Библиографическое описание:

Поспелова Е. А., Колупаева О. Ю., Александрова И. А. Формирование нравственных начал у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 87-90.

Современный идеал личности — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования. Формирование нравственных начал необходимо начинать уже в дошкольном возрасте как наиболее сенситивном и восприимчивом. Но нормы и правила для дошкольника только тогда станут значимыми и осознанно личностными, когда они будут испытаны и практически использованы. Этому невозможно научить, необходимо чтобы ребенок их услышал, увидел и деятельно прожил. Все это найдет отражение в детской деятельности, а интеграция всех ее видов возможна в проекте. Реализация педагогического проекта предусматривает включение в него ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта личностного развития, субъекта преобразования социальной действительности. Педагог и родители — носители информации, наставники, помощники. Проект «Добрый мир- живем по правилам» направлен как раз на личностное развитие ребенка, воспитание у него нравственных качеств.

Ключевые слова: мораль, нравственность, проектная деятельность, единство целей, основные виды деятельности детей дошкольников.

 

Воспитать человека интеллектуально, но, не воспитав его нравственно, значит, вырастить угрозу для общества.

Т. Рузвельт

 

Создай раньше материал нравственности, а потом её правила.

К. Д. Ушинский

 

Актуальность: Любое сообщество людей жизнеспособно лишь потому, что в нем в большей или меньшей степени достигнуто согласие подчиняться единым законам (правилам). Овладение правилами поведения, регламентирующими законодательством страны проживания — это усвоение норм морали данного государства. Но, разные государства — разные законы. Проблемы и разногласия в обществе неизбежны, чтобы предохранить его от распада, должны соблюдаться определенные общечеловеческие ценности, которые и составляют основу нравственности, не навязанной государством и прописанной в законах, а личностно-внутреннего принятия норм собственного поведения.

Обучение морали — основа любой системы воспитания и образования. Усвоение нравственных норм — это потенциал, необходимый для построения гармоничного и миролюбивого сообщества, и закладывается он с детства. Поэтому, мы должны сосредоточить наши усилия на развитие в детях способности к самореализации, умению служить людям и быть счастливыми в этом служении.

Основные документы, регламентирующие деятельность ДОО на современном этапе, определяют ее содержание, формы, методы, технологии.

Актуальность проблемы воспитания дошкольников связана, по крайней мере, с несколькими положениями:

1.                  Ребенок как представитель «… многонационального народа Российской Федерации, которые соединены общей судьбой на своей земле. Утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества».., должен принять правила и нормы собственного государства. [1, с.1]

2.                  Современному обществу нужны высоконравственные, творческие, компетентные граждане России, осознающие ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененные в духовных и культурных традициях российского народа. [2, с.1]

3.                  «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»- говорил еще в XV веке Себастьян Брант. Малыш живет и развивается в социуме, окруженный множеством разнообразных источников яркого воздействия на него позитивного и негативного характера на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

4.                  Можно учить долго, много, но само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. [9, с.32] К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

5.                  Вооружение нравственными знаниями важно, потому что они не только информируют о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Значит:

-          знания норм и правил необходимо формировать у ребенка уже в дошкольном возрасте;

-          эти знания станут эффективной силой воспитания личности ребенка, если будут приобретаться не только на специально организованных занятиях, но и в разнообразных видах деятельности, определяемых ФГОС, как основные; [4, с.7]

-          деятельность, направленная на формирование нравственных начал, должна приобрести доверительную форму разговора, сотворчества, сотрудничества, цель которых — не навязывать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека; [7, с.6] Поэтому, в нашем учреждении разработан целый ряд проектов, таких как «Сказка — умница и прелесть, с нами рядышком идет», «Книга доброты», «Словарь добрых слов», направленных на формирование нравственных начал у дошкольников и объединенных общим названием «Добрый мир — живем по правилам».

Проект — один из видов активной деятельности в дошкольном учреждении. Он обеспечивает интеграцию образовательных областей, позволяет каждому принять участие в зависимости от его сил, возможностей и интересов.

Основная цель данных проектов:

-          воспитание у детей социально значимых качеств личности, таких как, честность, трудолюбие, ответственность, порядочность, гуманизм, патриотизм, нравственное поведение, общую культуру.

-          научение детей правилам вежливости, доброты, милосердия;

-          выработка навыков самостоятельности в правильных нравственных поступках и мыслях, формирование понимания содержания данных правил и принятия их как внутренне значимых;

-          расширение представлений и обогащение педагогических умений родителей по вопросу духовно-нравственного воспитания дошкольников; вовлечение их в обмен мнениями об успехах и трудностях нравственного воспитания ребенка.

Нами были изучены методическая и психологическая литература о воспитании духовно-нравственных качествах у детей дошкольного возраста.

Творческие группы разработали проекты на каждую возрастную группу, с учетом основных видов деятельности дошкольника, возрастных характеристик, целевых ориентиров каждого возраста.

Был определен предполагаемый результат.

1.                  Обогащение образовательной среды дидактическим и методическим материалом.

2.                  Дети:

-          получат элементарные навыки деликатного и предупредительного отношения к окружающим людям, правил поведения в зависимости от требований и конкретной обстановки;

-          на 80 % в группе уменьшится количество случаев негативного поведения по отношению к сверстникам и взрослым, в том числе родителям;

-          научатся быть сдержанными в проявлении отрицательных эмоций;

-          100 % детей усвоят правила вежливого поведения: умение видеть рядом с собой других людей, не позволять себе обижать, стараться помогать им.

3.                  Родители:

-          обогатят свои знания в области воспитания;

-          будут способствовать применению детьми знания и умения правил, приобретенных в совместной деятельности.

1 этап — подготовительный

-          Анкетирование родителей «Нужно ли нравственное воспитание».

-          Обсуждение цели и задач проекта с участниками творческой группы, организация рабочей группы по разработке проекта, расчету материальных средств, необходимых для его реализации.

-          Создание условий, необходимых для реализации проекта:

·                    методических (разработка материалов проекта, конспектов, картотек);

·                    оформление библиотеки, медиатеки по теме проекта;

·                    материальных (приобретение необходимого оборудования, пособий).

2 этап — основной

-          Реализация основных видов образовательной деятельности по направлениям проекта.

-          Создание продукта по проекту: книга Доброты, толковый словарь Добрых слов, книга «Добрый мир — живем по правилам».

3 этап — итоговый

-          Оформление картотеки художественной и методической литературы по изучаемой проблеме.

-          Оформление методических, практических материалов.

-          Соотнесение прогнозируемых результатов с полученными знаниями.

-          Обобщение материалов проекта.

-          Итоговый праздник «Цветик-доброцветик».

В художественную основу проектов легли произведения современных писателей: в младшей группе — С.Ковалевой «Девочка Маша и ее друзья», в средней и старших групп — произведения М.Лопатиной и А. Скребцовой «Добрые сказки», «50 уроков доброты», в подготовительной группе построен на народном фольклоре, на русских народных пословицах.

Группы младшего возраста в рамках проекта знакомились с правилами поведения в группе, учились дружить, договариваться, играть вместе.

В группах среднего, старшего возраста изучались такие нравственные понятия «милосердие», «жертвенность», «любовь», «любовь к Родине», «добросердечие», «храбрость», «взаимовыручка» «бескорыстие», «упорство»…

В подготовительной группе работа была направлена на закрепление полученных знаний и применение их на практике во всевозможных мероприятиях.

В ходе реализации основного этапа в совместную деятельность с дошкольниками были включены такие формы работы:

-          беседы: познавательные «Чья доброта помогает нам», «Если ты сорвешь цветок, если я сорву»…, поучительные «Девочка Ойка», рассуждалочки «Трудно ли стать настоящим другом», «Что такое добрый друг», фантазийные — эмпатийные «Если бы я стал.. волшебником, цветочком на поляне, жучком, старым дедушкой, мамой, пришедшей с работы усталой»..;

-          чтение художественной литературы: познавательные сказки, поучительные сказки- рассказки, произведения зарубежных, русских, современных писателей, так и произведений сочиненных родителями и детьми;

-          творческие работы:

-          рисование «Добрый виноград», «Если добрый ты», «Подарок другу», «Что такое милосердие»…

-          коллажи «Подарок деду Морозу», «В помощь малышам», «Зверятам под елочку», «бабушкам посвящается» «Когда бывает стыдно», «Добро и зло», вензель,

-          аппликации «Страх и храбрость»;

Активно использовались такие формы работы, которые мы назвали нравственные композиции «Дерево добрых дел», «Все люди на большой планете», «Солнечные лучики», «Я, как папа», «Экран настроения», «Копилка добрых слов»,, «Вырастим цветок», «Веночек вежливости», «Солнышко лучистое» «Экран добрых дел», «Гора ответственности»

-          дидактические, речевые, коммуникативные игры «Добрый дождик», Колечко помощи», «Венок дружелюбия», «Школа дружбы», Звездный дождь

-          нравственные тренинги «Радость послушания», «Умей сказать: «Нет»

Стали традиционными такие мероприятия «Поговорим о хорошем», «В помощь малышам», «Минута доброты», проблемные эмпатийные ситуации, сладкие вечера, праздники, встречи с интересными людьми.

Активными участниками реализации проекта были родители. Их так же «учили» в педагогических гостиных, педагогических мастерских. Особенно интересными были такие встречи как «Аксиомы любви или прописные истины», «Семья и семейные ценности», «Какие мы родители»….. Вместе с педагогами они помогали создавать среду, оформлять коллажи, и композиции. Выступали перед детьми, рассказывая о любви к Родине, трудолюбии.

Мы старались донести до детей понимание того, что такое настоящее добро, научить осознанно воспринимать и оценивать поступки свои и других, ценить дружбу. Пытались научить делать правильный выбор в соответствии с нравственными нормами. Сформированность нравственных норм — процесс долгий и отсроченный. Результат не может быть мгновенным. Но мы надеемся, что наши дети осознанно примут общечеловеческие ценности, будут стремиться их выполнять.

 

Литература:

 

1.                  Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993

2.                  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009

3.                  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4.                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г

5.                  Буре Р. С. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду». — М.: «Просвещение», 1987 г. — 146 с.

6.                  Киселева Л. С., Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», Москва 2004. — 98 с

7.                  Лопатина А. А., Скребцова М. И., «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах». — М.: «Амрита — Русь, 2005 г. — 288с.

8.                  Лунгина Л. А. Живое чудо сказки. — М.: Издательство «Книжный сад», 1992 г., — 432 с.

9.                  Подласный И. П., Педагогика, Учебное пособие. — М.: «Просвещение: ВЛАДОС», — 1996г. — 432 с..

10.              Харламов И. Ф., Педагогика, Учебное пособие, 4 изд. М.: «Гардарики».- 1999г. — 519 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle