Библиографическое описание:

Болотников А. А., Кургузкин Э. В. Формирование толерантных установок у воспитанников суворовского училища посредством патриотического воспитания [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 120-123.

Проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры, религии, образу жизни и социальному положению в настоящее время является особенно актуальной. Ни для кого не секрет, что сегодня всё большее распространение в подростковой среде получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, общеобразовательную школу и даже в учебные заведения закрытого типа, к которым можно отнести Суворовские училища и кадетские корпуса. Поэтому, сейчас, как никогда, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.

«Толерантность» — в последнее десятилетие этот термин прочно вошел в отечественную научно-педагогическую литературу. В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». В соответствии с «Декларацией принципов толерантности», принятой ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, данное понятие трактуется следующим образом:

«Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Таким образом, толерантность — есть активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

Все вышеуказанные моральные качества наилучшим образом характеризуют человека высокоразвитой внутренней культуры. Но ведь никто не рождается духовно богатым. Каждый представитель нового поколения людей лишь постепенно приобретает нравственный образ в процессах воспитания и образования, активными участниками которых являются семья, общеобразовательные учреждения, социум, церковь, разнообразные институты социализации. И ведущая всеобщая воспитательная цель сегодня — это гуманизация подрастающего поколения, приобщение его не только к национальным, но и к мировым духовно-нравственным ценностям.

Образование, независимо от типа образовательного учреждения, в котором оно осуществляется, формирует у учащихся определенное мировоззрение, определенные ценности и образцы поведения. Учащиеся не свободны от иллюзий: они считают свою точку зрения, личностные нормы поведения и представления единственно верными и нормативными. Разнообразие человеческих типов, национально-культурных традиций, нравов и обычаев является основой жизнеспособности развития ученического микроклимата. Никто не должен осуждать деятельность другого человека до тех пор, пока она не представляет опасности и не наносит ущерб окружающим. Педагогическая толерантность, в свою очередь, это — признания разнообразия воспитанников, проявление конструктивного отношения к этому многообразию. Религиозные и национальные особенности, поведенческие стереотипы, а порой и сама внешность одних учащихся могут оказаться непривычными для других. Определенные элементы ксенофобии (страх и неприятие иного) довольно широко распространены в ученической среде. Дети-сироты, дети из неблагополучных семей, разных национальностей, верований и убеждений нередко становятся объектами детского и подросткового интолерантного отношения. Естественной психологической защитой ребят, оказавшихся в подобной ситуации, является отторжение этого социума, замыкание в кругу «своих», неприятии норм и правил жизни, исходящих от «чужих». Иными словами интолерантность порождает ответную враждебность. Избегание деструктивных тенденций подобного рода является первоочередной задачей классного руководителя. Именно педагог в своей повседневной воспитательной деятельности представляет собой пример уважительного отношения к людям и обучает воспитанников корректно общаться друг с другом.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения воспитателя и воспитанника, сущность которого сводится к таким принципам взаимодействия, которые создают оптимальные условия для формирования у подростков культуры достойного самовыражения личности. Толерантность в новом тысячелетии — гарантия жизнеспособности человечества, обязательное условие гармоничных отношений в обществе.

Глобальное образование, в рамках Суворовского военного училища, должно воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у подростков навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Толерантное воспитание подразумевает формирование у суворовцев уважительного отношения к себе, своей семье, окружающим, природе, истории и культуре мира, своей страны, своего края. Нормативные толерантные ориентации воспитанников можно представить в виде следующей схемы:

 

Таким образом, воспитательная деятельность классного руководителя направлена на развитие таких аспектов толерантности как:

-       гражданско-правовой

-       духовно-нравственный

-       семейный

-       коммуникативный (межнациональное и межличностное общение)

-       спортивно-оздоровительный

Реализуется данная программа через систему классных часов по следующим темам:

Формирование толерантного отношения

Аспекты толерантности

Гражданско-правовой

Духовно-нравственный

Семейный

Коммуникативный

Спортивно-оздоровительный

К себе

 

Насколько я толерантен к себе?

 

 

«Курить не модно», «Все о вреде жевательной резинки»

К окружающим

 

Нетерпимость, отраженная в мнениях и высказываниях, — как она проявляется

 

Неформальные объединения

 

К истории и культуре своей Малой Родины

 

 

История моей семьи

 

 

К истории и культуре своей страны

Как служили наши отцы и как служить нам?

Современная армия: за и против

 

 

Олимпийцы — Герои России

К истории и культуре стран мира

Геноцид в истории человечества

Межэтническая толерантность — путь к миру и согласию

 

Равенство рас

 

 

Как видно из таблицы, особое внимание воспитатель на классных часах должен уделять патриотическому воспитанию, направленному на формирование положительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач Суворовского военного училища — это взращивание такого гражданина, который любит свою Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Российскую Федерацию, стремится работать на благо процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.

Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения суворовца, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к родной земле, не знает историю и культуру своего народа — не может считаться настоящим гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого — от, отчего дома, до всей России.

Училище и воспитатели призваны заботиться о формировании психологии ребенка, о воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям.

Система воспитания толерантности в училище не должна быть основана на разнородных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры. Образование должно быть, прежде всего, основано на глубоком освоении духовного наследия России. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Это способствует выработке у воспитанников преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям Отечества и народа.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Таким образом, историческая память — основа национального самосознания, патриотизма, интернационализма, которые, в свою очередь, оказывают решающее влияние на развитие страны, жизнеспособность государства, особенно в условиях тяжелых этнических кризисов. Россия — многонациональная страна, поэтому основной целью интернационального воспитания молодежи являются привитие любви к своей культуре, истории, языку своего народа, народу с толерантным отношением к чужим культурам других.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. От классного руководителя, в свою очередь, требуется не просто быть компетентным в этих вопросах, но еще и использование накопленных знаний в данной области в ходе воспитательной работы, а также во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов.

Как уже упоминалось выше, педагог, воспитывающий в детях толерантность должен обязательно сам обладать этим качеством. В основе педагогической деятельности классного руководителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно как путь не просто к толерантности и пониманию, а путь к толерантному взаимодействию и взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к суворовцу в роли наставника.

Одним из способов достижения толерантных отношений в среде подростков является обучение их основам ассертивного поведения. Ассертивность — это способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к суворовцам это означает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить воспитанников умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

Таким образом, путь к толерантности — это серьезный эмоциональный и интеллектуальный труд, ибо сформировать активную гражданскую позицию, основанную на уважении других людей и своей страны, можно только в результате активного самоизменения, образующегося в результате синтеза самовоспитания и самосовершенствования, стремление к которым и должно формировать Суворовское военное училище.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle