Библиографическое описание:

Жалилова В. А. Авторская программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 110-117.

Пояснительная записка

Актуальность программы

Воспитание экологической культуры — актуальнейшая задача современности. Процесс экологического образования и воспитания, безусловно, сложный и продолжительный. На этапе формирования личности человека в этом процессе должны принимать участие и родители, и школа, и учреждения дополнительного образования. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования. Особая роль в этом принадлежит внеурочной деятельности. В отличие от школьных дисциплин, где учащиеся жестко привязаны к расписанию, учебным планам, данная программа может предоставить более широкие возможности в области экологического образования и воспитания.

Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками. Одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Актуальность разработанной программы продиктована, во-первых, отсутствием в теории и практике экологического образования в школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников. Во-вторых, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и ведет к гибели природы, а значит и человечества.

Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества.

В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно-ориентированных технологий.

Предлагаемая программа является закономерным продолжением программ по разделам «Окружающий мир» как начальной школы, так и программ курса «Естествознание».

Полноценность использования данной программы обеспечивается, на мой взгляд, тем, что она органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объемом знаний по живой природе и тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению естественнонаучных предметов. Структурирование новых знаний происходит в ключе основных экологических понятий, раскрывающих характер взаимоотношений человека и природы.

Цель программы — формирование и развитие экологического культуры личности и сообразного поведения у школьников

Задачи:

-          стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

-          способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;

-          обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения.

-          формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычки их соблюдения в своей жизнедеятельности.

-          вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.

Программа разработана для обучающихся 5 класса на 34 часа занятий — 1 раз в неделю.

Название темы

Количество часов

Из них

аудиторные

внеаудиторные

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Что такое экология.

5

1

4

3.

Части биосферы.

10

1

9

4.

Живая природа.

13

4

9

5.

Природоохранная деятельность.

5

2

3

 

ИТОГО

34

9

25

 

Тематический план.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Всего часов

Из них

УУД регулятивные (Р.), познавательные (П.), коммуникативные (К.), личностные (Л.)

Формы организации занятий

Формы контроля

аудиторные

внеаудитор­ные

Введение (1час).

1.

Правила поведения в природе.

1

1

-

Р.: применять подбор информации для составления портфолио;

П.: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями;

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний на занятии;

Л.: формировать адекватную самооценку собственного здоровья.

Беседа

Наблюдение

Что такое экология? (5 часов).

1.

Наука экология.

1

1

-

Р.: применять подбор информации для составления портфолио;

П.: давать оценку экологии в жизни человека;

К.: приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Л.: формировать экологическое мышление.

Круглый стол

Наблюдение

2.

Биосфера-живая оболочка Земли.

1

-

1

Р.: определять цели и задачи усвоения новых знаний;

П.: давать оценку населенности биосферы;

К.: осуществлять взаимный контроль и сотрудничество со сверстниками;

Л.: формирование экологически сообразного поведения учащихся в природе.

Презентация

Наблюдение

3.

Экологические системы.

1

-

1

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

П.: давать оценку экологических систем;

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний;

Л.: формирование основ экологической грамотности.

Ролевая игра

Наблюдение

4.

Цепи питания.

1

-

1

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

П.: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями;

К.: осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами;

Л.: внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к мнению сверстников.

Тренинг

Мониторинг

5.

Природные зоны родного края.

1

1

-

Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

П.: умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас, карта, справочная литература, словарь, Интернет и др.);

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний;

Л.: внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к окружающим.

Беседа

Публичное выступление

Части биосферы (10 часов).

1.

Геологическое строение Земли.

1

-

1

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

П.: пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания;

К.: осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;

Л.: формирование адекватной самооценки обучающихся.

Праздник

Наблюдение

2.

Горные породы и минералы.

1

-

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: давать оценку горных пород и минералов;

К.: соблюдать правила безопасности;

Л.: формирование адекватной самооценки обучающихся.

Демонстра­ция

Наблюдение

3.

Охрана почв.

1

-

1

Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

П.: умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас, карта, справочная литература, словарь, Интернет и др.);

К.: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

Л.: формирование адекватной самооценки обучающихся.

Презентация

Наблюдение

4.

Атмосфера. Значение атмосферы.

1

-

1

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

П.: проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме;

К.: обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;

Л.: формировать адекватную самооценку здоровья обучающихся.

Диспут

Наблюдение

5.

Погода и климат Поволжья.

1

1

-

Р.: осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе;

П.: давать оценку погоде и климату;

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний;

Л.: формировать адекватную самооценку здоровья обучающихся.

Кинопро­смотр

Тестирование

6.

Наблюдения за жизнью растений и животных.

1

-

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме;

К.: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Л.: формировать адекватную самооценку здоровья обучающихся.

Исследова­ние

Мониторинг

7.

Загрязнение атмосферы человеком.

1

-

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: давать оценку загрязнению атмосферы;

К.: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Л.: формировать адекватную самооценку здоровья обучающихся.

Исследова­ние

Мониторинг

8.

Гидросфера. Значение воды для всего живого.

1

1

-

Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

П.: давать оценку значения воды.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний;

Л.: формировать адекватную самооценку здоровья обучающихся.

Беседа

Тестирование

9.

Обитатели водной среды.

1

-

1

Р.: оценивать правильность выполнения своих действий;

П.: давать оценку обитателей водной среды;

К.: приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Л.: формирование положительного отношения к живой природе.

Видеоконфе­ренция

Наблюдение

10.

Источники загрязнения воды.

1

-

1

Р.: осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе;

П.: давать оценку загрязнения воды;

К.: обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;

Л.: формирование основ экологической грамотности.

Конкурс

Наблюдение

Живая природа (13 часов)

1.

Клеточное строение организмов. Из чего состоит растение.

2

1

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: проводить несложные опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках;

К.: приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Л.: формирование основ экологической грамотности.

Исследова­ние

Наблюдение

2.

Как живет растение.

2

1

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений;

К.: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Л.: формирование основ экологической грамотности.

Презентация

Наблюдение

3.

Вырасти сам.

2

-

2

Р.: использовать теорию на практике;

П.: проводить несложные опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках;

К.: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Л.: формирование положительного отношения к живой природе.

Исследова­ние

Наблюдение

4.

Многообразие растений.

1

-

1

Р.: применять подбор информации для составления портфолио;

П.: систематизировать полученные знания;

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний;

Л.: формирование положительного отношения к живой природе.

Проект

Портфолио

5.

Природные сообщества леса, луга.

1

-

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: давать оценку природных сообществ, моделировать объекты и явления окружающего мира;

К.: осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;

Л.: формирование положительного отношения к живой природе.

Викторина

Тестирование

6.

Лекарственные растения.

1

-

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: давать оценку лекарственных растений;

К.: осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;

Л.: формирование положительного отношения к живой природе.

Экскурсия

Наблюдение

7.

Комнатные растения.

1

-

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: давать оценку комнатных растений;

К.: осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;

Л.: формирование основ экологической грамотности.

Исследование

Тестирование

8.

Фауна нашего края.

1

1

-

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

П.: давать оценку фауне родного края;

К.: приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Л.: формирование положительного отношения к живой природе.

Конкурс

Наблюдение

9.

Экологичес­кие группы животных.

1

1

-

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

П.: давать оценку экологических групп животных;

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний;

Л.: формирование основ экологической грамотности.

Викторина

Наблюдение

10.

Влияние человека на флору и фауну.

1

-

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: давать оценку фауне родного края;

К.: осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;

Л.: формирование основ экологической грамотности.

Акция

Публичное выступление

Природоохранная деятельность (5 часов)

1.

Охрана природы в России.

1

1

-

Р.: вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности;

П.: давать оценку охраны природы в России;

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний;

Л.: формирование активной жизненной позиции.

Журнал

Наблюдение

2.

Рачейский бор-памятник природы.

1

-

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: давать оценку памятникам природы;

К.: осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;

Л.: формирование активной жизненной позиции.

Экскурсия

Наблюдение

3.

Село Старая Рачейка как урбосистема.

1

-

1

Р.: использовать теорию на практике;

П.: описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств);

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний;

Л.: формирование активной жизненной позиции.

Конференция

Публичное выступление

4.

Итоговое занятие: «Что мы узнали?»

2

1

1

Р.: вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности;

П.: систематизировать полученные знания;

К.: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

Л.: формирование экологического мышления.

Круглый стол

Портфолио

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle