Библиографическое описание:

Хаджимуратова А. Д. Условия, формы и методы эстетического воспитания школьников средствами национально-художественной культуры Чеченской Республики [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 40-42.

В настоящее время в образовательно-воспитательной деятельности школ остро встает вопрос о возрождении традиций национально-художественной культуры и искусства, о сохранении наследия предков. При этом важно соотносить эстетическое воспитание школьников с национально-художественной культурой, осуществить некоторые изменения педагогического образования в различных социальных, культурных сферах, определить его зависимость от уровня развития национального самосознания и условий региона.

Изучение и познание традиционной художественной культуры в настоящее время означает обеспечение ей возможности нормального, естественного развития и использования ее педагогического потенциала в эстетическом воспитании школьников. Ценность и плодотворность использования сложившегося опыта декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании школьников в процессе обучения изобразительному искусству базируется также и на том, что он складывался столетиями, прошел многовековую проверку практикой, а это, в конечном итоге, позволило создать, отобрать лучшие образцы, методы, приемы, своего рода художественные эталоны [4].

Уроки изобразительного и декоративно-прикладного искусства должны стать основополагающими факторами художественного образования и эстетического воспитания школьников, на базе оптимального привлечения обучающего потенциала культурно-исторического и художественно-педагогического опыта человечества.

Изучение и анализ состояния школ по рассматриваемой проблеме показывает, что эстетическое начало должно пронизывать все стороны жизни детей и подростков. Естественно, что самая приоритетная позиция в общей системе эстетического воспитания по праву принадлежит художественно-эстетическому образованию, т. е. циклу учебных дисциплин соответствующего профиля. Сегодня в основу общепринятой ныне методики преподавания предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства легли теоретические принципы разработки и педагогические концепции Б. Н. Неменского, Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина, Б. П. Юсова, Т. Я. Шпикаловой, Т. С. Комаровой, М. М. Байрамбекова, И. М. Раджабова,С. П. Ломова [2;3].

На современном этапе методологические основы общей системы художественного образования и эстетического воспитания в общеобразовательной школе достаточно подробно разработаны учеными, что естественно, стали базисными в поиске и определении оптимально действенных методических принципов к художественному и эстетическому воспитанию учащихся средствами народного искусства. Следует отметить, что данные подходы и принципы, предложенные Т. Я. Шпикаловой, следует применять на уроках изобразительного искусства, тщательно сообразуясь с конкретной спецификой данного региона, соотнося ее с культурно-историческими аспектами, следуя также традициям нации, народа или локальной этнической группы [5].

Исходя из специфики традиционной художественной культуры и в частности, народного декоративно-прикладного искусства Чечни, а также опираясь на результаты анализа недостатков, имеющихся в системе художественно-педагогического образования, мы создали необходимые педагогические условия и определили этапы, формы, методы и средства эстетического воспитания школьников.

Ведущее место среди методов эстетического воспитания в отечественной педагогике отводится художественному образованию, воздействию на учащихся средствами искусства, в частности изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Эстетическое воспитание, осуществляемое различными видами народного творчества, объектами национальной художественной культуры развивает в учащихся такие важные художественно-эстетические качества, как:

-          знание выдающихся произведений отечественной и мировой культуры, умение определить степень их художественной и эстетической ценности;

-          умение различать прекрасное, гармоничное и безобразное в природе, этнографии, произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, межличностных отношениях;

-          знание народных традиций, зачастую связанных с декоративно-прикладным искусством, способствующих развитию у детей эмоционально-эстетического отношения к национально-художественной культуре;

-          освоение учебных умений, навыков и способов художественной деятельности обучающимися, в процессе изучения техники и технологии изготовления изделий декоративно-прикладного искусства;

-          ознакомление учащихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры, через познание художественного образа произведений народных традиций.

Воспитание у подрастающих поколений уважения к художественным и национальным традициям народов, их обычаям, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, служит целям эстетического воспитания школьников, активно способствует формированию эстетического сознания школьников.

В настоящее время в общеобразовательных школах, практикуется системный подход к художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников, который осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания творческой личности, как носителя национальных культурных традиций [1].

Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия и очень важно умело использовать их педагогический потенциал в эстетическом воспитании школьников.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, произведения народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка художественное, эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека.

В этом ряду произведения декоративно-прикладного искусства занимают особое место, они интересны детям всех возрастов, делая глубже и эстетически значимей восприятие изделий, приводя к осознанию их роли в традиционной национальной культуре в процессе взросления и воспитания детей.

Рассматриваемая нами тема «Эстетическое воспитание школьников средствами национальной художественной культуры», определяет постановку следующих вопросов:

-          какую роль художественное образование и эстетическое воспитание играет в нашей повседневной жизни, в формировании эстетического сознания учащихся в процессе приобщения к ценностям национально-художественной культуры?

-          какое место занимают национально-художественные традиции, в частности, произведения декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании школьников?

-          от чего в большей степени зависит наша способность и подготовленность воспринимать, чувствовать и понимать эстетические качества произведений декоративно-прикладного искусства?

-          как ознакомить учащихся с культурными традициями предков, формировать у детей основы эстетической культуры, через познание произведений народных традиций?

-          как определить способности осмысления ребенком, роли и значения произведений декоративно-прикладного искусства в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности?

-          от чего в большей степени зависит самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей, какие условия необходимы, чтобы предоставить учащимся возможности личностно само развиваться?

Основная задача учителя эстетического цикла определить, как использовать педагогический и творческий потенциал произведений декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании учащихся в современной школе.

При создании предлагаемых условий, форм и методов работы, мы опирались на принципы общей дидактики: систематичность и последовательность, индивидуальный подход в обучении и развитии эстетического воспитания школьников, а также частных методик, методики изобразительной деятельности. Рассматриваемые нами принципы связаны, прежде всего, со спецификой различных видов декоративно-прикладного искусства, которые лежат в основе той или иной художественно-творческой деятельности.

В процессе художественной деятельности у учащихся, необходимо формировать такие качества, как самобытность, инициативность, эстетичность, творческая активность, чтобы поведение и процесс учебной работы принимали характер открытости, естественности, детской непосредственности.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами созданы условия и определены формы и методы для интенсивного формирования исследуемого нами качества эстетического воспитания школьников с помощью декоративно-прикладного творчества на уроках изобразительного искусства.

Основная цель предлагаемых условий — формирование у школьников культурно-исторического сознания, эстетического воспитания школьников средствами национальной художественной культуры.

Таким образом, созданные условия, формы и методы эстетического воспитания школьников в значительной степени повысят интерес учащихся школ к национально-художественной культуре школьников, будут способствовать формированию эстетического сознания, чувств и убеждений учащихся школ в процессе приобщения к произведениям декоративно-прикладного искусства Чеченской республики.

 

Литература:

 

1.         Ильинская И. П. Приобщение к народным художественным традициям как механизм формирования эстетических чувств младших школьников // Начальная школа. -М.: — 2010. — № 2. С. 3–8

2.         Осмаев М. К. Проблемы возрождения и развития национальной культуры в Чечни. — Грозный. 2010. 426. с.

3.         Раджабов И. М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан. // автореф. дис… докт. пед. наук. — М., 1998. — 36.

4.         Шабуев С. А. Культура Чечни. Грозный. 2009. 454. с.

5.         Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.. — М.: Просвещение, 2011. — 193 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle