

2. развитие эмоциональной отзывчивости.

3. развитие умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, адекватно реагировать на нее.

4. стимулировать проявление речевой активности.

5.работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимимики, жестов — выразительных речевых средств.

1 неделя: «Мультляндия»

2 неделя: «Фанты»

3 неделя: «Веселые истории»

4 неделя: «Цирк, цирк, цирк»

Итоговое мероприятие:

Развлечение.

«День смеха»

Выпустить газету:

«От улыбки станет всем светлей»

Макиенко Ю. В.

Дунаева С. В.

Ющишина Е. П.

Цыцаркина В. В.

 

 

Итоги исследовательской деятельности.

В исследовательской деятельности участвовали учитель-логопед, воспитатели группы, педагог-психолог. Учитель-логопед работала над умением вслушиваться в речь, понимать ее содержание, адекватно реагировать на нее. Стимулировала проявление речевой активности. Помимо речевых задач, воспитатели развивали эмоциональную отзывчивость, работали над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимимики, жестов — выразительных речевых средств. Педагог-психолог работала над развитием и коррекцией познавательных процессов, эмоционально-волевой и поведенческой сферы. Все задачи были направлены для достижения главной цели — обеспечения всесторонне гармоничного развития личности дошкольника, эмоционального комфорта и преодоления недоразвития речи детей с ОНР + ЗПР. Для достижения цели и решения всех поставленных задач использовались различные игры, упражнения, просмотр мультфильмов и цирковых представлений, развлечения и другие мероприятия. Используя смехотерапию мы достигли значительных результатов.

Результаты диагностики.

 

Радость

Интерес

Удивление

Сентябрь

22 %

28 %

4 %

Май

83 %

82 %

69 %

Рост уровня развития эмоцио­нальных проявлений

На 61 %

На 54 %

На 65 %

 

Таким образом, нами сделан вывод, что использования элементов смехотерапии способствует развитию эмоциональной отзывчивости, создает эмоциональный комфорт дошкольникам, что обеспечивает всесторонне гармоничное развитие личности дошкольника, и помогает в преодолении недоразвития речи детей с ОНР + ЗПР.

Основные термины (генерируются автоматически): речевая активность, эмоциональная отзывчивость, неделя, адекватность речи, исследовательская деятельность, развитие умения, соблюдение единства, Итоговое мероприятие, цирк, психо-эмоциональное состояние детей, эмоциональный комфорт.

Похожие статьи

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с помощью художественной литературы.

Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога».

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального...

Библиографическое описание: Аблитарова А. Р., Ваниева Э. Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей

В старшем дошкольном возрасте, социальное и эмоциональное развитие ребенка больше, нежели ранее зависит от посторонних людей, от...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Сюжетно-ролевые игры — эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.

Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей...

Раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности. Ключевые слова: дошкольное образование, эмоциональная отзывчивость, совместная деятельность.

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости... эмоциональная отзывчивость, старший дошкольный возраст, театрализованная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, эмоциональная отзывчивость детей, эмоциональная сфера...

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция

ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного...

Роль театрально-игровой деятельности в формировании...

Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей... эмоциональная отзывчивость, ребенок, совместная деятельность, дошкольный возраст, эмоциональная отзывчивость детей, развитие, взрослый, игровая деятельность, старший дошкольный...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку...

Раннее детство — период интенсивного физического и психического развития. В этот период начинается так же музыкальное развитие ребенка, когда он впервые слышит ласковые и нежные интонации голоса матери, напевающей ему колыбельные песни, или игривые...

Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического...

Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в ДОУ.

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища...

Похожие статьи

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с помощью художественной литературы.

Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога».

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального...

Библиографическое описание: Аблитарова А. Р., Ваниева Э. Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей

В старшем дошкольном возрасте, социальное и эмоциональное развитие ребенка больше, нежели ранее зависит от посторонних людей, от...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Сюжетно-ролевые игры — эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.

Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей...

Раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности. Ключевые слова: дошкольное образование, эмоциональная отзывчивость, совместная деятельность.

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости... эмоциональная отзывчивость, старший дошкольный возраст, театрализованная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, эмоциональная отзывчивость детей, эмоциональная сфера...

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция

ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного...

Роль театрально-игровой деятельности в формировании...

Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей... эмоциональная отзывчивость, ребенок, совместная деятельность, дошкольный возраст, эмоциональная отзывчивость детей, развитие, взрослый, игровая деятельность, старший дошкольный...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку...

Раннее детство — период интенсивного физического и психического развития. В этот период начинается так же музыкальное развитие ребенка, когда он впервые слышит ласковые и нежные интонации голоса матери, напевающей ему колыбельные песни, или игривые...

Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического...

Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в ДОУ.

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища...