Библиографическое описание:

Калугина Т. О. Электронные учебно-методические комплексы как основа модернизации образования в России [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 235-237.

В статье рассматривается вопрос о разработке и применении электронных учебно-методических комплексов в вузах. Также раскрываются преимущества и проблемы, с которыми возможно столкнуться при проектировании и использовании ЭУМК. Описан педагогический эксперимент, раскрывающий влияние комплексов на качество образовательного процесса.

Ключевые слова: электронный учебно-методический комплекс, информационно-коммуникационные технологии, тьютор, качество образования, учебный процесс, вуз.

 

Всеобщая интеграция и унификация мирового сообщества оказала влияние на развитие высшего образования с использованием информационных и коммуникационных технологий, таких как дистанционное обучение и виртуальные университеты. С этой целью с последнее время в высших учебных заведениях активно создаются и используются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК). [2]

Электронный учебно-методический комплекс — это структурированная совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных ресурсов, средств обучения и контроля знаний, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенных для совместного применения в целях эффективного изучения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и их компонентов. [1]

Не поддается сомнению тот факт, что использование в образовательном процессе электронных учебно-методических комплексов создает новые возможности не только при дистанционном, но и очном обучении слушателей. При этом изменяются функции педагога, который начинает выступать уже в роли тьютора. [3] Что значительно расширяет самостоятельную работу обучающихся. Немаловажно то, что возрастает доступность к педагогическим и научным разработкам профессорско-преподавательского состава кафедры и их наглядность.

Являясь средством комплексного воздействия на обучающихся путем сочетания теоретической, практической, иллюстративной, справочной и контролирующей частей, ЭУМК позволяет:

-        оказывать помощь студентам в изучении теоретических аспектов дисциплины (модуля);

-        формировать практические умения, закреплять и совершенствовать уже полученные навыки;

-        рационально сочетать различные технологии обучения (такие как интерактивное, эвристическое, программированное обучение, разноуровневое обучения и др.); [2]

-        активно включать обучающихся в образовательный процесс, используя разнообразные формы представления материала: текс, гипертекст, презентация, графические изображения, видео и аудиоинформация и другие средства, что повышает мотивацию и интерес к обучению; [3]

-        обучающимся самостоятельно определять объем учебного материла, который они смогут изучить за имеющееся у них время, и провести самоконтроль полученных знаний;

-        реализовывать индивидуальный подход, адаптируя содержание учебного материала к особенностям и предпочтениям обучающихся; [2]

-        обучающимся осваивать дисциплины (модули) образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения);

-        расширение сферы основной деятельности вуза, стимулирование спроса на образовательные услуги, расширение рынка образовательных услуг;

-        укрепление экономического потенциала вуза, минимизация затрат на организацию и реализацию образовательного процесса. [3]

Однако, несмотря на широкие возможности ЭУМК, существуют проблемы, которые возникают как при подготовке к учебным занятиям с их применением, так и во время их проведения:

-        сложности в интеграции информационно-коммуникационных технологий в структуру занятий, связанные с низким уровнем владения ПК у некоторых преподавателей и студентов, а также отсутствие доступа к сети Internet при дистанционном обучении в филиалах;

-        частое отвлечение обучающихся на социальные сети, игры, музыку, проверку характеристик ПК и т. п.;

-        недостаточное количество доступной литературы по вопросам применения ЭУМК в учебном процессе. [3]

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю) может содержать:

-                   Рабочую программу дисциплины;

-                   Полный лекционный материал по дисциплине (модулю);

-                   Промежуточные тесты для самопроверки и самоконтролю;

-                   Практические задания;

-                   Дополнительный учебный материал (видео-, аудиоматериалы, презентации и т. д.);

-                   Задание на курсовую работу (курсовой проект), если ее выполнение предусмотрено учебным планом;

-                   Итоговый тест по курсу. [1]

Переход на двухуровневую модель подготовки студентов высшей школы (бакалавриат-магистратура) требует модернизации российского образования. Актуальным становится обучение, сочетающее педагогические и информационные технологии, обучение, обеспечивающее альтернативный выбор обучающемуся и индивидуальный подход к нему. [5]

Гипертекст — это основа учебного материла, представленного в ЭУМК. Его преимущество в том, что он позволяет быстро переходить к любой части учебно-методического комплекса. Содержащиеся в ЭУМК ссылки могут перенаправлять пользователя на различные объекты: текст, изображение, анимированное изображение, презентация, видеофрагмент и др. [4]

При предварительном проектировании ЭУМК осуществляется поиск и отбор источников среди учебной и научной литературы, т. е. планируются ресурсы, которые будут непосредственно задействованы в создании ЭУМК. Мультимедийные средства, использующиеся в ЭУМК, повышают образное представление учебного материала. Таким образом, образовательный процесс делается более наглядным, создается дополнительная мотивация у студентов к освоению учебного материала, увеличиваются педагогические возможности. Текстовая составляющая, с одной стороны, должна стать дополнением к образно-визуальному ряду, а с другой стороны, несет основную информацию. Образное восприятие и эмоциональное воздействие на обучающихся, обеспеченное грамотно построенным текстом и согласованного с ним визуального ряда, позволяют увеличить методическую эффективность ЭУМК. [4]

Как уже было сказано выше, одна из проблем с которой сталкивается разработчик при проектировании ЭУМК — дефицит учебно-методической литературы, но тем не менее создание таких учебных комплексов повышает личную заинтересованность преподавателя в получении новых знаний в области методики проектирования учебных курсов.

Весьма важен стиль изложения текстовой информации. Учебный материал не должен напоминать научную статью, текст учебника или лекцию. Наиболее приемлемым является стиль, напоминающий «диалог» преподавателя со студентами на семинаре или групповых занятиях. А большой по объему текст следует разбивать на небольшие учебные фрагменты (подразделы). [5]

Состав и структура комплекса зависят от содержания предметной области и определяется содержанием рабочей программы дисциплины. [1]

Созданные ЭУМК могут размещаться на корпоративном портале университета, в сети Internet, а также на электронных носителях. Это позволяет обеспечить студента необходимой информацией по дисциплине любым удобным для него образом. [1]

Удотова О. А. в своей статье «Электронные учебно-методические комплексы как средство повышения качества образовательного процесса в вузе» описывает педагогический эксперимент, суть которого заключается в том, что в учебный процесс были «…внедрены электронные учебно-методические комплексы ряда дисциплин и изучалась динамика изменения качественных показателей подготовки студентов». [4] Группы студентов, обучающихся на одинаковых специальностях, — были выбраны в качестве контрольных объектов до и после применения в учебном процессе электронных учебно-методических комплексов. В ходе исследования были определены показатели уровня знаний — оценки успеваемости обучающихся.

В ходе эксперимента проводилось сравнение качества усвоения учебного материала студентами экспериментальной группы (использующими электронные учебно-методические комплексы) и студентами контрольной группы (обучающимися по традиционным образовательным технологиям). В экспериментальной группе качество знаний увеличилось на 11,7 %, а прирост полноты усвоения знаний составил 12,2 %. [4]

Таким образом, можно сделать вывод, что на качество знаний и полноту усвоения учебного материала оказывает влияние индивидуализированное обучение и применение инновационных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. [4]

Качество усвоения профессиональных знаний студентов заметным образом повышаются при применении электронных учебно-методических комплексов, что, несомненно, повышает качество образовательного процесса в вузе в целом. [5]

Таким образом, внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности как преподавателю, так и обучающемуся. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы как неотъемлемой части учебного процесса, что особенно актуально в период перехода к государственным образовательным стандартам нового поколения.

 

Литература:

 

1.      Положение по виду деятельности: СМК-ПВД-59–14. О порядке организации работ по созданию электронных образовательных ресурсов. — Магнитогорск — 2014. — 21 с.

2.      Васюкевич, В. В. Электронный учебно-методический комплекс как основа модульно-рейтинговой технологии обучения [Текст] / В. В. Васюкевич // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2010. — 75–2. — с. 87–91.

3.      Татаринцев, А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза [Текст] / А. И. Татаринцев // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 367–370.

4.      Удотова, О. А. Электронные учебно-методические комплексы как средство повышения качества образовательного процесса в вузе [Электронный ресурс]: электронное научное издание / Российский Государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Научно-педагогический интернет-журнал. — СПб: РГПУ, 2011. — Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2011/1535.htm.

5.      Удотова О. А. Предпосылки модернизации управления качеством профессионального образования: монография / О. А. Удотова. — Магнитогорск: МаГУ. — 2007. — 173 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle