Библиографическое описание:

Никулина В. В., Куприянова О. О. Креативность на уроках английского языка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 153-156.

Как повысить интерес к изучению иностранного языка? Это вопрос, который во все времена был и остаётся актуальным в школе. Современное обучение английскому языку продвинулось далеко вперёд, благодаря современным образовательным технологиям.

Но применение креативных возможностей учащихся является лидирующим, т. к. именно такая деятельность порождает самостоятельность, активность, умение общаться в коллективе. Как показывает практика применения креативности на уроках английского языка, помогает ученику проявить свои способности, о которых иногда не знал и сам ученик.

Для того чтобы ученик мог успешно заниматься креативной деятельностью необходимы некоторые условия.

Во-первых, учитель должен быть сам креативной личностью, для того чтобы знать в каком направлении работать с учащимися.

Во-вторых, положительный настрой учителя для установления контакта с учениками.

В-третьих, креативные задания должны соответствовать уровню подготовки и возрасту учеников.

В-четвёртых, использовать в меру необходимые информационно-коммуникационные технологии, т. к. даже при изучении английского языка ученики могут создавать креативные продукты своими руками.

В-пятых, участие учителя в ходе создания креативного продукта должно быть минимальным, т. к. ребёнок должен постараться пройти самостоятельно все стадии создания своей работы.

В-шестых, ученикам следует быть уверенными в хорошем результате своей деятельности. Поскольку креативность другого результата не должна иметь.

Практическое применение креативных элементов, проведение уроков креативности и внеклассных мероприятий, способствует развитию интереса к изучению английского языка и самовоспитанию учащихся. Поэтому использование креативной деятельности должно начинаться с начальной школы и прослеживаться в течение всего периода изучения английского языка в данном образовательном учреждении.

Формы учебных и внеурочных занятий могут быть разнообразными, но цель для всех едина — это успех каждого ученика. Креативная деятельность учащихся это:

1.                  составление рассказов;

2.                  конкурс сочинений;

3.                  письмо;

4.                  сочинение сказок;

5.                  рисунки учеников для составления монологов и диалогов;

6.                  исследовательские работы;

7.                  применение компьютерных программ для составления творческих работ;

8.                  игры, конференции;

9.                  интервью;

10.              проекты;

11.              организация экскурсий (проведение занятий вне класса и школы);

12.              поделки.

На практике данные деятельности имеют свои учебные цели и задачи, но результат — это интенсивная языковая практика.

В любом возрасте дети любят сочинять, выдумывать, фантазировать, поэтому сочинение сказок для многих учеников — это любимое занятие. Сочинение сказок, сочинений, писем на английском языке развивает лексические и грамматические знания, умения и навыки всех видов речевой деятельности, да и чтение сказок полезно в любом возрасте, т. к. они воспитывают в человеке добро, дружелюбие, любовь к родной культуре, помогают лучше узнать традиции других стран.

Ученики могут не только сочиняют свои сказки, но и придумывают свои сюжеты на всем хорошо известные произведения.

Следует отметить, что если ученики самостоятельно выполняют задания в письменной форме, то этот действенный метод заставляет детей найти правильное написание слов в словаре, а это значит, что они более осмысленно запомнят орфографию, перевод и смысловое значение слов. Такая деятельность способствует развитию у детей мышления, памяти и внимания.

Привлечение учащихся к созданию творческих работ с использованием информационно-коммуникационных технологий делает процесс обучения интересным, расширяет познания за пределы темы, придаёт учебному процессу динамичность и привлекательность, дети получают удовлетворение от работы. Создание креативных продуктов с помощью современных информационных технологий под силу ученикам любого возраста.

Исследовательская деятельность учащихся — это тот вид креативной деятельности, который даёт большие возможности попробовать себя в роли юных учёных. Такой вид деятельности формирует умения обобщать, систематизировать, применять теорию на практике и получать результаты исследования. Ученики, которые занимаются исследовательской деятельностью, приобретают опыт общения, публичного выступления, навыки исследования, учатся анализировать и обобщать полученные сведения.

Например, в исследовательской работе «Английские и русские народные сказки» авторы ученики начальной школы решали такие задачи как:

-        проанализировать особенности английских и русских народных сказок;

-        установить общие и отличительные черты английских и русских народных сказок на примере английской народной сказки «Том — мальчик с пальчик» и русской народной сказки «Мальчик с Пальчик»;

-        провести исследование на знание народных сказок (английских и русских) среди учащихся начальных классов.

Выполнение исследовательских работ на разнообразные темы наглядно демонстрирует учащимся важность английского языка как средства, значительно расширяет знания о стране изучаемого языка, следовательно, способствует повышению мотивации к его изучению.

Использование такого метода как рисунки для составления монолога или диалога, развивает воображение, а также дает возможность ученикам показать свои знания, полученные на других уроках или из личного опыта.

Данная работа может быть организована индивидуально, в парах и группах. Может происходить обмен рисунками и тогда рассказ истории происходит от третьего лица. Рисунки можно нарисовать дома или в классе, предварительно подобрать лексический и грамматический материал. А затем составить задания по картинке: I can see a (mouse, fox, giraffe). It/ is/ lives in/on a/the ( house, river, Zoo). (рис.1); I can see a (lion, dog, tiger). It/ is/ lives in/on a/the (sea, forest, Zoo). (рис.2)

 

Рис. 1. Литвинова София, 2 класс

 

Рис. 2. Колосова Евгения, 2 класс

 

Организация экскурсий вне класса и школы позволяет ученикам отойти от традиционного проведения уроков и внеклассных мероприятий, т. к. сегодняшний день диктует необходимость говорить в ситуациях, которые приближены к реальным.

Общение вне класса способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. Например, проведение урока физкультуры во 2-ом классе по теме «Sport» можно провести на спортивной площадке или в спортивном зале. Предварительно ученики знакомятся с лексикой, грамматикой данного материала. Ученики выполняют физические упражнения и рассказывают на английском языке, что они умеют делать (I can run, jump) задают вопросы друг другу (Can you play basketball?), организуют игру в группах (Let`s play football!).

Дети любого возраста любят творить что-то своими руками так называемые handmade creatures. Создание креативных творений можно применять на уроках и внеклассных мероприятиях по английскому языку. На таких занятиях роль учителя состоит в том, чтобы быть помощником, т. к. иногда ученики оказываются намного сообразительнее и креативнее чем учитель.

Для того чтобы проводить такие уроки необходимо непросто сделать какую-то поделку, но понимать цель её назначения и применения. Важно помнить, что все действия должны проговариваться на английском языке, лексический материал зависит от ступени изучения.

Например, подготовка к новогодним праздникам. Можно сделать большое количество разных поделок, т. к. это самый любимый праздник детей и взрослых. Учитель предлагает ученикам сделать выбор и обосновать его.

На изготовление поделки можно отвести два урока. На первом уроке идёт обсуждение будущего произведения учеников. На втором занятии в ходе создания поделки дети составляют рассказ или стихотворение, задают вопросы, делятся информацией, которую подготовили к уроку, обмениваются мнениями и подводят итоги своей деятельности.

Например, ученики 4 класса большинством голосов решили, что это будет “Christmas Angel” (Рождественский Ангел). Все вместе решили составить план своей работы:

-        распределиться по группам;

-        найти информацию;

-        подобрать материал для изготовления;

-        написать порядок изготовления поделки на английском языке;

-        представить свою поделку.

Рис. 3 Голубова Ксения, Чепурной Иван, 4 класс

 

Применение креативной деятельности учащихся на уроках английского языка, как показывает практика, имеет только положительные тенденции. Ученики постоянно расширяют свои знания о культуре стран изучаемого языка, а также о культурном наследии родной страны, улучшают свои знания по предмету, что позволяет ученикам быть увереннее в использовании английского языка как на уроке, так и в других ситуациях.

 

Литература:

 

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Изд. Центр “Академия", 2002.
  2. Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк. 2000. № 7.
  3. Одаренность и возраст: развитие творческого потенциала одаренных детей: учебно-методическое пособие / под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. — 192 с.
  4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., 2001
  5. Torrance, E. P., & Sisk, D. A. (1997). Gifted and talented children in the regular classroom. Buffalo, NY: Creative Education Foundation Press
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы).
  7. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие. / Под ред.Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой — Воронеж: НОУ "Интерлингва", 2002.
  8. http://edu-lider.ru/fgos-v-nachalnoj-shkole/
  9. http://text.ru/rd/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle