Библиографическое описание:

Пантелеева Н. Г., Денисова О. Г. Народная память о защитниках Отечества — важный фактор патриотического воспитания подрастающего поколения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 53-56.

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Это значимая проблема семьи, социальных институтов, общества, которую надо решать всем миром. Именно система образования должна быть центром не только интеллектуального развития, но и воспитания, где бы молодежь укреплялась в нравственности, обогащалась духовно, осмысливая культурно-исторический опыт народа.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданское становление, подрастающее поколение, история Отечества, история семьи, народная память, традиции и инновации.

 

Здесь свято все.

Здесь нет героям счета,

Что были клятве до конца верны,-

Защитники России, патриоты,

Отечества, любимые сыны.

В.Степанов

Во все времена и у разных народов патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было приоритетным направлением развития общества, а защита Отечества рассматривалась как святая обязанность каждого. В настоящее время важнейшей проблемой духовной жизни страны является возрождение традиций, среди которых главным является патриотизм. Только патриотизм может способствовать возрождению национальных ценностей и традиций общества, обеспечить духовное единство народа. Сегодня актуально обращение к богатейшему опыту многонационального народа, изучение его ценностей и особое значение освоение родной истории, направленные на формирование личностных качеств подрастающего поколения. «Годы детства — это, прежде всего воспитание сердца, — писал В. А. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно».

На современном этапе патриотическое воспитание подрастающего поколения — это большая проблема семьи, социальных институтов, общества, которую надо решать всем миром. Под патриотическим воспитанием мы понимаем постепенное формирование любви к Родине, готовность к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма — это непрерывная работа по созданию у ребят чувства гордости за свое Отечество и свой народ, уважение к его великим свершениям и достижениям прошлого. История Отечества имеет первостепенное значение, способствует не только патриотическому воспитанию, но и гражданскому становлению личности. Именно страницы отечественной истории наполнены примерами живого патриотизма, а любовь к Отечеству всегда была яркой чертой русского духа, например, защита родной земли.

История России знало немало войн. Но самая страшная, самая кровопролитная, самая определяющая для судеб мира — война 1941–11945гг. Победа в этой войне явила всему миру не только мощь нашего оружия, но и мощь русского духа. Это победа — определяющая веха в истории нашей страны и каждого уголка земли русской. В 2015г. наша страна будет отмечать эпохальное событие — 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–11945гг. Это важно не только для взрослых, особое значение памятная дата представляет для подрастающего поколения, т. к. наша молодежь живет в то время, когда теряются исторические ценности и традиции народа. Согласно проведенным опросам в молодежной среде мы вынуждены констатировать факт: проживая рядом с историческими местами, молодежь не проявляют интереса к прошлому — число плохо представляющих себе события прошлых лет составляет 43 %, более половины молодых людей равнодушно относятся к героическому опыту прошлых поколений, не интересуются русской историей, которая богата значимыми событиями и яркими именами. Это наглядно показывает, что воспитание патриотизма тесно связано с образованием, а будущее страны зависит от внутреннего потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и др. Именно система образования должна быть центром не только интеллектуального развития, но и воспитания, где бы молодежь укреплялась в нравственности, обогащалась духовно, осмысливая культурно-исторический опыт народа. История народа, героическое наследие защитников Отечества должны стать основой, вокруг которой строится вся педагогическая работа во всех видах деятельности, объективно располагая воспитательным потенциалом.

Важность введения воспитательного потенциала в образование подчеркивается в государственных документах в области образовании: закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 г.», программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011–2016 гг.», указ Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания». В современных условиях роль воспитания подрастающего поколения неоценима и крайне необходима. Приоритетным направлением образовательных организаций является обеспечение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание патриотов. Мы считаем, что система образования должна быстро реагировать на запросы общества и государства, создавать воспитательное пространство, приобщая подрастающее поколение к жизни и событиям страны. В образовании сосуществуют 2 тенденции: традиции и инновации; традиции — устойчивая форма обучения, которую нельзя забывать; инновации — иной подход к обучению, направленный на вариативность образовательной среды, ориентированный на развитие личности обучающихся, т. е. новая практика образования.

ФГОС всех уровней образования ориентирует на воспитание подрастающего поколения в социокультурном пространстве, включая в образовательную среду родителей, чтобы воспитать молодое поколение с уважением к прошлому. Мы полагаем, что насыщение повседневной жизни молодежи яркими примерами среды военного времени, взаимодействие со взрослыми и сверстниками, социумом (учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ и др.) в процессе разных видов деятельности найдет отклик в сердцах молодежи, заставит задуматься над святыми именами, датами, которые нельзя забывать и требуют бережного отношения. Согласно программным документам образовательные организации должны перейти на новый уровень взаимодействия с окружающим — стать открытой системой.

Наш Московский кадетский корпус — пансион воспитанниц при Министерстве обороны РФ — образовательное учреждение, был организован в 2008г., имеет свои традиции и инновации. Воспитанницами пансиона являются дети военнослужащих, проходящих военную службу в отдаленных гарнизонах, из неполных и многодетных семей, дочери погибших военнослужащих и участников боевых действий, награжденных государственными наградами за выполнение воинского долга.

Каждый год в развитии страны особенный, насыщен событиями и памятными датами в истории и культуре Отечества, не исключением явился и 2015 год — год 70-летия Великой Победы. В преддверии юбилея для более глубоких познаний воспитанниц о событиях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. творческой группой воспитателей пансиона был разработан план мероприятий на учебный год, который выстроен в соответствии с традициями и инновациями образовательного учреждения, база мероприятий:

-        создание развивающей предметно — пространственной среды в пансионе;

-        взаимодействие с родителями, социумом.

Среди традиционного воспитания и обучения в пансионе установлено проведение предметных недель по общеобразовательным дисциплинам, каждый предмет объективно содержит потенциал патриотического воспитания — это беседы и обсуждение примеров героических поступков из художественной литературы и из жизни; просмотр кинофильмов военной тематики; посещение мемориальных комплексов и др.

Эффективным методом решения проблемы патриотического воспитания является целостный подход к воспитанию, каким является проект — мини-исследования родной земли, например: история улицы, прошлое дома, его жителей, своей родословной в жизни страны и т. д. Это инновация, способствующая проявлению самостоятельности, активности, инициативы, творчества, ответственности воспитанниц и более глубокому познанию истории своей семьи в жизни страны.

Творческий Проект воспитанниц 7 курса Пансиона МО РФ: «Книга Памяти», посвященный 70-летию Великой Победы

Цель проекта:

-        сбор материала об участии родственников воспитанниц в Великой Отечественной войне;

-        создать атмосферу сопричастности воспитанниц к великому подвигу советского народа, спасшего Европу от фашизма;

-        формировать у воспитанниц патриотические чувства через поисковую и исследовательскую деятельность;

-        издать «Книгу Памяти».

Для осуществления данных целей определены следующие задачи:

-        организация творческих групп воспитанниц для работы над Проектом;

-        проведение социологического опроса среди воспитанниц;

-        исследовательская работа, сбор фотоматериалов и документов военных лет;

-        проведение конкурсов презентаций, сочинений, эссе о членах семей воспитанниц — участников Великой Отечественной войны;

-        оформление собранного материала в «Книгу Памяти», ее издание.

Работа над проектом состояла из четырёх этапов:

-         1-й этап — подготовительный;

-         2-й этап — организационный;

-         3-й этап — реализация поисково-исследовательской деятельности;

-         4-й этап — презентация проекта.

Первый (подготовительный) этап проходил в сентябре — октябре месяце 2014г. в соответствии с названными выше целями и задачами проекта. Обоснование актуальности проекта, привлечение родителей воспитанниц к реализации Проекта.

Второй этап, организационный:

-        формирование творческих групп по интересам (историки, лингвисты, художники, менеджеры, программисты);

-        распределение обязанностей в творческих группах, планирование деятельности групп;

-        изучение воспитанницами собранных материалов о Великой Отечественной войне.

Данный этап включал проведение социологического опроса. Воспитанницам задавался вопрос: что я знаю о жизни родных и близких в годы Великой Отечественной войны?

Итоги социологического опроса в пансионе:

-         Всё знаю — 5 %;

-         Знаю мало — 10 %;

-         Ничего не знаю — 40 %;

-         Хотела бы узнать больше — 45 %.

На третьем этапе осуществлялась непосредственная работа над Проектом.

-        конкурс сочинений, презентаций, эссе «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»;

-        сбор фотоматериалов и документов военных лет;

-        конкурс рисунков — эскизов обложки «Книги Памяти»;

-        систематизация собранного материала;

-        создание электронного варианта «Книги Памяти».

И сегодня, героическое наследие защитников Отечества, продемонстрировавших чудеса мужества, доблести, отваги, оставшиеся верными Чести и Долгу является важным символом сохранения народной памяти российской нации, воспитания патриотизма, укрепления чувства сопричастности к судьбе нашей Родины. Это воспитание молодого поколения на примерах высочайшего героизма и высокой нравственности людей старшего поколения, будет поддерживать историческую связь и преемственность поколений.

 

Литература:

 

1.        Великая Отечественная война в произведениях художников: Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2.        Закон РФ «Об образовании», 2013.

3.        Лихачев Д. С. Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре. — М., 2006.

4.        Страна моя — Московия. Сб. историко-краеведческих очерков. М. О. Изд. дом: Московия, 2007.

5.        Указ Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», 2012.

6.        Указ Президента РФ «О подготовке и проведении 70 годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle