Библиографическое описание:

Савельева Н. Н., Бартенева И. О., Ковалева О. О. Формирование культуры самосбережения здоровья студентов в условиях образовательной организации медицинского профиля [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 210-212.

Экспериментальной основой статьи являются материалы проведенного медико-фармацевтическим колледжем Курского государственного медицинского университета исследования на предмет изучения отношения студентов-медиков к культуре самосбережения. Предметом исследования стало изучение влияния социально-психологических факторов на отношение молодежи к ведению здорового образа жизни. Предлагается вариант оценочной интерпретации отношения студентов к пониманию культуры здоровьесбережения и самосбережения.

Ключевые слова: здоровьесбережение, самосбережение, здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающее образование.

 

Ценность здоровья рассматривается государством как ключевая, поскольку здоровье нации в целом зависит от каждого ее гражданина и является условием не только развития и роста, но и выживания общества.

Стратегия государства в области здоровья обозначена в основных документах: Закон РФ «Об образовании», Стратегия развития молодежи до 2025г, Государственная программы развития физической культуры и спорта, национальный проект «Здоровье». В национальной Доктрине развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирование ценности здоровья и ЗОЖ.

В начале третьего тысячелетия в полной мере проявляется зависимость цивилизации от способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. Следовательно, важнейшей частью профессиональной подготовки студентов-медиков является развитие у них готовности к сохранению и самосбережению здоровья, формированию мотивов культурно-оздоровительной деятельности, профессиональных знаний и умений.

Социальным заказом общества для образовательных учреждений медицинского профиля становится подготовка не только профессиональных и компетентных специалистов, но и ориентированных на сохранение и поддержание своего здоровья и здоровья нации. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: пациенты; здоровое население, первичные трудовые коллективы лица пожилого и старческого возраста, беременные. Медицинские работники должны оказывать первую неотложную помощь, а так же, лечебно-диагностическую, лечебно-профилактическую и медико-социальную. Быть готовыми к принятию решений, не требующих отлагательств и брать на себя ответственность за здоровье людей. Это требует огромных физических, моральных и психических сил, а так же здоровья. Необходимо менять сознание молодых людей, а это требует внесение изменений в образовательный процесс. И начинать изменения необходимо с самих педагогов, так как они сами подчас отличаются низкими показателями физического и психического здоровья. Проблемы самосбережения здоровья и ЗОЖ рассматривались в трудах специалистов медицинского, педагогического, физкультурно-оздоровительного, психологического, биологического направлений. Н. М. Амосова, В. А. Бароненко, И. И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, И. Ю. Глиняновой, Г. К. Зайцева, Э. М. Казина, В. П. Казначеева, В. В. Колбанова, Н. А. Красноперовой, В. А. Сластенина, И. И. Соковня-Семеновой, А. В. Бахметова Анализ научной литературы позволил выявить следующие противоречия: с одной стороны, признается, что формирование культуры здоровья студентов является актуальной проблемой, с другой — культура здоровья студентов не раскрыта как ценностный феномен, а ее формирование и развитие — как системный поисково-творческий процесс. [1]

Вышеизложенное позволило обозначить проблему, сложившуюся в учебно-воспитательном процессе колледжа: выявление условий формирования культуры самосбережения здоровья студентов-медиков.

Анализ здоровья и физической подготовленности молодежи показывает, что в настоящее время растет уровень заболеваемости, снижается физическая активности. Главными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательной организации является: рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, проведение ежегодной диспансеризации студентов и педагогов, рациональная организация двигательной активности (динамические паузы, спортивно-массовая работа), организация рационального питания, служба психологической помощи, система формирования ЗОЖ и ценностей здоровья, функционирование в образовательной организации службы медицинского обеспечения и помощи.

Ежегодный мониторинг состояния здоровья студентов позволяет отметить, что число студентов, имеющих инвалидность ув. на 1,1 % занимающихся в группе ЛФК составляет 6,8 %, имеющие хронические заболевания 6,1 %.

В процессе изучения проблемы формирования культуры самосбережения студентов нами были использованы методики: анкетирования интервьюирования, наблюдения, изучения медицинских карточек, анализ диспансеризации студентов и педагогов. Целью исследования было выявление отношения студентов к своему здоровью его сохранение и сбережение. В результате исследования удалось выяснить, что: 61,8 % студентов удовлетворены условиями обучения в колледже; психологический климат отметили, как оптимальный 53,8 %; условия, для ведения ЗОЖ существующие в колледже отметили 38,8 %. Эти результаты позволяют вносить изменения в учебно-воспитательный процесс, с целью его улучшения и оптимизации.

На вопросы отношения к занятию спортом и здоровым питанием ответы распределились следующим образом: 65 % студентов занимаются в спортивных секциях, посещают клубы, 12 % — занимаются закаливанием, 19 % придерживаются норм правильного питания. А вот вопросы профилактики заболеваний вызывают некоторую тревогу в плане, роста респираторных и вирусных заболеваний, что является следствием бездумного отношения к своему здоровью и несвоевременной сезонной вакцинации. 46 % часов учебного времени пропускается студентами по болезни. Каждый второй студент проводит пассивно свое свободное время у компьютера и в социальных сетях. На вопрос, что мешает студентам вести активный образ жизни, 61 % ответили — лень, 44,1 % — большие учебные нагрузки. Студенты реже преподавателей задумываются о правильности своего образа жизни, и считают, что занятие спортом и правильное питание необходимо для того, чтобы хорошо выглядеть. 58 % студентов оценили свою физическую форму как хорошую (в плане оценки внешнего вида). В вопросе негативного отношения к курению и алкоголю и студенты и преподаватели (88 %) оказались единодушны.

Для оптимизации учебно-воспитательного процесса в колледже создана система работы по сохранению и укреплению здоровья студентов, формированию культуры ЗОЖ, которую будущие медики должны вести среди населения.

В целях повышения мотивации студентов к ведению ЗОЖ в колледже проводятся радиорубрики «Окно здоровья», встречи с врачами диетологами косметологами. В рамках действующей программы «Школа молодой мамы» проводятся практические занятия с психологами, гинекологами. Профессиональный клуб «Зелейник» ведет активную работу по профилактики заболеваний и использованию средств фитотерапии в медицине.

Формирование здоровьесберегающей и социокультурной среды проходит через акции и корпоративные мероприятия. Отметим акции «Поделись рецептом здоровья», «Моя программа здоровья», экспедиции здоровья, Спортивный серпантин.

Эта работа позволяет сформировать у студентов-медиков интерес к своей будущей профессии и повысить ответственность, прежде всего за свое здоровье его сбережение.

Для актуализации проблем самосбережения и культуры здоровьесбережения в колледже внедрены в учебно-воспитательный процесс следующие инновации:

-        введен лекционно-практический курс по проблемам здоровьесбережения в рамках ФПК для педагогов;

-        практический курс для студентов, готовящихся стать молодыми родителями;

-        факультативные курсы для родителей (в рамках работы родительского комитета) встречи с врачами — специалистами;

-        в план воспитательной работы колледжа внесен День здоровья.

Организация такого рода мероприятий позволяет актуализировать жизненный опыт студентов и преподавателей колледжа и повысит культуру здоровьясбережения и самосбережения.

 

Литература:

 

1.      Бахметов A. B. Здоровьесберегающие технологии как смысл жизни // Вестник университета: серия «Социология и управление персоналом», № 4 (42) / 2008 г. — Издат. дом ГОУВПО «ГУУ», 2008. — С.25–27.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle