Библиографическое описание:

Гордеев М. Н. Профессиональное становление студента бакалавра (направление «Государственное и муниципальное управление») путем формирования ключевых компетенций [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 240-243.

В работе представлен анализ ряда ключевых компетенций приобретаемых бакалавром (направление «Государственное и муниципальное управление»). Выявленные особенности в подготовке управленцев указывают на весомость информационно-коммуникативной компетентности и самостоятельной работы бакалавров.

Ключевые слова: бакалавриат, самостоятельная работа, ключевые компетенции.

 

Профессиональная деятельность современного бакалавра в сфере управления приобретает статус ориентированной с мировоззренческой точки зрения, на основы философского образования, концепцию современного общества в области системы управления.

Важное положение, имеет обеспечение рефлексии, которая представлена способностью к осуществлению анализа событий, процессов, наряду с умением реализовать коррекцию управленческой деятельности применяя основы ситуационного менеджмента. При этом образ мыслительной деятельности современного управленца характеризуется синергетичностью, конструктивностью, креативностью, мобильностью и гибкостью.

Сущность мотивационного компонента, раскрывается в совокупности личностных (намерений, склонностей, стремления к самообразованию, саморазвитию), познавательных (открытии нового, овладении новыми способами деятельности, интересе к областям знаний, ответственность за результаты научного творчества) и профессиональных (установку на избранное направление, профессиональный интерес) мотиваций [5].

Специфика работ, которые освещают проблемы профессионального становления личности, различна. Среди них возможно выделение исследований методологического плана, имеющих значение для определенной научной области в целом, а так же теоретических и эмпирических исследований, в рамках которых проводятся разработки отдельных направлений и этапов в профессиональном становлении личности.

Вопросы становления личности на высоком профессиональном уровне, определяют увеличение потребности в непрерывности системы совершенствования и подготовки кадров. Не решая эти задачи невозможно обеспечить качество обучения и осуществлять прогнозы относительно успешности профессиональной деятельности в дальнейшем. Выделим также, что на современном этапе развития общества, который характеризуется компьютеризацией и автоматизацией производства, с внедрением новых технологий и технических средств, остро стоит проблема нуждаемости профессионального и делового мира — в бакалаврах, которые будут способны к успешному и эффективному нахождению и реализации себя, при новых социально-экономических условиях, которые находятся в процессе постоянного модернизационного развития [1].

В основе инновационного образования лежит внедрение и широкое использование компьютерных и телекоммуникационных технологий, которое несет в себе кардинальные изменения в традиционные методы и приемы. Наиболее активно внедряются такие типы технологий, которые ориентированы на самостоятельную деятельность студентов: это передовые информационные технологии, новые общеобразовательные технологии (инновационные модели педагогики) и практика их комбинирования (совместное использование средств мультимедиа, ресурсов Интернета и педагогических составляющих в процессе обучения). Здесь же нашли широкое применение web-технологии, на базе которых возможно проводить: интерактивное обучение, конференции и семинары, групповую работу.

Одной из ключевых компетентностей управленца является информационно-коммуникативная компетентность, которая проявляется в профессиональной деятельности в процессе решения задач с применением информационных и коммуникационных технологий.

В основе развития современной образовательной среды можно выделить ряд приоритетных и значимых тенденций: развитие содержания обучения; развитие интерактивности образовательной среды; стимулирование активности студентов в учебном процессе; организация адаптивного гибкого учебного процесса и самостоятельной работы [3].

Приоритетным направлением являются самостоятельные виды деятельности студента в ходе учебного процесса, с упором на научно исследовательскую работу, что в целом повышает качественный уровень квалификации выпускников — бакалавров по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Каждый учебный цикл имеет базовую и вариативную (профильную) части, устанавливаемые вузом. Вариативная часть дает студентам возможность расширения и углубления знаний, навыков, умений и компетенций, которые определены содержанием базовых дисциплин, это дает обучающимся возможность получить углубленные навыки и знания для осуществления успешной профессиональной деятельности и дальнейшего продолжения профессионального образования.

Подход к самостоятельной работе студентов, отличается: вариативностью, увеличением количества часов, в сравнении с традиционной системой высшего профессионального образования. Следует выделить, что она организуется для развития навыков работы с учебной и научной литературой, выработки способности к научно-исследовательской работе студентов, которая является обязательным компонентом основной образовательной программы и служит основой для системного изучения дисциплин, входящих в структуру программного содержания, по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Важно подчеркнуть, что федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего профессионального образования «третьего поколения» переносят центр нагрузки в обучении на самостоятельную работу студентов попутно ограничивая нагрузку обязательными аудиторными занятиями. Следовательно, переход на двухуровневую систему образования ставит перед вузами России новые задачи. Одна из задач — формирование у будущих бакалавров навыков и умений самостоятельной работы [2].

С появлением необходимости учиться на протяжении всей жизни происходят глобальные реформы в российской системе высшего образования, которая все более склоняется к реализации компетентностной модели. Особая роль в процессе изменений в большинстве университетов страны отводится созданию новой концепции организации самостоятельной работы студентов. Значение и вес самостоятельной работы студентов значительно возросли на фоне изменений в системе высшего образования.

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр») выделяется ряд значимых общекультурных компетенций (ОК) — это способность работы в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и взаимодействуя с членами коллектива (ОК-10).

Выпускник также должен обладать «способностью и готовностью к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умением использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13)» [4]. Нетрудно заметить, что с одной стороны запросы общества, работодателей определяют содержание федерального государственного образовательного стандарта, с другой стороны это содержание формирует основные направления подготовки управленческих кадров в системе отечественной высшей школы.

Процесс управления системой подготовки бакалавров-управленцев, основан на проектировании и моделировании системы профессиональной деятельности, усовершенствованиях организации процесса образования, методологии и методики профессиональной деятельности, повышении профессионального уровня преподавательского состава, внедрении новых форм повышения квалификационного уровня и переподготовки бакалавров.

Только посредством правильного построения образовательного пространства, с сочетанием различных форм обучения и формированием наиболее благоприятной организационно-культурной среды при осуществлении как учебного, так и внеучебного процесса, может быть достигнут положительный эффект, в процессе развития необходимых бакалавру-управленцу компетенций, равно как и сама подготовка высокопрофессиональных бакалавров, которые будут востребованы на рынке труда.

В процессе разработки структурного содержания и технологий современного профессионального образования, важную роль, имеют проблемы конкурентоспособности, профессиональной эффективности, лидерства. При этом к приоритетным особенностям специалистов в области государственного и муниципального управления относится логичность и последовательность при осуществлении поиска решений в области управления, с анализом возможных вариантов, выбором направления, наилучшим образом отвечающего целям, которые вытекают из каждой определенной ситуации.

Подводя итоги можно отметить, что процесс преобразования высшей профессиональной российской школы был начат в 2003 г. в связи с подписанием Болонской декларации. Качественный уровень нового образования в области подготовки бакалавров направления «государственное и муниципальное управление» охватывает и образовательно-культурное и научно-техническое направления в развитии общества, что заключается преимущественно во внедрении стандартов и норм европейского уровня, во все области жизнедеятельности.

Непосредственно процесс рационального формирования и обеспечения эффективности развития образования, в области подготовки управленческих кадров — «нового формата», представляет собой один из главных факторов успешности развития экономики в будущем и специалисты в области государственного и муниципального управления достаточно востребованы, при этом к их квалификационному уровню выдвигается все больше требований, но теоретическая подготовка бакалавров в сфере управления не всегда соответствует требованиям предъявляемым практикой, и сегодня большое внимание уделяется укреплению взаимосвязи между формами теоретической и практической подготовки будущих управленцев, с повышением уровня их профессиональной компетентности.

Процесс управления системой подготовки бакалавров — управленцев, основан на проектировании и моделировании системы профессиональной деятельности, усовершенствованиях организации процесса образования, методологии и методики профессиональной деятельности, повышении профессионального уровня преподавательского состава, внедрении новых форм повышения квалификационного уровня и переподготовки бакалавров.

Только посредством правильного построения образовательного пространства, с сочетанием различных форм обучения и формированием наиболее благоприятной организационно-культурной среды при осуществлении как учебного, так и внеучебного процесса, может быть достигнут положительный эффект, в процессе развития необходимых бакалавру-управленцу компетенций, равно как и сама подготовка высокопрофессиональных бакалавров, которые будут востребованы на рынке труда.

 

Литература:

 

1.                  Богдан Н. Н., Бушуева И. П. Влияние индивидуальных факторов на профессиональное развитие государственных гражданских служащих [Электронный ресурс] / Н. Н. Богдан, И. П. Бушуева // Вопросы управления. — 2014.- № 1. URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2014/01/25/ (дата обращения: 18.11.2014).

2.                  Гордеев М. Н. Самостоятельная работа в истории педагогической мысли [Текст] / М. Н. Гордеев // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 10. — С. 68–71.

3.                  Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 18.11.2014).

4.                  Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: Приказ Министерства науки и образования РФ от 31 марта 2011 г. № 20353 (ред. от 31 мая 2011г.). URL: http://минобрнауки.рф/документы/1938 (дата обращения: 18.11.2014).

5.                  Суслова О. И. Исследование кризисов в профессиональном становлении студентов [Текст] / О. И. Суслова // Психология и экономика: Всероссийский сборник научных трудов. № 2.-Саратов: Научная книга, 2005. — С. 58–67.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle