Автор: Кузьмина Ирина Михайловна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Библиографическое описание:

Кузьмина И. М. Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 223-228.

Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на основе личностно-эмоционального осмысления опыта взаимодействия людей в прошедшем и настоящем освоить уважительное отношение к иному, толерантность, умение вести диалог и конструктивно решать конфликтные ситуации, нетерпимое отношение к ксенофобии, этнофобии, шовинизму.

Цель данной статьи — определить, насколько актуально формирование толерантности при изучении обществознания; каковы психолого-педагогические условия её развития и исследования; является ли метод проектов эффективным при её формировании в условиях современного учреждения СПО.

Тема формирования толерантности особо актуальна сегодня, поэтому автор считает, что данная работа будет интересна, в первую очередь, педагогам-практикам.

Ключевые слова: толерантность, метод проектов

 

Развитие мира в современную эпоху отличается многообразием, противоречивостью и вместе с тем взаимозависимостью процессов и явлений.

Этим определяется актуальность и высокая востребованность толерантности в отношениях между людьми, которые необходимо выстраивать на основе признания и уважения разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения. Это провозглашено и закреплено как в важнейших международных документах о правовом статусе человека, так и во внутригосударственном праве крупнейших стран мира. Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым решениям сложных социальных проблем.

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.

Среднее профессиональное образование как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у студентов толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в учебном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Однако осуществление официально декламируемых принципов возможно лишь при наличии соответствующих представлений, убеждений, поведенческих установок у подавляющего большинства гражданского общества. Поэтому вполне понятно, что в формировании и утверждении толерантности в современном обществе особая роль отводится учебным заведениям. Здесь закладываются взгляды на мир и ценностные ориентиры молодых поколений, накапливается опыт общения в больших и малых группах сверстников.

Прежде, чем перейти в своей педагогической деятельности к методу проектов, целесообразно начать на уроках с общего описания проблемы толерантности. Затем в ходе обсуждений и рассказа преподаватель может постепенно перейти к примерам проявления нетерпимости, которые непосредственно касаются жизни его студентов. Правильно построенный процесс такого ознакомления помогает самим учащимся обнаружить случаи проявления нетерпимости. Необходимо всегда помогать ученикам понять общие концепции признаков проявления нетерпимости.

Важно, чтобы студенты понимали нетерпимость как проблему, характерную для многих обществ, как глобальную проблему; также важно осознание ими того обстоятельства, что изучение реальных проявлений нетерпимости в учебном заведении может способствовать снижению остроты этой мировой проблемы. Тем самым они смогут обрести полезные знания, которые многие годы будут служить как им самим, так и обществу.

Формы проявления нетерпимости встречаются в нашей жизни часто: не только в школах, начиная с самых младших классов и заканчивая выпускными, но и в техникумах, университетах, на предприятиях, в других учреждениях, а также и в обществе в целом.

Вводя эти концепции в процесс обучения, педагоги могут начинать ознакомление аудитории с событиями, описываемыми в газетах, которые они отобрали сами или которые отбирают студенты. На основе этой информации можно начать работать над небольшим проектом, который отлично укладывается в объём урока, например, написание коллективного письма, создание документа и т. д. (пример: «Письмо к молодёжи XXII века» и др.).

Когда сам факт существования нетерпимости оказывается установленным, следует переходить к вопросу о том, как на него реагировать. Лучше всего при этом опираться на определённые показатели проявления нетерпимости, с тем, чтобы реакция студентов направлялась не только на борьбу с нетерпимостью, но и на создание атмосферы терпимости, что особенно важно.

Каждым преподавателем, обучающим подростков избранной профессии в системе СПО, движет желание воспитать в них самостоятельность, независимость и оригинальность мышления. Это — задача личностно-ориентированной педагогики, выдвигающей на первый план проектное обучение. Здесь ценны не только результаты, но и сам процесс развития профессионализма.

Преподаватель, благодаря разработанным системам, способствует развитию личности обучающегося, обеспечивает необходимые психолого-педагогические условия для возрастания его интереса к учению и вовлечённости в творческую деятельность.

В курсе обществознания, где человековедческая составляющая является важнейшим компонентом предмета, понятие «толерантность» может рассматриваться и при анализе различных видов межличностных отношений (включая общение со сверстниками, педагогами, родителями).

Поскольку в курсе обществознания при рассмотрении современности приоритет обоснованно отдаётся анализу российской жизни, важно на занятиях показать, что толерантность особенно необходима в нашей стране. Кризисные явления во всех сферах общественной жизни можно преодолеть лишь при отказе от конфронтации разных движений и социальных групп, путём утверждения между ними сотрудничества в интересах стабильного развития страны.

При этом приходится отмечать, что утверждение толерантности в России встречает значительные трудности, связанные и с растущей социальной дифференциацией, на базе которой трудно достичь социального согласия, и с отсутствием устойчивых традиций ненасилия и терпимости в политической культуре.

Таким образом, в курсе разъясняется, что толерантность призвана выступать как способ действий в самых различных ситуациях, возникающих в общении между людьми, в отношениях между различными социальными группами, политическими объединениями; между государствами; при сопоставлении (столкновении) различных мировоззренческих, политических, научных взглядов.

При рассмотрении в обществознании любой ветви культуры появляется возможность аргументации необходимости и значения толерантности. Так, духовная культура предполагает взаимопонимание, взаимопроникновение, диалог культур; терпимое отношение к тем произведениям литературы, искусства, которые не отвечают личным взглядам, вкусам индивида. В культуре социальных отношений на первый план выходят эволюционный подход к их изменениям, стремление избежать разрушительных социальных конфликтов. Толерантность выступает непременным условием и показателем культуры цивилизованных межнациональных отношений.

Практически на каждом уроке обществознания, на любом этапе работы с текстом учебника, документами, иллюстрациями уместны вопросы преподавателя:

-        Каково ваше отношение к событиям?

-        Кого бы вы поддержали в данной ситуации? Объясните почему.

Отвечая на такие вопросы на материале уже свершившихся событий, студенты и студенты приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей (например, домашнее задание: написать сочинение «Если бы я был мигрантом»). Так накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый для самоопределения в окружающей действительности. Сегодня нередко оказывается — поведение людей, так или иначе, объясняется их этнонациональной, религиозной, партийной или другой принадлежностью. При этом порой звучат искушающие своей лёгкостью суждения: «он сделал это потому, что он… (называется национальная, религиозная и т. д. принадлежность человека)». Важно помочь студентам научиться разделять, с одной стороны, следование традициям и, с другой стороны, асоциальные, нарушающие права людей поступки. Первая позиция требует толерантного отношения, вторая — неприятия.

Анализируя глобальные проблемы современного мира, курс обществознания не только разъясняет их сущность, но и ориентирует на понимание каждым человеком возможности и необходимости ненасильственного разрешения назревших противоречий, мирного течения общественных трансформаций.

Одна из целей обществоведческого образования — постижение учащимися социальных (нравственных, правовых) норм, являющихся основой поведения человека в обществе; овладение этими нормами закладывает фундамент толерантности.

Практическая направленность обществоведческого образования находит, в частности, отражение в целевой установке на формирование ключевых социальных компетенций и социальных ролей: семьянина, гражданина, труженика, собственника, потребителя и др. Успешное овладение этими компетенциями предполагает воспитание в духе толерантности. Так, чтобы стать настоящим семьянином, осознающим, что семья — одна из высших человеческих ценностей, необходимо постоянно, на основе терпимости, укреплять родственно-дружеские отношения всех членов семьи — супругов, родителей, детей, предупреждать размолвки, конфликты поколений. Для успешного выполнения роли труженика нужны постоянные толерантные контакты с коллегами по трудовой деятельности, правильное поведение в коллективе, нацеленность совместных усилий на достижение поставленных целей.

При рассмотрении в курсе положений о религии необходимо разъяснение того, как применять принцип толерантности: можно быть атеистом, но при этом надо непременно уважать взгляды, чувства верующих. Толерантный человек может быть приверженцем православия, но при этом должен уважать другие религии, людей их исповедующих. Многие религиозные мыслители отстаивают идею взаимопонимания различных конфессий. Александр Мень в одном из своих интервью говорил: «Надо научиться жить без конфликтов. Трудная задача, но вполне разрешимая… Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руки — вот наш путь». Эти слова могут стать эпиграфом к одному из уроков обществознания.

Значительная часть курса обществознания в СПО посвящена политико-правовым проблемам. Здесь большую роль в раскрытии значения толерантности может сыграть обращение к Конституции РФ, тем более что в программе III курса на изучение этого документа отводится 4 часа в рамках раздела «Государственное устройство России».

Приведённые факты на уроках могут проиллюстрировать необходимость расширения нормативно-правовой базы и создания системы экспертизы, позволяющей дать правовую оценку различным проявлениям жестокости, агрессии и экстремизма. Несмотря на то, что в российском законодательстве термин «толерантность» отсутствует, оно включает в себя основные нормы, призванные обеспечивать уважение к человеческой личности, правам и свободам. В этом русле может быть построено обобщающее учебное занятие по разделу «Правовые основы общества». Умело подобранные документы для этого урока содержат достаточно разнообразный «инструментарий», предусмотренный российским законодательством, позволяющий пресекать различные по тяжести нарушения, препятствующие развитию толерантности в обществе. Задача студентов здесь, поработав с этими документами, внести свои «поправки», что и будет являться продуктом проекта.

 Ориентируясь на возможный состав группы, степень сложности материала, заинтересованность студентов, преподаватель выбирает один из трёх типов проекта: монопроект, межпредметный, надпредметный. В первом случае он вполне укладывается в классно-урочную систему.

Как правило, монопроекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в блоке уроков. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы, но сама проблема лежит в русле обществоведческого знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяют сами студенты), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет своё продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время, и направлена на формирование толерантности.

Одним из подвидов монопроекта являются ролевые или игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи ли выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, предлагаемые преподавателем или участниками ситуации. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.

Примером такого монопроекта может являться учебная игра «Предвыборная кампания» при изучении темы «Политическая система», цель которой: повышение интереса студентов к проблемам политики, углубление их представлений о политической сфере общественной жизни, формирование у них демократической политической культуры.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это — либо небольшие проекты, затрагивающие два — три предмета, либо достаточно объёмные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны педагога, слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

Работой по самому сложному проекту — надпредметному — является выполнение комплексного задания по нескольким предметам и имеет целевую установку — отработка способов деятельности, а не только накопление знаний. Чаще всего надпредметный проект предполагает несколько другой вид презентации, более масштабный, красочный, объёмный. Этого можно добиться с помощью создания мультимедийной презентации.

Новые информационные технологии, в частности, возможности Интернета для получения и передачи текстовой, графической, видеоинформации, создания мультимедийной презентации, публикации, Web-сайта и другие, способствуют применению нетрадиционных методик обучения, формированию практических умений и навыков студентов в освоении обществоведческого материала.

На этапе работы по созданию мультимедийной презентации как никогда возрастает роль преподавателя. Отношения со студентами выходят на новый виток. Именно здесь педагог должен быть наиболее толерантен сам. Как дать понять, не ущемляя самолюбие студента, что найденная информация не вполне отражает суть проекта? Как не «перехвалить»? Как подсказать, как направить?..

Воспитывающая роль учебного проекта проявляется не только на разных стадиях работы над ним, но и на презентации результата: при демонстрации понимания проблемы проекта, при конкретизации цели и задач проекта и организации работы над ним. Поскольку деятельность студентов в проекте самостоятельная, то именно во время презентации преподаватель в полном объёме узнаёт, что было сделано во время самостоятельной проектной работы.

Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность, а продукт — это одно из воплощений замысла. И всё же, презентация имеет важное учебно-воспитательное значение, обусловленное самим методом. Ограничиться только демонстрацией продукта проектной работы, считаю, неверно. Продуктом может быть чертёж, или эскиз, или альбом всевозможных эссе на тему проекта, книга, студенческая газета с подбором статей на определённую тему, мультимедийная презентация, спектакль или концерт. Каким способом будет предъявлен замысел решения проблемы или продукт? Не так важно — будет ли это общеколледжный праздник, строгая студенческая конференция или небольшая рефлексия на уроке. Важен сам факт презентации результатов работы над проектом, которая является неотъемлемой частью учебного проекта (не проекта вообще!). Продукт работы над проектом при этом помогает наглядно представить, каков был замысел решения проблемы проекта.

Презентуя свой проект деятельности, студенты должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как.

Именно на этапе презентации проекта, выявляются и закрепляются качества толерантной личности и способности креативной личности:

-        коммуникативные: защита проекта, импровизация;

-        личностные: адаптивность, гибкость мышления, ответственность, предприимчивость;

-        социальные: коллективная деятельность, самодисциплина, терпимость к мнению других;

-        литературно-лингвистические: описание идеи, разработка, импровизация в процессе защиты (речь, мимика, жесты) и др.

Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность студентов в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать, а значит, воспитывают толерантное отношение к миру.

Обсуждая в режиме коллективной мыследеятельности учебную проблему, члены творческой группы, практически, упражняются в демократическом типе общественных отношений: в равноправном сотрудничестве, выработке собственной позиции и т. д. Для этого ими соблюдается ряд новых правил взаимодействия: необходимость выслушать и понять другого, доброжелательность, терпимость, уважение к иному мнению, чёткая формулировка своей позиции с обязательной её аргументацией, в случае несогласия — аргументированная оппозиция. Можно ошибиться — это естественно в процессе поиска, важно увидеть и исправить ошибку. Прав тот, кто может научно обосновать свою позицию.

Несомненно, есть игровые занятия, игровые формы, психологические тренинги, где можно такое групповое взаимодействие оттачивать. В проектной же деятельности оно происходит в реальной ситуации и реальной деятельности. Воспитывающая роль учебного проекта в том, что эта групповая и ролевая деятельность работает на общий результат: то, что сделает каждый, в дальнейшем воплощается в общем результате.

Где, в какой момент традиционного образовательного процесса преподаватель имеет столь благоприятную ситуацию для того, чтобы учить этому и воспитывать коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели? Это те навыки, которые нужны студентам среднего профессионального образования для последующей успешной работы, для самореализации личности как профессионала.

Мы говорим о толерантности, терпимости, о толерантной педагогике. Она закладывается тогда, когда преподаватель даёт возможность студентам научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать своё мнение, даже если оно отличается от позиции остальных, слышать мнение других, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию.

 Воспитательный момент есть и в организации проектной деятельности на уроке. Например, бывают жаркие дискуссии, повышенные тона, пока группа не определилась, что и как делать. Затем следует выполнение определённой, отведённой каждому роли. Вначале урока студентов можно спросить, кем он видит себя при работе над проектом, какую для себя отводит роль? Ученик хотел бы быть и тем, и другим, и третьим…, а в группе коллективное распределение ролей, поэтому он должен играть отведённую ему роль совместно с другими. Это тоже очень важный момент в воспитании толерантности.

 Воспитание в духе толерантности не должно останавливаться на изучении культур народов, этносов на уроках обществознания. Конкретное использование конкретного опыта страны и мира для формирования толерантного сознания студентов строится на основе методологических принципов.

1.                  Принцип историзма — рассмотрение фактов, событий, идеи в контексте эпохи с выявлением их исторических корней и особенностей (напр.: эпоха к. 20 — нач. 21 века).

2.                  Ценностно-гуманистический подход — при рассмотрении различных конфликтов необходимо учитывать поведение не только больших масс людей, но и отдельного человека (человек на войне, человек в «сталинскую» эпоху). Важно показать, какая система ценностей, понимания, добра и зла, милосердия, нетерпимости определяла поведение людей.

3.                  Психологический, личностно-ориентированный подход — т. е. «рассказ очевидца». Он позволяет поставить учащегося в ситуацию нравственного выбора позиций наблюдателя, спасателя, жертвы, борца сопротивления, палача, рядового штрафбата, члена семьи и т. д.

4.                  Социокультурный подход — даёт возможность осмыслить культурно-национальные особенности и своеобразие каждого народа. «Другие» народы — становятся ближе.

5.                  Постоянное обращение к опыту современной действительности в стране и мире. Понимание сущности современных конфликтов, причин живучести предрассудков и опасных заблуждений (чеченский конфликт, теракты, «наступление» мусульманского мира).

Наиболее сложной в круге рассматриваемых проблем, затронутых в данной статье, является задача выработки навыков поведения, практических действий в духе толерантности. Достижение этой задачи проверяется самой жизнью. Вместе с тем хочется надеяться, что линия «знание — понимание — отношение» в вопросах толерантности, выстраиваемая на уроках обществознания, будет иметь своим логическим завершением ещё один важнейший элемент — поступок.

Подводя итоги, следует сказать, что формирование самостоятельного, компетентного, широко образованного, предприимчивого члена общества, способного себя обеспечить, берущего на себя ответственность за выбор активной жизненной позиции и добивающегося перемен к лучшему, умеющего вступать в диалог, приходить к согласию, т. е. обладающего зрелой гражданской позицией, уважающего себя и других, свою и чужие культуры, — это и есть наша нелегкая педагогическая задача.

 

Литература:

 

1.                  Беспалова Г. М, Виноградова Н.М, Сидорова Т.Д, Рыженкова Н. Г. Моё действие — мой выбор. — Брянск, 2002.

2.                  Кальней В. А. Структура и содержание проектной деятельности. Метод проектов в России и за рубежом // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. — № 4.

3.                  Левитес Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.

4.                  Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. — М.: АРКТИ, 2005.

5.                  Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников. — Ярославль: Академия развития, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle