Библиографическое описание:

Романова Э. Н., Данилова О. А., Ведерникова М. Л., Тебенькова А. В. Воспитание детской игровой культуры через народные игры [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 79-82.

Уже давно игра отделилась от магических действий первобытного человека и начала свою самостоятельную жизнь. С тех пор она присутствует в самых разных областях человеческой деятельности. По законам, игры строятся театральные представления и спортивные состязания, даже общение между людьми зачастую подчиняется игровым правилам.

Через игровые действия человек приближался к пониманию законов мироздания и даже пытался повлиять на их ход. Проигрывая важнейшие жизненные события (женитьбу, рождение ребенка), люди подготавливались к ним и заранее принимали в свою жизнь. Так облегчался переход от одного жизненного этапа к дpугому.

Обязательным было присутствие игр (настольных, подвижных, ролевых) в быту городских семей. Они помогали преодолевать монотонность будней, объединяли разные поколения и поддерживали теплую атмосферу семейного очага.

К сожалению, в наши дни способность к игре у многих людей глубоко погребена под грузом повседневных забот. Очевидно, это одно из проявлений нездоровья общества. Ведь, по мнению многих психологов, здоровым может быть назван только тот человек, кто с равным удовольствием умеет не только работать, но также любит и играть. Однако дети всегда остаются детьми, и, как и много лет назад, именно в игре дети познают мир и самих себя, учатся общению, выплескивают во внешний мир переполняющие их эмоции.

Игра, как и любое другое творчество, ярко отражает внутренний мир личности. Наблюдение за играми современных детей показывает, что Процессы, происходящие в мире взрослых, не обошли стороной и детское сообщество. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей часто однообразны, иногда это просто калька с популярных мультсериалов; теряется их творческая природа, обедняются сюжеты и содержание. А значит, обедняется и внутренний мир ребенка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития.

За время развития педагогики как науки отношение к детской игре существенно менялось. Были времена, когда быть ребенком означало быть неполноценным взрослым, и наставники предлагали своим воспитанникам более «практичные» занятия, чем игры. Но по мере того, как знания о природе детства углублялись, изменялся и взгляд на ведущую детскую деятельность.

В прошлом веке, когда возрос интерес к народной культуре как явлению, исследователи начали обращаться к народным играм с целью осмысления их значения для развития ребенка. Одним из пионеров в раскрытии этой области знания был детский врач Е. Покровский. На обширном материале собранных им народных игр он доказал их важность для правильного физического и психического развития ребенка. Игры, самостоятельно живущие в детском обществе и тем более игры традиционные, занимают особое место. Они проверены временем и основываются на интуитивно-правильном понимании личности ребенка и его потребностей. Это позволяет им органично и непринужденно входить в жизнь детей.

С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность: в каждой решается сразу несколько практических задач (развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная память и внимание, тренируется воля, закрепляются полезные навыки общения и неписаные законы существования в группе). Поэтому, расставив по-новому игровые акценты, воспитатель при помощи одной и той же игры может решать разнообразные проблемы. Так, выделив подвижную часть, можно активизировать детей, способствовать эмоциональной разрядке, обеспечить необходимую физическую нагрузку, развивать моторику; акцентировав драматическую сторону и соответствующим образом распределив роли, — разрешить некоторые психокоррекционные вопросы; уделив особое внимание игровым словам и их проговариванию, — проводить логопедическую работу; предложив детям подробнее проиграть бытовые подробности, — расширять их знания о народной культуре. Не говоря уже о том, что каждая из игр сама по себе способствует развитию эмоциональной сферы детей, т. к. игровой процесс сопровождается яркими эмоциями и переживаниями.

Традиционные игровые тексты — одно из самых главных звеньев игры. Считалки, распевки, ролевые слова, заклички как нельзя лучше отвечают потребностям дошкольного детства. Все они имеют для ребенка магическое значение и поддерживают настроение игры. Ребенок, произносящий считалку, ощущает себя почти волшебником, творящим заклинание. Игровые слова, в зависимости от интонации и громкости произнесения, а также контекста применения, уже сами по себе могут активизировать, успокаивать, завораживать, т. е. оказывать мощное эмоциональное и психокоррекционное воздействие.

Дошкольное детство — период активного освоения речи. Дети познают язык через словотворчество, через игру со словами и звуками. Прекрасный материал для этого предлагают считалки и игровые песенки. Произнося веселые, часто тарабарские слова, ребенок получает власть над языком. Язык перестает быть для него необъятным монолитом, состоящим из огромного количества не допускающих искажения слов, а превращается в забавную вещь, которую можно перевернуть вверх тормашками, покатить, попробовать на вкус. В общем, сделать все то, что делает любой ребенок с малопонятной, но интересной вещью, чтобы добраться до ее сути. Благодаря этому он активно и творчески овладевает речью, формируется его речевой аппарат, развивается чувство языка, обогащается словарь.

Большинство народных игр относится к играм с правилами. Соблюдение правил всеми играющими — необходимое условие продолжения игры и бесконечный источник выяснения отношений между детьми. Чем больше они общаются по поводу игры, тем быстрее они находят лучшие формы поведения и разрешения конфликтных ситуаций, учатся в случае необходимости подчинять эгоистические желания интересам группы.

Мир ребенка значительно отличается от мира взрослых: он не хуже и не лучше, он просто — другой. Долгое время ребенок не владеет в достаточной мере способами общения и разрешения проблемных ситуаций, предлагаемых ему взрослыми. Он просто не готов к ним. Наиболее полно ребенок выражает свои чувства и переживания через игру. Игра — естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Играть с ребенком — значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке. Однако неверным было бы представление, что вступающий в игру взрослый опускается на более низкий уровень общения. Скорее наоборот: игра с детьми требует от взрослого высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов.

Говоря о важности игр в системе отношений «ребенок — взрослый», нельзя не отметить их личностное значение для воспитателя. Педагог, как и любой другой человек, имеет право на усталость и негативные эмоции. Однако специфика педагогической деятельности часто не позволяет в нужный момент дать выход отрицательному эмоциональному заряду или просто отдохнуть. Универсальным средством физического и душевного отдыха в этой ситуации может служить игра. В играющем взрослом пробуждается к жизни его собственный внутренний ребенок. А значит — наиболее творческая, активная часть личности, открытая познанию, радостному мировосприятию, интуитивно находящая выход из любых ситуаций и нестандартные ответы на многие вопросы.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что диапазон применения народных игр в повседневной жизни чрезвычайно широк. Решать многие практические задачи с их помощью смогут воспитатель и методист, музыкальный руководитель и логопед. Помогут игры при проведении ежедневных занятий, на прогулке, при подготовке к празднику. С их приходом жизнь детской группы станет насыщеннее, разнообразнее и гармоничнее. Хорошо владеющий игровыми навыками педагог сможет достичь с их помощью самых разнообразных целей:

-          активизировать память, внимание, мышление;

-          подготовить детей к определенному виду деятельности;

-          решить сугубо психокоррекционные задачи (работа с агрессией, страхами, замкнутостью, гиперактивностью, сложностями в общении; налаживание внутригрупповых отношений);

-          в предельно естественных условиях выявить особенности межличностных отношений в группе и их динамику.

Практически неограниченные возможности игровых методов всегда предполагают оговорку: игра — один из самых стихийных видов деятельности и чаще всего она начинается спонтанно, ради себя самой, «для удовольствия», без заранее намеченных и продуманных целей. Предварительная жесткая запрограммированность на решение определенных задач может лишить ее непринужденности и разрушить в самом начале. Поэтому нередко более естественным оказывается вхождение взрослого в уже развернувшееся игровое действие. В таком случае простейшие знания об игре позволят ему в полной мере использовать скрытый в ней мощный творческий потенциал, способствующий установлению здоровых, открытых отношений между детьми и взрослыми, помогающий игрокам лучше понимать друг друга. При этом исподволь разрешатся многие вопросы и будут достигнуты вышеупомянутые цели.

Подборка подвижных игр из собрания игр Е. А. Покровского «Детские игры, преимущественно русские» (СПб., 1994 г.)

Представленные игры даны в новой редакции и сопровождаются комментариями, которые должны помочь воспитателю при выборе игрового материала для решения определенных задач. Приводимые игры призваны показать, насколько разнообразны возможности, скрытые в народных играх.

«Дорожки»

На полу (земле, песке) прорисовываются или выкладываются дорожки самых разнообразных форм и протяженности. Задача ребенка — пройти или пробежать по ним, меньше отклоняясь от заданного рисунка.

Игра способствует развитию координации движений, тренирует вестибулярный аппарат. В зависимости от поставленных условий может быть как активизирующей, обеспечивающей необходимую физическую нагрузку (пробежать как можно быстрее, бегать как можно дольше) или успокаивающей (пройти медленно, на носочках, пронести в руках предмет и т. д.). Игра подходит для любого возраста, в младших группах время проведения сокращается и упрощается рисунок дорожек. Желательно проводить игру в небольших подгруппах (3–7 детей).

Игра может с успехом включаться в любые игровые занятия (например, на занятии по рисованию дети могут проходить по выложенным узорам, которые им затем необходимо нарисовать на бумаге), может помогать в обучении детей ориентировке в пространстве: ребенок медленно проходит по дорожкам с закрытыми глазами, ориентируясь на подсказки других детей или воспитателя — направо, налево и т. п. Если детям предлагается пройти по дорожке, держась за руки, то разрешение коллективной задачи будет способствовать обучению навыкам групповой деятельности.

«Трубочки»

Играющие попарно берутся за руки и начинают кружиться вокруг себя, приговаривая: «Вьется ли, вьется ли трубочка. Вьется ли, вьется серебряная». Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не упадет. Если игра проводится как коллективная, то из сохранивших равновесие могут составляться новые пары.

Игра подходит для любого количества играющих и для всех возрастных групп. Способствует тренировке вестибулярного аппарата. Развивает эмоциональную сферу детей. Может применяться в качестве психоэмоциональной разрядки после интеллектуальной нагрузки (по поводу проведения этой игры следует проконсультироваться с медицинской сестрой д/с, т. к. для такого рода игр существуют медицинские ограничения).

«Кривое колесо»

Играющие становятся, взявшись за руки, спиной в круг. Круг начинает вертеться вокруг своей оси, одновременно продвигаясь к заранее намеченной цели. Оторвавшиеся от круга выбывают из игры и считаются потерянными спицами.

Для детей с 4-х лет. Подвижная, коллективная игра. Развивает эмоциональную сферу детей. Применима в качестве эмоциональной разрядки после интеллектуальной нагрузки. Закладывает навыки коллективной деятельности (при предварительно оговоренном условии как можно дольше сохранить целостность колеса).

 

Литература:

 

1.                  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский — Санкт-Петербург, 1997.

2.                  Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учеб-но-методическое пособие. Изд. 2-е, перераб. и дополн. — СПб: Изд. «Детство-Пресс», 1998.

3.                  Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. — М.: Пед. общество России, 2000.

4.                  Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1982. — 128с.

5.                  Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — 3-е изд., испр. — М.: Линка-Пресс, 2009. — 96 с.

6.                  Новосёлова С. Л. Игра дошкольника. — М.: Просвещение, 1989. — 286 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle