К вопросам организации дошкольного образования в Словакии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 18.02.2015

Статья просмотрена: 231 раз

Библиографическое описание:

Школникова, Ирина. К вопросам организации дошкольного образования в Словакии / Ирина Школникова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7344/ (дата обращения: 20.04.2024).

Дошкольное учреждение, входящее в систему школ Словакии, называется «материнская школа». Материнская школа — первая ступень в педагогической системе педагога Я. А. Коменского с 17 века. Это название дошкольного учреждения в Словакии используется до сих пор. В 2004 году Словакия стала членом Европейского сообщества. В связи с этим в Словакии произошли многие изменения не только в политической и экономической сферах, но и в сфере образования. В 2008 году был принят Закон о воспитании и образовании № 245/2008 (далее «Школьный закон»), который заменил давно устаревший «Закон о системе основных и средних школ», действовавший с 1984г.

Начиная с 2008 года, в образовательной системе Словакии произошли многие изменения. Одно из крупнейших изменений, называемое куррикулярной трансформацией, означает изменение структуры и планирования содержания образования, касающееся всех ступеней системы школьного образования. Материнские школы, имевшие до сих пор иную модель содержания образования, чем школы высшей ступени, приобрели совершенно новые образовательные программы, разработанные на государственном уровне. В 2008 году были разработаны единые государственные образовательные стандарты дошкольного образования, которые вступили в силу с сентября 2009 года. На основании этих стандартов каждое дошкольное учреждение самостоятельно разрабатывает школьные образовательные программы. Учреждения дошкольного образования (все, так называемые, материнские школы) получили статус школы, и, полученное в них образование приобрело статус окончания первой ступени образования — ISCED 0 (далее «предначальное образование»). До этого материнские школы были так называемыми внешкольными заведениями (подобно как иные заведения по воспитанию детей при организации свободного времени и досуга или по внешкольному воспитанию). В этой статье постараемся рассмотреть некоторые вопросы организации дошкольного образования и типы дошкольных учреждений в Словакии, которые сформировались в период от вступления Словакии в Европейское сообщество по настоящее время.

Школьный закон [1] определяет цель материнских школ в области воспитания и образования в настоящее время следующим образом: «Материнская школа способствует личному развитию детей в социально-эмоциональной, интеллектуальной, физической, моральной, эстетической областях, развивает способности и умения, создает предпосылки для последующего образования. Готовит для жизни в обществе в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей». Материнская школа — единственный официальный тип дошкольного учреждения, которое входит в систему школ Словакии. Образование в материнских школах, кроме материнских школ при учреждениях здравоохранения, осуществляется за частичную плату, которая не превышает 7,5 % суммы прожиточного минимума на одного ребенка в месяц. Прожиточный минимум в Словакии установлен по-разному. Например, прожиточный минимум семьи с одним ребенком (2 взрослых и 1 ребёнок) по последним данным Министерства труда, социальных дел и семьи Словацкой республики [4] составляет 426,70 евро в месяц. Прожиточный минимум одного взрослого человека в настоящее время составляет 198,09 евро в месяц.

Типы материнских школ различаются:

-          по способу учреждения: государственные, частные и церковные;

-          по способу организации режима воспитания и образования: с воспитанием и образованием, длящимися неполный день; с воспитанием и образованием, длящимися целый день; с воспитанием и образованием, длящимися неделю; с непрерывным воспитанием и образованием (так называемые «интернатные материнские школы»).

Материнская школа с режимом работы неполного дня предоставляет предначальное образование, осуществляя свою деятельность, как правило, пять часов в день: до обеда или после обеда.

Материнская школа с дневным режимом работы предоставляет предначальное образование, как правило, с 06.00 до 18.00 часов, согласно местным условиям и потребностям законных представителей ребенка (родителей, опекунов).

Материнская школа с недельным режимом работы предоставляет предначальное образование детям, о которых их законные представители не могут заботиться в течение рабочих дней в неделе. Материнская школа с непрерывным воспитанием и образованием (интернатная материнская школа) предоставляет предначальное образование детям непрерывно включая дня праздников и выходные дни.

В таблице 1 можем проследить разницу между количеством материнских школ («МШ»), групп, детей, детей с отсрочкой школьной посещаемости («ШП»), зарегистрированных заявлений в материнские школы, педагогов и ассистентов в государственных, частных и церковных материнских школах. Данные представлены Институтом информации и прогноза системы образования в Словакии к 15.9.2014 [3].

Таблица 1

Дошкольное образование Словакии в цифрах

Тип дошкольного учреждения

Материнские школы (кол-во)

Группы (кол-во)

Официальное кол-во детей

Кол-во заявлений в МШ

Кол-во педагогов

Кол-во ассистентов

Кол-во детей с отсрочкой ШП

Всего

Режим

Всего

Режим

Всего

Режим

Непрерыв.

целый день

пол дня

Непрерыв.

Целый день

пол дня

Непрерыв.

целый день

пол дня

Государственные

2725

 

2627

98

7236

 

6905

331,5

144225

 

142442

5497

10261

14252

198

3886

Частные

101

 

99

2

265

 

262

3

4528

 

4453

75

168

559

35

89

Церковные

770

 

770

 

1185

 

1178

77

33935

 

33857

778

11015

3364

66

775

Всего по Словакии

2896

 

2796

 

7686

 

7345

341,5

152688

 

150752

5650

11444

15175

239

4050

 

Судя по данным таблицы 1, можем констатировать, что повышенным спросом у населения пользуются материнские школы государственного типа.

Материнская школа учреждается, как правило, при количестве десяти детей. Материнскую школу могут посещать дети в возрасте от 2-х лет. Количество двухлетних детей, посещающих материнскую школу, минимальное, поскольку государство выплачивает государственное социальное пособие одному из родителей (иным законным представителям) детей до достижения возраста трёх лет (в случае детей с проблемами здоровья — до достижения шести лет) и многие родители остаются с детьми дома до установленного законом срока. Детей, которые в последующем году должны начать посещать школу, обычно помещают в одну группу. Дети с особыми воспитательно-образовательными потребностями могут быть размещены в общих группах или в отдельных группах детей с особыми воспитательно-образовательными потребностями. Отдельные группы могут быть созданы и для детей, которые изучают иностранный язык.

Максимальное количество детей в группе материнской школы:

a) 20 чел. в группе 3–4 летних детей,

b) 21 чел. в группе 4–5 летних детей,

c) 22 чел. в группе 5–6 летних детей,

d) 21 чел. в группе 3–6 летних детей.

Количество детей в группе может быть изменено по некоторым причинам, напр. изменение места жительства, повышенный интерес к посещению дошкольного учреждения, отсрочка школьной посещаемости. При определении количества детей в группе может учитываться и количество в группе детей, младших чем три года.

В одной группе материнской школы с полнодневным режимом обычно работают посменно два педагога (до обеда и после обеда), которые осуществляют воспитание и образование детей во всех образовательных областях, включая и области музыкального, художественного и физического воспитания. В дошкольном учреждении может работать и ассистент воспитателя. Судя по данным таблицы 1, всего по Словакии работает 239 таких ассистента. Ассистенты работают прежде всего в группах, которые посещают дети с особыми воспитательно-образовательными потребностями.

Организацию работы в материнской школе регулирует Постановление о материнской школе № 306/2008 [2], которое разрабатывается на основании Школьного закона и обновляется параллельно с ним. В материнской школе с согласием директора можно создавать группы для развития способностей детей в эстетической, интеллектуальной или спортивной областях. Максимальное количество детей в таких группах — 12 человек. Для приёма детей в такую группу нужно согласие законных представителей ребёнка и рекомендация учреждения воспитательного консультирования и превенции. В группе с детьми со спортивными способностями работают посменно два педагога и один тренер. В группе, которой дети изучают иностранный язык работают педагоги с соответствующей квалификацией. Логопедическую деятельность осуществляет логопед, который является штатным сотрудником учреждения воспитательного консультирования и превенции. В материнской школе в соответствии с школьной образовательной программой можно организовать и дополнительное образование детей в форме кружков. Дополнительное образование обычно осуществляют штатные сотрудники. Обучение иностранным языкам и другие кружки, для которых штатные сотрудники не имеют требуемую квалификацию, могут осуществлять приглашённые лекторы. Дополнительное образование осуществляется после обеда и с согласия законных представителей детей.

Материнской школой руководит директор, который назначается руководством учредителя по результатам конкурса сроком на 5 лет. В материнской школе с количеством групп более четырёх можно назначить и заместителя директора. В качестве консультационного органа руководства материнской школой выступает педагогический совет и методическое объединение. Материнская школа может быть объединена с общеобразовательной школой. Такой тип образовательных учреждений называется «общеобразовательная школа с материнской школой». Директором такого образовательного учреждения обычно является директор общеобразовательной школы (9 классов), а одним из его заместителей является руководитель материнской школы.

В таблице 1 представлено и количество зарегистрированных заявлений на зачисление ребенка в материнскую школу — всего 11444. Это подтверждает наличие очереди на зачисление ребенка в материнскую школу. Нужно отметить, что количество жителей в Словакии к 30.06.2010 составляло 5 429 763 человек. Возникает вопрос: как государство решает проблему детей, не размещённых в дошкольных учреждениях? Некоторые формы внешкольной деятельности могут осуществляться и в рамках свободной предпринимательской деятельности, например «Осуществление внешкольной образовательной деятельности» или «Обучение иностранным языкам». Такая предпринимательская деятельность регулируется государством. Одним из условий для получения лицензии на реализацию деятельности таких учреждений является наличие специальной квалификации. Типы таких учреждений очень разнообразные: детский центр, семейный центр, словацко-английское дошкольное учреждение, детское королевство, детский миницентр, французское дошкольное учреждение, спортивная академия для дошкольников, замок игр и т. д. Исходя из названий данных учреждений можно предполагать, что направленность таких учреждений очень разная: некоторые повторяют своей структурой и организацией материнскую школу; некоторые специализируются на обучение иностранных языков в раннем детстве; некоторые специализируются на спортивном развитии детей, другие специализируются на музыкальном воспитании, некоторые осуществляют присмотр за детьми без какого-либо образовательного направления (напр. «замок игр»). Некоторые такие учреждения, по сравнению с материнскими школами, входящими в систему школ Словацкой республики, находятся в новых, хорошо оборудованных помещениях. Они оснащены современными дидактическими пособиями, высоко квалифицированный педагогический персонал создаёт свои образовательные программы и т. д. Некоторые учреждения, несмотря на то, что не входят в систему школ, в описании своей деятельности указывают, что образование осуществляется в соответствии с образовательной программой ISCED 0. Однако такие учреждения не имеют право выдавать официальный документ об окончании официальной ступени образования — Свидетельство об окончании предначального образования — ISCED 0.

Трудно оценить качество образовательной и воспитательной деятельности в отдельных типах вышеуказанных дошкольных учреждений Словакии. Для этого необходимо сравнить содержание образовательных программ, сравнить результаты образовательной и воспитательной деятельности и т. д. В материнской школе (единственный официальный тип дошкольного учреждения в Словакии) в соответствии с рассмотренными законодательными нормами, может быть самая разнообразная структура организации образовательной деятельности. Разрешается формирование групп для способных детей, групп с обучением иностранным языкам, предусмотрено дополнительное образование. Но система финансирования материнских школ не позволяет осуществлять такую разнообразную деятельность. Объем финансовых средств зависит во многом от количества детей в каждой материнской школе, поэтому материнские школы стремятся к большему количеству детей и совсем не заинтересованы в создании, например, групп для одаренных детей (12 чел. в группе) или в работе специалистов по дополнительному образованию детей. Недостаток организации дошкольного образования в Словакии, на наш взгляд, в настоящее время заключается и в том, что образовательная деятельность осуществляется по одним, установленным государством, образовательным стандартам, которые выступают одновременно и в качестве единой примерной основной образовательной программы дошкольного образования (в России таких программ на данный момент — 22). Именно разнообразие таких программ может частично обуславливать возникновение новых типов дошкольных учреждений, которые бы отвечали спросу современных родителей и официально входили в систему школ Словакии. В настоящее время единые дошкольные государственные образовательные стандарты от 2008 года пересматриваются. Их внедрение может принести изменения и в области структуры и организации дошкольных организаций в Словакии.

 

Литература:

 

1.         Министерство образования, науки, исследований и спорта Словацкой республики. (2014). Zákon č. 245/2008 Z. z. o výchove a vzdelávaní (školský zákon) a o zmene a doplnení niektorých zákonov v znení neskorších predpisov. Доступно на интернете: https://www.minedu.sk/12272-sk/zakony/

2.         Министерство образования, науки, исследований и спорта Словацкой республики. (2014). Vyhláška Ministerstva školstva Slovenskej republiky č. 306/2008 Z. z. o materskej škole v znení vyhlášky č. 308/2009 Z. z. Доступно на интернете: https://www.minedu.sk/vyhlasky/

3.         Институт информации и прогноза системы образования в Словакии (2015). Годовая статистика — материнские школы. Доступно на интернете: http://www.uips.sk/prehlady-skol/statisticka-rocenka---materske-skoly

4.         Министерства труда, социальных дел и семьи Словацкой республики (2015). Прожиточный минимум. Доступно на интернете: http://www.employment.gov.sk/sk/rodina-socialna-pomoc/hmotna-nudza/zivotne-minimum/

Основные термины (генерируются автоматически): материнская школа, Словакия, ребенок, группа, дошкольное учреждение, ISCED, образование, школа, дошкольное образование, учреждение.

Похожие статьи

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, родитель, подготовка детей, воспитание детей, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, дошкольное образование. Подготовка ребенка к школе — за или против? детский сад, школа, ребенок...

Стратегии и перспективы развития дошкольного образования...

дошкольное учреждение, Узбекистан, ребенок, дошкольное образование, учреждение, детский сад, приемная комиссия, народное образование, материально-техническая база, внешкольное образование.

Роль детско-родительского клуба дошкольной организации...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Дошкольное образование в Венесуэле: история и современные...

дошкольное образование, Венесуэла, дошкольный возраст, ребенок, сад, раннее детство, начальная школа, народное образование, дошкольное воспитание, учреждение.

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения...

Освещение некоторых проблем в детских дошкольных...

детский сад, дошкольное образование, ребенок, школа, воспитание детей, детская, сад, учреждение. Похожие статьи.

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, родитель, подготовка детей, воспитание детей, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, дошкольное образование. Подготовка ребенка к школе — за или против?

Дошкольная педагогика в системе образования на современном...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Особенности подготовки детей дошкольного возраста...

Педагогические условия подготовки детей к школе... детский сад, ребенок, школа, учитель, школьное обучение, воспитатель, знание, взаимный обмен, дошкольное воспитание, дошкольное учреждение.

Похожие статьи

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, родитель, подготовка детей, воспитание детей, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, дошкольное образование. Подготовка ребенка к школе — за или против? детский сад, школа, ребенок...

Стратегии и перспективы развития дошкольного образования...

дошкольное учреждение, Узбекистан, ребенок, дошкольное образование, учреждение, детский сад, приемная комиссия, народное образование, материально-техническая база, внешкольное образование.

Роль детско-родительского клуба дошкольной организации...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Дошкольное образование в Венесуэле: история и современные...

дошкольное образование, Венесуэла, дошкольный возраст, ребенок, сад, раннее детство, начальная школа, народное образование, дошкольное воспитание, учреждение.

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения...

Освещение некоторых проблем в детских дошкольных...

детский сад, дошкольное образование, ребенок, школа, воспитание детей, детская, сад, учреждение. Похожие статьи.

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, родитель, подготовка детей, воспитание детей, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, дошкольное образование. Подготовка ребенка к школе — за или против?

Дошкольная педагогика в системе образования на современном...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Особенности подготовки детей дошкольного возраста...

Педагогические условия подготовки детей к школе... детский сад, ребенок, школа, учитель, школьное обучение, воспитатель, знание, взаимный обмен, дошкольное воспитание, дошкольное учреждение.