Библиографическое описание:

Богинская Ю. В., Байрак Т. А. Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 118-120.

В статье рассматриваются виды и способы формирования толерантного поведения подростков в условиях образовательного процесса.

Ключевые слова: толерантность, подростковый возраст

 

В настоящее время российское общество переживает сложный период своего развития. Конфликтные ситуации с разными странами и их народами, к сожалению, приобрели систематический характер. Стремительное развитие данных негативных процессов провоцирует рост агрессивных настроений в обществе, что, в свою очередь, приводит к потере гуманистических ценностей, падению морали, культуры взаимоотношений между людьми и ухудшению криминогенной обстановки. Деструктивную роль играют различные СМИ и социальные сети, создающие крайне агрессивный и негативный информационный фон, который, в свою очередь, отражается на поведении подрастающего поколения.

В таких обстоятельствах крайне важным является воспитание у молодого поколения толерантности, поскольку утверждение принципов и норм толерантности является необходимым условием взаимопонимания между людьми, взаимодействия, согласия, сплочения и консолидации общества.

Среди российских ученых этой проблемой занимались А. Асмолов, Л. Байбородова, Б. Вульфов, Б. Гершунский, Е. Клепцова, О. Кравцов, М. Магура, А. Погодина, М. Рожков, Г. Солдатова, Л. Шайгерова, О. Шарова, О. Щеколдина.

Психолого-педагогические условия воспитания толерантности подростков и молодежи раскрываются в работах украинских исследователей О. Безкоровайной, И. Беха, И. Костюк, М. Лендел, М. Масютиной, Е. Матиенко, М. Фицулы, О. Швачко.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый человек имеет право придерживатьсясвоих убеждений и признает такое же право за другими. Кроме того в научной литературе используется термин «интолерантность». Так под интолерантностью понимают проявление нетерпимости в отношении и поведении человека при взаимоотношениях с другими людьми на основе различных признаков.

Воспитывать толерантность следует целенаправленно и поэтапно. Формированию толерантности способствует специально организованная деятельность.

Педагогика толерантности основывается на терпеливом, внимательном отношении к убеждениям других людей, является одним из средств решения проблем личности и разрешения конфликтных ситуаций. Б. Вульфов отмечает, что процесс воспитания толерантности предполагает целенаправленную организацию положительного опыта толерантности, то есть создание пространства прямого или косвенного взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их общностями, другими словами — сосуществования различий [3].

Воспитание толерантной личности — процесс сложный и длительный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми [8].

Самым проблемным возрастом в отношении интолерантного поведения является подростковый. Так выдающиеся психологи Л. Выготский, А. Петровский, Д. Эльконин выделяют подростковый возраст как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. Система ценностей подростка, основанная на дуализме добра и зла, жестка и бинарна, но именно ее он пытается наложить на окружающий мир. Как указал Н. Барбелко, именно в подростковом возрасте обнаруживается своего рода «зазор» между толерантностью типа «А» и толерантностью типа «Б»: подросток уже не способен к тому типу принятия, которое было характерно для ребенка и еще не способен к тому терпению, которое характерно для взрослого [1].

Изучением сформированности толерантности у подростков занимаются современные психологи и педагоги: И. Дроздецкая, О. Кравцов, Е. Маркелова, С. Мутерперель.

Е. Маркелова утверждает, что подросток не умеет еще контролировать свои эмоциональные порывы, имеет высокий уровень тревожности, это делает его не успешным и не толерантным в общении и социальных контактах [4].

Исследователь О. Кравцов указал, что в период подросткового самосознания и самостановления личности происходит условное деление социальной среды на группы «Чужие» и «Свои». При определенных условиях, учитывая юношеский максимализм, это может служить основой для развития интолерантных черт личности, поскольку категория «Свои» приобретает однозначно положительных черт, а «Чужие» превращаются в явно негативную категорию, что неизбежно приводит к поиску врага [3].

Так же проблемным моментом является не только деление на «Чужих» и «Своих», а также использование ненормативной лексики, проявление вербальной агрессии и предубежденности по отношению к другим людям.

Так исследователь С. Мутерперель отмечает, что в подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения [5].

В работе с подростками учителя-предметники, школьные психологи и социальные педагоги должны направить воспитательную работу на формирование адекватной самооценки, самостоятельности, социальной активности, ответственности и партнерского взаимодействия на основе взаимного уважения и осознания многогранности мира. Для успешного формирования толерантных качеств в школе необходимо выстраивать целостную систему взаимоотношений и мероприятий, включенную в основной образовательный процесс, жизнь классного коллектива и во внеурочную деятельность учащихся.

Современный учащийся должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

В процессе воспитания толерантности педагоги используют следующие формы и методы работы: работа в группах, подгруппах; беседы, лекции; обсуждение; видеолектории.

Кроме того в последнее время широкое распространение получило использование технологии интерактивного обучения, а именно использование обучающих тренингов. Вопросы использования тренинговых форм в развитии толерантности раскрыты в работах Л. Анн, И. Вачкова, Г. Солдатовой, К. Фопеля, Л. Шайгеровой, О. Шаровой. В процессе тренинга предполагается формирование и закрепление тех навыков и умений, которые соответствуют эффективному позитивному взаимодействию между людьми. Особое внимание уделяется межличностному и групповому взаимодействию: развитию способности к гибкому общению, открытости новому опыту и людям, способности к проявлению уважения, включенности во взаимодействие, умению поддерживать позитивный контекст межличностных отношений. Эти стороны поведения отражают способность общаться в адаптивной, гибкой, дружелюбной манере.

Эффективными и увлекательными формами работы с детьми являются игровые (познавательные, соревновательные, конкурсные игры), которые направлены на развитие у подростков сплоченности, чувства толерантности [4].          Также на подростков положительно воздействуют трудовые формы внеурочной работы — совместная работа, любой труд (разные виды работ в школе, разная помощь нуждающимся).

Немаловажную роль в формировании толерантных отношений может играть жизнь классного коллектива, организованная в русле толерантности [6]. То, как складываются отношения ребенка в классе, во многом определяет его личностное развитие и социальную адаптацию. Формирование толерантных отношений в классном коллективе может осуществляться через систему классных мероприятий, правильное распределение ролей и обязанностей в классе и, конечно же, через такие формы проведения классных часов, которые целенаправленно будут вести учащихся к развитию запланированных качеств личности.

Развитие толерантности в процессе организации внеурочной деятельности учащихся рассматривается в работах И. Дроздецкой, Е. Маркеловой, Е. Селюковой. Преимуществом данного вида деятельности является то, что здесь ведущими формами взаимодействия участников образовательного процесса могут стать активные групповые формы, требующие сотрудничества, с одной стороны, а с другой — предоставляющие возможность ребенку раскрыть те свои возможности и качества, которые в рамках урока не всегда бывают востребованы: эмоциональные, художественные качества, взаимовыручку, эмпатию и т. п. Но именно названные качества и ложатся в основу формирования толерантных свойств личности и толерантных отношений учащихся [6].

Одной из наиболее эффективных, познавательных, развивающих и доступных для реализации детьми подросткового возраста является проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет подросткам использовать возможности Интернета с созидательной стороны, а не со стороны разжигания национальной розни, травли других народов. Программа проекта предусматривает участие подростков в художественном творчестве, литературных и музыкальных мероприятиях.

Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия воспитанникам для рефлексии произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

Анализ форм и методов формирования толерантности показал, что в процессе воспитания толерантности педагогами используются игровая и тренинговая формы работы, тематические классные часы и праздники, внеурочная деятельность, в том числе трудовая, благотворительная, проектная деятельность.

 

Литература:

 

  1. Барбелко Н. С. Психолого-педагогическое содержание понятия толерантность/Н. С. Барбелко, — 2013. — 5 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://eprints.zu.edu.ua/9567/1/22.pdf
  2. Дроздецкая И. А. Исследование толерантности в подростковой среде как ориентир для моделирования внеурочной деятельности школы /И. А. Дроздецкая // Вестник Томского государственного педагогическогоо университета. — 2012. — выпуск 11 (126).
  3. Кравцов О. Г. Роль толерантности в личностном развитии ребенка/О. Г. Кравцов// ВЕСТНИК РГГУ Серия «Психология». — Москва, — 2009. — № 7. — с.189–200.
  4. Маркелова Е. М. Динамика личностных характеристик толерантности в подростковом возрасте Электронный ресурс] — Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/ psikhologicheskie-nauki/library/dinamika-lichnostnyh-harakteristik-tolerantnosti-v-podrostkovom
  5. Мутерперель С. Этническая идентичность и толерантность в подростковой субкультуре. — 2003.
  6. Селюкова Е. А. Воспитание толерантных взаимоотношений в школе [Текст] /Е. А. Селюкова, М. Н. Фокина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. — Уфа: Лето, — 2013. — с. 103–105. [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/68/3587/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle