Библиографическое описание:

Арсланалиев А. К. Профессиональная готовность педагогов к правовому воспитанию в инновационном образовательном учреждении [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 222-225.

Ключевые слова: учитель, правовое образование, правовое воспитание, образовательное учреждение.

 

Актуальным для нашего исследования являлось изучение степени осведомленности педагогов о проблемах правового образования, уровня форсированности умений по организации правового воспитания в школе.

Вопросы 1-й, 2-й и 3-й анкеты направлены на выявление общей осведомленности педагогов о проблемах гражданско-правового воспитания, анкеты с 4 по 10 предназначены для выявления уровня сформированности умений организовать процесс правового воспитания в условиях профильной ступени образования. Ответы на первый вопрос анкеты указывают на то, что 100 % респондентов считают необходимым правовое образование. При этом отмечалась значимость знания прав и обязанностей человека.

Затруднения у педагогов вызвала вторая часть вопросов, касающаяся сути правового воспитания, поскольку 32 % испытуемых, понимая процессуальную составляющую, готовы сообщать только элементарные сведения о правах человека, и лишь 11 % респондентов выразили мнение о необходимости не только сообщать первоначальные сведения о правах человека, но и отметили важность воспитания уважительного отношения к праву, правам других людей, наличия умений и навыков законопослушного поведения. При этом значительное количество респондентов (53 %) не смогли дифференцировать процессы гражданского и правового воспитания.

Участвовавшие в анкетировании учителя рассматривают «гражданственность» как интегрированное нравственное качество, такие компоненты, как свобода, достоинство, активность, самостоятельность, законопослушность, обязательность, защита своих прав и свобод, уважение прав и свобод других людей, оказались не отмеченными в качестве составляющих гражданственности в ответах респондентов [3].

При этом указываются как основные качества гражданина: любовь к Родине и родному краю, уважение к своему народу и людям труда, дисциплинированность, честность, доброта, гуманизм, ответственность, долг, которые у значительной части опрошенных ассоциировались с нравственными качествами личности.

Отвечая на второй вопрос анкеты, 38 % респондентов затруднились в дифференциации понятий, относящихся к гражданско-правовой тематике. Одни респонденты призналась, что затрудняются с ответом, другая часть дала поверхностные, трафаретные ответы, ограничиваясь констатацией родственных, взаимосвязанных понятий. Результаты обработки данных анкетирования указывают на значимость работы, направленной на уточнение основных понятий гражданско-правового воспитания.

Отвечая на третий вопрос, 51 % опрошенных проявил себя ориентированным на традиционные направления работы по гражданско-правовому воспитанию, включающими в себя воспитание гуманных чувств к членам семьи, сообщение элементарных сведений о Родине, ее природе, приобщение к народным обычаям и традициям. При этом, в качестве положительного следует признать факт выделения направления работы по гражданско-правовому воспитанию, связанной со знакомством с историй государства, с правами и обязанностями граждан, несмотря на невысокий процент (11 %) ответов, не изменяющий общую картину низкой компетентности педагогов в вопросах гражданско-правового воспитания.

Представление о степени владения нормативной и программно-методической базой правового воспитания дают ответы на четвертый и пятый вопросы, которые выявили необходимость знакомства с документами в области права. Это подтверждается большинством анкетируемых, у 95% опрошенных это знакомство ограничивается «услышанным», «встречаемым». Соответственно, степень усвоения материала оказалась крайне низкой, что подтверждается результатами анкетирования в его части о нормативно-правовых документах, относящихся к правовому воспитанию. Предложенный респондентам список программно-методических материалов включал в себя общие положения, регламентирующие систему образования (базовые программы, учебный план и т. д.). Осознавая неудовлетворенность таким положением, большинство (82 %) учителей после анкетирования высказывали свое мнение о работе, направленной на изучение нормативных и рекомендательных документов системы образования, в том числе и по правовому воспитанию.

Ответы на шестой вопрос анкеты показывают, что не все педагоги осведомлены о содержании процесса ознакомления учащихся со знаниями в области права, поскольку у них отсутствует представление о последовательности, времени и месте ознакомления с правами человека в педагогическом процессе образовательного учреждения. При этом 100 % опрошенных убеждены в необходимости организации просвещения родителей по вопросам правового воспитания, что подтверждается и мнением респондентов о том, что правовое воспитание должно быть организовано совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Однако формы, содержание и методы работы до сих пор еще не совсем выявлены. Нами выделена проблема взаимодействия с родителями в правовом воспитании у 95 % педагогов, 50 % учителей проводят консультирование родителей «по мере необходимости», и только 30 % считают эту работу необходимой.

Анализ анкетных данных позволил вычислить неблагополучную тенденцию, связанную с недостаточным опытом правового поведения педагогов в обществе в целом и конкретно в условиях образовательного учреждения, поскольку на практике складывается ситуация, когда педагогический коллектив, при организации правового воспитания в образовательном учреждении, не владеет знаниями в области правовых отношений и навыками правового поведения, о чем свидетельствуют и результаты многолетних исследований. При этом сложившаяся система подготовки специалистов для образовательных учреждений, в области соблюдения прав и свобод личности, формирования правовой культуры, напрямую влияют на качество педагогического процесса и нуждаются в существенной коррекции. С этих позиций необходимо обеспечить:

-          владение опытом организации правового воспитания и формирования основ правовой культуры как фактора становления личности;

-          обеспечение правового поведения в обществе, подготовку родителей к правовому воспитанию, с использованием таких методов, как индивидуальные беседы, анкетирование и т. д.

Следует отметить, что индивидуальные беседы с родителями позволили выявить их позицию по отношению к возможности получения квалифицированной правовой помощи от воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения. По мнению родителей, педагоги, пользуясь уважением и признательностью, не в полной мере готовы к правовому воспитанию, консультированию и оказанию правовой помощи.

48 % родителей не надеются на правовую помощь образовательного учреждения в воспитании детей. Между тем, анализ тенденций указывает на значимость серьезной просветительской работы с родителями не только по общепедагогическим вопросам, но и по разнообразным правовым программам, средствам и методам правового воспитания.

Преимущественный процент родителей (91 %) осознают недостаток внимания к правовому воспитанию детей, в подтверждение чего высказывались пожелания приобщения детей к событиям и явлениям социальной действительности, знакомства с достопримечательностями родного города, края, посещения интересных мест, праздничных мероприятий.

Беседы с родителями показали, что они не обращают серьезного внимания на высказывания и мнение ребенка и не рассматривают его в качестве равноправного участника разговора, допуская реплики «маленький еще», «подрасти, тогда будешь говорить», «помолчи, когда взрослые говорят» и т. д. Изучение уровня готовности родителей к формированию правовой культуры осуществлялось через анкетирование, в котором приняли участие 182 родителя. Ответы позволили выявить общую картину их осведомленности о праве в целом и правах личности. Все опрошенные родители связывают право и права личности с установлением и поддержанием правопорядка в обществе и работой правоохранительных органов. При этом родители не осознают, что право охватывает важнейшие стороны жизни (экономику, политику, управление, культуру, искусство, образование, медицину), поскольку обеспечивает и регулирует их функционирование и развитие. Результаты анкет показали, что 52 % родителей рассматривают право, как нравственную норму, не дифференцируя «право» и «нравственность».

Кроме этого, 83 % респондентов заявили, что знакомы с основными правами, перечень которых оказался не большим, и только 28 % родителей смогли их обеспечить. Большинство испытуемых назвали право на труд и отдых, относя к основным правам также бесплатное медицинское обслуживание. Такая картина свидетельствует о недостаточной деятельности социальных и образовательных структур в правовом просвещении, недостаточной эффективности системы правового воспитания подрастающего поколения.

Вместе с тем, значительный процент (78 %) опрошенных, утверждавших, о знакомстве с правами человека, оказались не совсем готовы их обозначить, что говорит о потребности быть компетентным в вопросах воспитания, желании скрыть некомпетентность от педагогов. Аналогичную ситуацию мы наблюдали, когда потребовалась перечислить основные права детей, где в качестве основного права отметили право на образование, что является положительным фактом, свидетельствующим о заботе, внимании, обеспокоенности родителей их будущим. При этом опрошенные указали на сложность реализации права на качественное образование (увеличение количества платных услуг, неквалифицированные педагоги).

Анализ ответов показал, что только 24 % респондентов сообщают о правах и свободах личности. Пояснить с какими правами они знакомят детей, и какие способы используют, респонденты затруднились. Вместе с тем, 73 % родителей высказались за знакомство с правами и обязанностями в условиях образовательного учреждения, а 20 % полагали, что осуществление этого процесса в образовательном учреждении преждевременно, поскольку дети позже самостоятельно усвоят эту информацию.

Обобщая результаты анкетирования, можно отметить серьезную озабоченность вопросами правового воспитания, поскольку большинство родителей не владеют принципами, методами и условиями правового воспитания в условиях семьи, чем и обусловлен низкий ее уровень. Демократические преобразования актуализируют необходимость организации в образовательном учреждении правового воспитания, обеспечивающего готовность к собственному педагогическому просвещению.

 

Литература:

 

1.                  Барылкина Л. П. Опыт правового воспитания и образования в начальной школе / Л. П. Барылкина //Начальная школа. — 1998.-№ 2,- С.22–25.

2.                  Болотина Т. В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях / Т. В. Болотина.- М.2002.- С.46.

3.                  Соловьева Е. Г. Гражданское воспитание сегодня / Е. Г. Соловьева //Дошкольное воспитание.-1996.- № 5.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle