Библиографическое описание:

Исмаилова З. К., Химматалиев Д. О., Белгибаева Н. К., Махмудова З. О. Роль правил проектирования и планирования технологии обучения на лекционных занятиях при подготовке будущих профессиональных учителей [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 218-220.

В педагогической практике наблюдается стремительное внедрение новых способов и средств обучения. Но становится очевидным, что на смену отдельным формам и методам активного обучения должны прийти целостные образовательные технологии. Однако спроектировать и спланировать образовательный процесс как технологический, может только преподаватель, владеющий технологическими знаниями, умениями и навыками.

К формам организации обучения в вузе относятся лекции, семинары, практические занятия, учебные конференции, консультации, экскурсии, учебная производственная практика.

Лекция — ведущая форма организации обучения. Она способствует реализации следующих функций обучения:

-          ориентирующей — позволяет акцентировать внимание студентов на основных положения учебного материала, его роли и значимости в учебной и будущей профессиональной деятельности, на методах его усвоения и т. п.;

-          информативной — в ходе лекции преподаватель раскрывает сущность основных научных фактов, положений и выводов и т. п.;

-          методологической — в ходе лекции сравниваются и сопоставляются методы исследования, выявляются принципы научного поиска и т. п.;

-          воспитательной — лекция призвана возбудить эмоционально-оценочное отношение к учебному материалу и т. п.;

-          развивающей — способствует развитию познавательного интереса, способности к логическому рассуждению и доказательствам и т. п.

Структура и модификация лекции, как формы организации обучения, зависит от целеполагания, ее дидактического назначения, места в системе обучения, основного способа представления информации и способа обучения.

Правила проектирования, планирования и реализации технологий обучения на лекционных занятиях при подготовки профессиональной деятельности будущих учителей

1.         Тема лекции и продолжительность учебного занятия определяются тематическим планом и рабочей программой дисциплины.

2.         План лекции должен отражать последовательность и логику изложения учебного материала, предусмотренного программой.

3.         Содержание и объем лекции.

3.1. Содержание лекционного материала должно соответствовать следующим критериям: новизна, научность, доказательность и информативность; наличие ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований и научных доказательств, не перегруженность фактическими (статистическими, и т. п.) данными.

3.2. Объем. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Не следует планировать изложение на лекции всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных/сложных вопросов. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение

4.                  Структуру учебного занятия определяют: его ведущая дидактическая цель и выбранная преподавателем форма лекции:

Таблица 1

Ведущая дидактическая цель учебного занятия.

Форма лекции, ее характерологические особенности

Ведущая дидактическая цель учебного занятия

Форма лекции, ее характерологические особенности

Обеспечение ориентировочной основы действий студента по овладению учебной информацией в рамках предмета.

Вводная лекция

Является мотивационным этапом в структуре обучения. Ее назначение — сформировать первичное целостное представление о содержании учебной дисциплины, ее, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности, сориентировать студентов в системе работы, ознакомить с методикой и организацией предстоящей самостоятельной работы, уточнить сроки и формы отчетности и оценки.

Формирование представлений по учебной теме

Информационная лекции

Это самый традиционный вид лекции: монологическое последовательное изложение учебного материала в соответствии с планом лекции

Формирование представлений / знаний по учебной теме посредством постановки проблемы и организации поиска ее решения / суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения и т. д.

Проблемная лекция

Новое знание вводится через проблемность вопроса/задачи/ситуации. При этом процесс познания студентов основывается на сотрудничестве и диалоге с преподавателем и приближается к исследовательской деятельности.

 

Формирование представлений/ знаний по учебной теме посредством широкого применения ТСО/ аудиовидео-техники / компьютерных технологий.

Лекция-визуализация

Чтение такой лекции сводится к развернутому и краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.

Формирование представлений / знаний по учебной теме посредством демонстрации студентам культуры дискуссии, совместного решения проблемы

Бинарная лекция.

Чтение такой лекции представляет собой диалог двух преподавателей/ представителей 2-х научных школ/ ученого и практика/преподавателя и студента.

Формирование представлений / знаний по учебной теме при активном участии студентов в ее поиске, отборе и изложении.

Лекция-конференция

Проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов (длительностью 5–10 мин.), которые в совокупности призваны всесторонне осветить проблему. В конце учебного занятия преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений, дополняет/уточняет информацию, формулирует основные выводы.

Систематизация знаний, исключая детализацию и конкретизацию.

Обзорная лекция.

Как правило, стержень излагаемых теоретических положений на лекции составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

Углубление, систематизация знаний.

Лекция-консультация

Может проходить по разным сценариям.

1. «Вопросы — ответы» — преподаватель отвечает на вопросы студентов по разделу или всему курсу.

2. «Вопросы — ответы — дискуссия»: преподаватель не только отвечает на вопросы, но и организует поиск ответов.

Систематизация знаний, исключая детализацию и конкретизацию.

Итоговая (заключительная) лекция

Как правило, завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период.

На итоговой лекции преподаватель выделяет основные идеи курса, показывает, каким образом можно использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности и при изучении других дисциплин, разъясняет особенности заключительного контроля, разъясняет особо трудные вопросы вариантов заключительного контроля.

 

5.         Технология обучения на лекции должна быть разработана в соответствии с правилами проектирования и планирования технологий обучения на учебных занятиях.

6.         Эффективность лекции, наряду с другими факторами, определяет качество подготовки визуальных материалов — слайдовой презентации, которая должна отвечать следующим критериям:

-          оптимальное количество слайдов для освещения темы лекции;

-          вся информация структурирована;

-          оформление слайдов соответствует правилам.

При подготовке профессиональной деятельности будущих учителей, правила проектирования и планирования технологий обучения на лекционных занятиях имеет особую роль. Потому что структура и модификация лекции, как форма организации обучения зависит от ценополагания, её дидактического назначения, места в системе обучения. При этом студенты изучая общепрофессиональные и специальные дисциплины ознакамливаются с видами и формами лекции перечисляются планируемые учебные результаты и разъясняется их значение для будущей профессиональной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle