Библиографическое описание:

Шункарева М. В. Значение деловых игр при формировании профессиональных компетенций бухгалтера [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 58-61.

Одной из приоритетных задач в области совершенствования системы экономической подготовки студентов ссуза является разработка и внедрение перспективных технологий экономического образования, которые позволяют расширить адаптивные возможности выпускников. Важной проблемой образования является внедрение методов, направленных на познание, анализ и осмысление изучаемого материала.

Так как же определить качество подготовки выпускников средних профессиональных учебных заведений? Часто приходится слышать от работодателей: «требуется высококвалифицированный специалист» или «необходима консультация специалиста, компетентного в этом вопросе». Что же это означает? Именно ФГОС СПО третьего поколения вводит новое для системы образования понятие — компетентность.

Компетенция — способность человека к использованию знаний, умений и опыта в стандартных и нестандартных ситуациях. Под «профессиональной компетентностью» он понимает профессионально значимые качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности в рамках определенной компетенции на уровне данной квалификации, способность решать определенную профессионально значимую задачу.

В современных условиях хозяйствования в России роль бухгалтера на предприятиях и в целом организациях неизмеримо возрастает. Рыночная экономика вызывает значительное изменение функций бухгалтера и расширение задач, стоящих перед ним. Из счетного работника, занимающегося констатацией фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета с целью составления достоверной отчетности, он постепенно становится помощником руководителя практически по всем вопросам деятельности предприятия. Ни одно управленческое решение не обходится без согласования с бухгалтером с целью определения как его эффективности, так и налоговых последствий. Поэтому особое значение приобретает формирование и профессиональных и надпрофессиональных компетенций студентов, обучающихся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».

Высокий уровень профессиональной компетентности является решающим фактором социальной защищенности и профессионального развития работников, а его достижение — главной задачей учреждений среднепрофессионального образования. Изменения, происходящие в государстве, привели к модернизации российского образования. Все большее признание находят активные методы обучения, в частности деловые игры.

Деловые игры в области обучения бухгалтеров в направлены на получение более обширного опыта по принятию решений в учебных лабораториях. Элементы риска, вводимые в деловые игры, дают возможность принимать решения в условиях недостаточной информации и производственной напряженности, что позволяет студенту, будущему специалисту, принимать управленческие решения (часто рискованные) в моделируемых производственных ситуациях, и накапливать умения и навыки без ущерба для реального производства в будущем. Принимая решение в игровой реальности, студенты задействуют привычные им потребности, ценности, ориентируются на знакомые традиции и нормы. Кроме того, наблюдая в игре других игроков, они перенимают их традиции, ценности, нормы, сравнивают реакции на стимулы.

Таким образом, в игровой реальности создается или опробуется некоторый макет, образец поведения, элементы которого потом будут использоваться студентом в действительности, что дешевле, быстрее и безболезнее реального опыта. Такой опыт позволит будущему специалисту в реальной обстановке при необходимости принимать эффективные решения с минимальными потерями.

Учебные деловые игры обладают большими психолого-педагогическими возможностями. Они развивают самостоятельность студентов, их мыслительную деятельность, помогают творчески переосмыслить и усвоить учебный материал. В этом плане интересен пример учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета». Данная дисциплина изучается студентами 2 курса специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), и дает им представление о необходимости и важности разносторонних знаний бухгалтерского учета для решения экономических проблем. Вся практическая часть дисциплины построена как большая бухгалтерская игра, базирующаяся на создании игровых студенческих компаний. На третьем курсе в рамках профессионального цикла студенты будут возвращаться к рассмотрению данных вопросов на более серьезном, детальном уровне. Таким образом, данная учебная дисциплина является «втягивающей».

Деловые игры часто объединяют учебные дисциплины, разделенные традиционными методами обучения. Так, сквозные экономические игры, рассчитанные на продолжительное время, требуют от студентов знаний по анализу финансово-хозяйственной деятельности, финансам, аудиту, бухгалтерскому учету, и другим дисциплинам. Игра увлекает участников независимо от конкурентного содержания. Возникает игровой азарт, стремление победить, что заметно способствует более активной работе студентов. Характеристические особенности деловой игры как формы обучения следующие:

1.      Деловая игра имитирует реальную действительность с помощью модели. Модель носит упрощенный характер и содержит в себе наиболее важные переменные: например игра-конкурс по организации собственного предприятия, получению кредита, составлению бизнес-плана, аудиторского заключения, инсценировка инвентаризации.

2.      Участники игры распределяются по ролям и соответственно им взаимодействуют друг с другом. Причем в процессе игры их взаимодействие может принимать конфликтный характер из-за различия интересов.

3.      Деловую игру можно представить как последовательный ряд взаимосвязанных решений. Причем эффективность принятых решений может зависеть не только от самого игрока, но и от его партнеров, а также от сценария. В этих условиях происходит насыщенное усвоение сразу многих основных понятий учебной дисциплины.

4.      В деловых играх возможно использование гибкого масштаба времени в зависимости от обстоятельств.

5.      Деятельность участников игры обязательно оценивается количеством набранных баллов. Обсуждая итоги, можно дать возможность студентам самим выявить причины своего успеха или неудачи, что также будет способствовать их более активной позиции в процессе обучения.

6.      Использование деловых игр в сочетании с другими методами активного обучения может составить основу «рейтинговой» системы аттестации студентов.

Таким образом, деловые игры, базирующиеся на применении современных компьютеров, позволяют имитировать совокупность управляемых и неуправляемых процессов, обеспечивая в ускоренном масштабе взаимосвязанную последовательность близких к реальным ситуаций, происходящих в повседневной жизни. Методики современных деловых игр позволяют рационально сочетать профессиональный интерес учащихся к новым методам обучения, дух соперничества и коллективизма.

Профессиональная деятельность специалистов экономического профиля, достаточно многообразна, поэтому применение деловых игр помогает активизировать процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью. Применение имитационно-ролевых игр целесообразно по общепрофессиональным дисциплинам: «Экономика организации», «Статистика», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Налоги и налогообложение», «Основы бухгалтерского учета», «Аудит».

Традиционно вызывает интерес у студентов проведение комплексной имитационно-ролевой игры на основе решения сквозной задачи. Комплексная игра является моделью взаимосвязанных проблемных ситуаций, для решения которых необходимо обладать комплексом знаний, умений и профессионально важных качеств. Это наиболее сложный тип имитационно-ролевой игры. При этом каждый студент выполняет возложенные на него «должностные обязанности».

Организация и проведение деловых игр в полной мере доказали свою эффективность в достижении учебных целей и формировании профессиональных компетенций при подготовке студентов по экономическим специальностям.

 

Литература:

 

1.    Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. — М.:Аркти, 2007.

2.    Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2012. — № 10.

3.    Гренов Г. С. Рынок образовательных услуг: проблемы развития // Профессиональное образование.— 2009.— № 3.— с. 18–19.

4.    Климова Н. В. Роль, принципы и формы активного и интерактивного обучения студентов. // Компетентностный подход в высшем экономическом образовании / Материалы межвузовской методической конференции. — М., «Альфа-м», 2010. — 224с.

5.    Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования образовательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. Академика РАО З. И. Васильевой. — спб.,2009.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle