Библиографическое описание:

Вершинина О. С., Кольга В. В. Пути совершенствования новой системы оплаты труда педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 26-28.

Для повышения эффективности труда работников дошкольного образования необходимо проанализировать пути и инструменты, требующие дальнейшего развития и совершенствования. Среди них важнейшее значение имеет новая система оплаты труда (НСОТ). Введение НСОТопределяеториентирыдеятельностии развитиясовременногопедагога.

To improve the efficiency of workers of pre-school education it is necessary to analyze the ways and tools that require further development and improvement. Among these, a crucial new remuneration system (NRS). Introduction NRS defines the guidelines of the activity and development of a modern teacher.

 

В течение длительного времени труд работников образовательных учреждений оплачивался в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС). Размер оклада или ставки заработной платы каждого работника определялся в зависимости от должности (профессии), квалификационной категории. Недостатком данной системы являлось отсутствие связи между размером оплаты труда работника и качеством, результативностью и эффективностью его работы. Использование ЕТС не мотивирует работника к достижению высоких результатов труда, в связи с чем назрела необходимость перехода на новую систему оплаты труда (НСОТ). С момента введения новой системы оплаты труда прошло 5 лет (с 2009г.) и сейчас вступают в силу новые изменения, переход на механизм эффективного контракта. Для повышения эффективности труда работников дошкольного образования необходимо проанализировать пути и инструменты, требующие дальнейшего развития и совершенствования. Это направление деятельности является актуальным для развития сферы дошкольного образования.

Проведенный в октябре 2014г. мониторинг работников сферы дошкольного образования показал, что большей частью педагогов своих учреждений (Советского района, г.Красноярска) нововведение принято положительно, большую часть педагогов оно лично стимулирует к повышению качества их профессиональной деятельности. Также одним из положительных моментов нововведения педагоги считают повышение инициативы педагогического коллектива в целом.

Но, при этом были отмечены и отрицательные стороны введения НСОТ:

-        в учреждении не удалось добиться необходимой конкретности и объективности показателей, используемых для оценки качества труда педагогов;

-        только 50 % опрошенных педагогов считают процедуру оценки качества труда и определения размеров соответствующих стимулирующих выплат педагогам четкой и прозрачной.

По мнению большинства педагогов, в действующей в учреждении системе оплаты труда необходимо повысить размер оплаты за ставку. Но эти изменения необходимо обсуждать на уровне Министерства образования и науки. Однако, целый ряд принципиальных изменений, способных повысить эффективность труда педагогов, можно разработать и внести уже сейчас на уровне образовательного учреждения с учетом его специфики и накопленного опыта. Для их выработки необходимо провести тщательный анализ опыта реализации НСОТ в образовательных учреждениях.

Новая система оплаты труда, по мнению педагогов, увеличила перечень их должностных обязанностей. Она «сместила акценты» с основных видов повседневной деятельности воспитателей на другие, сократив непосредственное общение педагогов с детьми. Воспитатели больше заняты «зарабатыванием баллов» на всевозможных мероприятиях районного, городского уровня, чем непосредственно воспитательно-образовательной деятельностью с детьми. Таким образом, НСОТ определяет ориентиры деятельности и развития современного педагога, но при этом выводит за пределы профессиональной деятельности целый ряд важных обязанностей и направлений работы.

Анализируя отзывы чиновников образования и руководителей образовательных учреждений, был выделен ряд положительных и отрицательных моментов в процессе практической реализации НСОТ:

-        в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» № 11, 2012г. [9] приведен блиц опрос руководителей дошкольных учреждений на тему: «Как вы оцениваете работу сотрудников учреждения после перехода на НСОТ?» В нем руководители отмечают больше положительных моментов: «зарождается дух соревнования», «появилась возможность активизации творческой, инновационной деятельности каждого члена коллектива», «дифференцированный подход к стимулирующим надбавкам», «зная повышающие коэффициенты, оказывающие влияние на повышение заработной платы, каждый сотрудник способен наилучшим образом организовать свой труд»;

-        статья газеты «Аргументы и факты» № 21 от 22.05.2013г. так и называется: «Недовольных новой системой оплаты труда в Красноярском крае становится всё больше». Алексей Клешко, вице-спикер Законодательного собрания Красноярского края, видит серьезную проблему:«За НСОТ и вообще за реализацией президентских указов стоит гораздо более серьёзная проблема. С одной стороны — напряжённый бюджет и необходимость изыскивать дополнительные средства, с другой — ни эксперимент по НСОТ, ни указы не охватывают все категории работников бюджетной сферы, и рано или поздно эта проблема встанет во весь рост. А ряд надбавок, например молодым специалистам, стоило бы вообще выделить в отдельную строку и исключить из стимулирующих выплат. Они совершенно очевидны и при этом «съедают» творческие стимулирующие выплаты других педагогов».Было отмечено, что переход на НСОТ в ряде случаев повлек за собой уход молодых кадров из образования.

-        А. И. Вавилов, ст. науч. сотр. Института образования ФГОУ ВПО«НИУ ГУ — Высшая школа экономики», в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» № 6, 2013г. отмечает, что существующая Программа совершенствования системы оплаты труда работников сферы образования предусматривает переход на новую систему трудовых отношений, основу которой составляет механизм эффективного контракта. Тезисы его статьи содержат основное отличие от НСОТ в том, что будут исключены стимулирующие выплаты постоянного характера и будут введены стимулирующие выплаты на основании измеримых показателей качества, результативности и эффективности. В трудовой договор с работником будут включены показатели и критерии оценки эффективности его деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг.

Переход на НСОТ необходим и совершенно логично его направление в сторону активизации деятельности педагогов. Однако, важным недостатком является «недооценивание» повседневного «невидимого» труда педагога, который, по нынешней оценке, вложен в оклад и входит в его должностные обязанности. Оклад остается минимальным, он даже не соответствует прожиточному минимуму. Получается несоответствие: основная работа педагога, то «великое», что педагог, как носитель ценностей образования должен ежедневно вкладывать в свих воспитанников — обесценено до минимума. А вот стимулирующие надбавки — сверхурочная работа — поощряется.

В свете этого нам кажется логичным предложение по увеличению должностного оклада в соответствии со средней заработной платой в субъекте РФ, повышение объема гарантированных выплат по отношению к объему стимулирующих.

В качестве путей совершенствования новой системы оплаты труда мы обозначили следующие шаги:

1.                  Привлечение дошкольным учреждением внебюджетных средств (добровольных взносов родителей, других добровольных пожертвований и целевых безвозмездных взносов частных лиц и организаций) через Благотворительные фонды и перераспределение этих средств на увеличение оплаты «базовых» функций преподавателя.

2.                  Разработка внутренней рейтинговой системы оценки деятельности педагога по итогам учебного года ДОУ, включающей показатели участия в методической работе ДОУ, в методической работе района, города, края; учебно-воспитательной работе с детьми и работе с родителями.

3.                  Стимулирование педагогов по итогам рейтинга: моральное стимулирование (грамоты, вынесения на доску почета учреждения) и материальное (получение стимулирующих выплат).

 

Литература:

 

1.                  Кибанов А. Я. Служба управления персоналом: учебное пособие / А. Я. Кибанов, В. Г. Коновалова, М. В. Ушакова. — М.: КноРус, 2010. — 416с.

2.                  Колодяжная Т. П. Управление современным ДОУ: практическое пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учебных заведений. Ч.1. /Колодяжная — Ростов н/Д: Учитель, — 2002. — 128с.

3.                  Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ как средство повышения эффективности его развития: Монография / П. Н. Лосев. — Красноярск: РИО КГПУ — 2004. — 756с.

4.                  Тесленко В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие к спецкурсу / В. И. Тесленко — Красноярск: РИО КГПУ — 2004. — 195с.

5.                  Управление эффективностью и качеством. Ч.1. Повышение эффективности и качества: концепции, процессы и методы / Под. ред. Прокопенко И., Норта К. — М.: Дело, 2001. — 800с.

6.                  Вавилов А. И. Изменения в оплате труда работников сферы образования. // Справочник руководителя ДОУ — 2013- № 6.

7.                  Кравчук М. Недовольных новой системой оплаты труда в Красноярском крае становится всё больше.// Аргументы и факты на Енисее — 2013 — № 21 от 22.05

8.                  Косарецкий С. Г. Развитие организационно-правовых форм социального и частно-государственного партнерства в дошкольном образовании. // Справочник руководителя ДОУ — 2011 -№ 4

9.                  Осадчая Т. Н. Как вы оцениваете работу сотрудников учреждения после перехода на НСОТ? Блицопрос. // Справочник руководителя ДОУ — 2012 -№ 11.

10.              Якимова Л. В. Рейтинговая система оценки деятельности дошкольных учреждений. // Справочник руководителя ДОУ — 2012 -№ 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle