Библиографическое описание:

Левина Ж. М. Математические задачи как средство развития интереса к окружающему миру [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 145-147.

Математика в начальных классах является основным учебным предметом. Младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно успешное обучение в школе. Велико воспитательное значение математики.

В начальном обучении математике велика роль текстовых задач. С ней ребёнок встречается с первых дней занятий в школе. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления, речи. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащихся.

Ребенок, поступающий в начальную школу, уже имеет некоторый опыт решения задач, в том числе и математических. У одних детей этот опыт богаче, у других — беднее. В большинстве случаев он не осознаваем ими. Поэтому начать обучение решению задач нужно с обогащения опыта решения задач на интуитивном уровне, а также с помощью предметных действий и здравого смысла. Детей нужно учить наблюдать мир, сравнивать предметы и группы предметов по самым разнообразным свойствам, классифицировать объекты окружающего мира. Решение задач — это мощное средство познания окружающего мира. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природоиспользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств. В начальной школе дети впервые попадают в мир знаний о природе, и чтобы этот мир не стал для него скучным и неинтересным нужно постоянно поддерживать и развивать интерес к окружающему миру. Используя на уроках математики задачи с историческим содержанием, мы развиваем интерес обучающихся к прошлому нашей страны, задачи экологического содержания научат бережному отношению к природе, задачи для решения которых необходим жизненный опыт. Это задачи, как для устного счета, так и для письменной коллективной и самостоятельной работы. Конечно, нужно много подготовки, но эти затраты оправдывают результат. Такие задачи получаются интересными и познавательными, и обеспечивают овладение учащимися программным материалом. Например:

-        Длина новорожденного китёнка 5м 3дм 2см. Выразите длину в см.

-        Масса взрослого пингвина 42 кг. Выразите массу в граммах.

-        Урок длится 45минут. Какова продолжительность урока в минутах, секундах?

Важным направлением в воспитании интереса к математике считаю поиск и самостоятельное изучение дополнительной литературы. Учитель должен не только давать готовые текстовые задачи, но и учить ребят самим составлять условия, используя при этом полезные и интересные материалы, что способствует развитию познавательного интереса и разностороннему ознакомлению с природой. Ученики ищут интересные факты о жизни животных, растений, пословицы, стихи. Самостоятельно отбирают из дополнительной литературы необходимые сведения и составляют задачи. Эти работы выполняют дети, имеющие как высокий, так и более низкий уровень интеллектуальных способностей.

Приведу примеры задач составленных учащимися во 2 классе:

-        Ворона живет 27 лет, а ласточка 9 лет. На сколько лет ворона проживет больше, чем ласточка?

-        Самый крупный попугай — какапо живет в Новой Зеландии. Сохранилось всего 40 птиц, из них 12 самки. Сколько сохранилось попугаев самцов?

-        Скорость полёта европейского стрижа 65 миль в час, а скорость полета скворца на 20 миль в час меньше. С какой скоростью летит скворец?

Почему дети иногда ломают ветки деревьев, ловят и сажают в банку насекомых, мучают животных? Может быть, у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Поэтому, систематическое использование на уроках математики задач с экологическим, познавательным содержанием способствуют расширению кругозора младших школьников, способствуют развитию интереса к окружающему миру.

Обратимся к следующему виду задач, которые я использую на уроках математики для развития интереса к окружающему миру. Это задачи в основу которых положен исторический материал. Уроки с привлечением исторического материала никого не оставляют равнодушными. Эффективность использования исторических сведений во многом зависит от их содержания. Содержание этих сведений может быть различным. Здесь нужно учесть возрастные особенности учащихся, подготовку учащихся к восприятию данного материала, образовательную и воспитательную ценность материала. Исходя из этого необходимо, чтобы учитель имел достаточно широкий запас сведений из истории, чтобы в любой подходящий момент его использовать. Выбор формы сообщения этих сведений учитель должен сделать в связи с темой урока, в зависимости от степени заинтересованности учащихся.

В учебнике математики за 3 класс части 2-ой под редакцией Л.Г. Петерсон в уроке № 19 встречаются задания содержащие сведения о начале и окончании Великой Отечественной Войны, битве на Курской дуге. Видя интерес учащихся к решению таких задач мною были даны некоторые сведения из истории касающиеся Сталинградской битвы. Эти сведения дети использовали для составления задач, которые и были решены в ходе урока. Например:

-        Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года, а закончилась 2 февраля 1943 года. Сколько дней длилась Сталинградская битва?

-        Сколько дней прошло со дня победы в Сталинградской битве ( 2 февраля 1943 г.) до начала битвы на Курской дуге (5 августа 1943г.)?

Решать задачи содержащие исторические сведения учащиеся продолжили и дома, получив задание узнать дату начала и завершения какого-нибудь исторического события, и вычислить сколько дней оно длилось.

Задачи основанные на личном опыте особенно интересны младшим школьникам, так как в них используются реальные и близкие для детей факты. Ученики 3 класса с удовольствием выполняют задания типа:

-        Составь условие к задаче, чтобы она решалась так : 19х3+45.

Вот какие задачи составили ученики:

-        Мама купила 3 булочки-слойки по 19 рублей за штуку и бутылку молока «Простоквашино» за 45 рублей. Сколько стоит вся покупка?

-        Для посадки винограда папа с сыном вскопали 3 грядки по 19 метров каждая. Сколько метров виноградника стало, если в прошлом году посадили 45 метров?

Включая в урок игровые моменты мы делаем процесс обучения интересным и занимательным, создаём у детей бодрое рабочее настроение, что облегчает преодоление трудностей в усвоении материала.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес не только к предмету, но и к познанию ими окружающего мира. Внимание детей активизируется, расширяется кругозор.

Математические загадки и занимательные задачи. Практика показывает, что применение загадок и задач в стихах на уроках математики дают положительный результат, т. к. они знакомят детей с окружающим миром.

1.      Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка,

И тебя, как ночь настанет,

Всё равно к себе притянет. (Подушка)

2.      Три кошки купили сапожки

По паре на каждую кошку.

Сколько у кошек ножек?

И сколько у них сапожек

3.      У него четыре лапки,

Лапки цап-царапки.

Пара чутких ушек.

Он гроза для мышек. (Кот)

4.      Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно,

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь в десять раз умней. (Книга)

У Ани в кармане

Нам известно, что у Ани

Было семь монет в кармане.

Перечислим их подряд:

Три по десять, пятьдесят,

Две по двадцать пять и, право,

Пятачок ещё вдобавок.

Но потом она, ей-ей,

За пяток карандашей

В магазине, так уж было,

Сто копеек заплатила.

Сколько их теперь у Ани

Насчитали б вы в кармане?

(35 копеек)

Сладкоежка

Были утром у Андрюши:

Восемь персиков, три груши,

Три арбуза, два граната,

Кекс и плитка шоколада.

Были так же у мальчишки:

Две медовые коврижки,

Яблок — пять, 1 кокос

И десяток абрикос.

Но потом у карапуза

Стало только 2 арбуза.

Отвечай, кто в счете смел,-

Сколько малый фруктов съел?

(28 фруктов)

После отгадывания загадки задача учителя — добиваться обоснованного, доказательного ответа на вопрос: "Как ты догадался? Объясни!". Такая работа развивает логическое мышление, математическую речь, учит видеть в окружающем мире общие свойства и различия предметов и явлений.

Из всего выше сказанного, считаю, что математические задачи с экологическим, историческим содержанием, содержанием основанным на жизненном опыте, как и математические загадки, включаемые в урок способствуют развитию познавательного интереса и интереса к окружающему миру, но только тогда, когда эта работа ведется систематически на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается при переходе учащихся на среднюю степень обучения.

 

Литература:

 

1.          Математика. 3 класс. Часть 2./Л.Г. Петерсон.- М.: Издательство «Ювента»,2010 — 96с.:ил.

2.          Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина.– М: Знания, 1983. — 96с.

3.          Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности / Г.И. Щукина. — М: Просвещение, 1979. — 190с.

4.          Глобальная сеть интернета.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle