Библиографическое описание:

Гулина А. А. Использование креативных методов на уроках изобразительного искусства [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 36-39.

Современное образование в России быстро изменяется, как и другие сферы деятельности человека. Педагогика в целом претерпевает большие изменения. Образовательный процесс вносит инновационные изменения, направленное на обеспечение качественными знаниями тех, кто получает образование, которые в дальнейшем станут квалифицированными специалистами, профессионалами, от которых будет зависеть прогресс общества, количество и качество творчески развитых умов, обеспечивающих развитие и повышение интеллекта народа.

Самый актуальный вопрос на сегодняшний день в педагогике, это инновации в обучении, которая заставляет учащегося думать наоборот, меняет мышление, деятельность, что в последствии приводит к качественным знаниям. Способствует этому такой инструмент как креативные методы в образовательном процессе, который должен раскрывать способности учащегося, а креативные методы помочь увидеть решение определенных задач под новым углом зрения, находить оригинальные идеи, мыслить не стандартно.

В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio — созидание) — это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Так, К. Роджерс (1994) понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. [1,157].

Существует множество методов в педагогике. Креативные методы обучения ориентированы на создание учениками личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение нового продукта. [2, 340].

Креативных методов большое множество, например на уроках изобразительного искусства предлагается такие метода как:

Метод агглютинации — соединение не соединимых свойств, противоположностей предметов или явлений и их изображение: светлая тьма, маленький гигант, горячий лед, быстрый камень.

Метод «Мозгового штурма» (А. Ф. Осборн) работа в группе, предложение разных вариантов при решении определенной задачи. К примеру, коллективно создать композицию на тему дом, каждый предлагает, что будет в этом доме: круглые окна, вход с правой стороны, построен из камней

Метод инверсии предложить заменит краски на известные продукты: чай-коричневый, морковный сок-оранжевый, свекольный сок — красный, написание композиции этими продуктами и будет креативный метод на уроках изо.

Все методы изложенные ранее очень новые и необычные, их существует большое множество. Но когда речь заходит о какой-то конкретной теме, учащиеся задают вопрос: «А что конкретно нарисовать?», да действительно у учителя всегда есть идеи, но одна из задач педагогики научить мыслить самостоятельно для этого используется метод «морфологического анализа» или «морфологический ящик».

Можно дальше перечислять все креативные методы, мы предлагаем остановится на методе «морфологического анализа» или по-другому «морфологический ящик». Впервые его предложившим Ф. Цвикки, швейцарский астрономом, с помощью данного метода, им было найдено целый ряд открытий.

«Цель морфологического исследования — увидеть перспективу полного «поля знаний» о предмете. Это может быть поле материальных объектов, поле явлений или поле отношений, концепций, идей или теорий». [3].

Применение данного метода уже существует на уроках изо, например при создании необычного животного, робота или цветов как у ШавиковойТ.И. (4)

Рис. 1

 

«Морфологический анализ» удобен при создании какого-то определенного объекта, а если это целая композиция, как возможно применить данный метод? Перед учащимся перед композицией стоит задача: соединить свои накопленные знания, зрительные восприятия в единый сюжет.

Нами найден вариант работы с данным методом. «Морфологический анализ» это многомерная матрица ее необходимо облегчить, ограничить ее элементы. Любая композиция, которую рисует учащийся сравнима со спектаклем, со сценой в театре на которой происходит какое-то определенное действие, происходящее в определенном месте и в определенное время. Единство времени, единство действия и единство места — это классические три единства, которые применяют в пьесах. Соединение этих трех составляющих с главным героем в композиции.

Приведем пример работы над тематической композиция на уроках изо. Предложена тема: профессии моей семьи. Использовался усовершенствованный метод «морфологического анализа», который изначально имеет определенный вид.

Таблица 1

Герой

Предмет или образ

Свойство предмета или явления

Мама врач

халат

очки

стетоскоп

 

Папа повар

колпак

плита

продукты

фартук

 

После того как выбранный герой «папа повар» герой, дальнейшая работа состоит из составления таблицы на единство действия, единство места и единство места.

Таблица 2

Единство действия

Состояние

Свойство предмета, явления

Стоять

бодро

устало

прямо

согнувшись

наклонившись

Единство места

Предмет

Свойство предмета, явления

Кухня

Плита

Посуда

Шкафы

Лампа

Раковина

-

Единство времени

Явление

Свойство предмета, явления

Время суток: день

ярко

светло

-

-

-

 

После того как была составлена таблица, которая изначально была ограниченна, получился один вариант, который на практической части урока воплощается на бумаге.

Описание: G:\работы детей\живопись ст\папа-чудо повар.JPG

Рис.2 «Папа повар». Гнеушева Алена, 11 лет

 

Подведем итоги, что использование креативных методов на уроках изобразительного искусства, повышается работоспособность, без проблемно находят решения поставленной задачи. Метод «морфологического анализа» определяет последовательность действий, приучает к самостоятельной работе, в данном случае сюжет любой композиции не похож на другой.

 

Литература:

 

1.         Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. — Спб.: Питер, 2009.- 434

2.         Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика Технология креативного обучения / А. В. Хуторской. — М.:Моск.ун-т, 2003.- 416 с.

3.         Ревенков А. В., Резникова Е. В. Теория и практика решения технических задач / А. В. Ревенков, Е. В. Резникова. — М.: «Форум», 2008 г., 345с.

4.         Проект. Волшебный сундучок творчества Волшебный сундучок творчества. «Морфологический анализ (Технология ТРИЗ) в детском саду»). http://cheburaschka17.blogspot.ru/2013/02/blog-post.html (дата обращения 30.01.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle