Библиографическое описание:

Белогрудова М. В. Обобщение и диссеминация педагогического опыта. Преемственность и адаптация обучающихся при переходе из начальной школы в среднее звено [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 115-118.

Ключевые слова: диссеминация опыта, преемственность, адаптация.

 

В век современных технологий и развитого прогресса время мчится, молниеносно диктуя инновационные идеи реформ образования. Вносит существенные поправки, корректирует образовательные и воспитательные методики, предлагая экспериментальные методы и формы. Но, по-прежнему, актуальной темой, приобретшей классический статус, остается проблема адаптационного периода при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено. Поступление в пятый класс — трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника, так как в этот период осуществляется переход к новому образу жизни, новым условиям деятельности, новым взаимоотношениям со сверстниками и учителями. «В первый раз — в пятый класс»... Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями и разным стилем общения является ярким внешним показателем их взросления. Перед пятиклассником ставятся задачи нового, по сравнению с начальной школой, уровня, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Приход в среднюю школу, как известно, совпадает еще и с началом «переходного» возраста у детей: они становятся младшими подростками. Психологически — это начало кризисного периода: физиологическое созревание, переоценка моральных ценностей. У детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны. Эти сложные психологические этапы взросления требуют внимательного отношения со стороны взрослых. Неправильная реакция со стороны педагога может послужить почвой для возникновения конфликтов между ним и учениками.

Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Не выкрикивайте ответ! Поднимите руку!», «Не все хором! По одному: слишком шумно!». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, быть беспристрастным глашатаем истины — подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! «Отлично!» или «Слабо! Неуд»...

Пока ребенок решает, как выстроить модель своего поведения на каждом уроке, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями. Пятиклассники — народ эмоциональный. И школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Зачастую их личные эмоции «бегут впереди» здравого смысла. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания школьники будут способны в старших классах. А сейчас для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Педагоги среднего звена часто забывают о том, что если у школьников, присутствующих на уроке, есть какие-то волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно в начале урока уделить время на создание комфортной доброжелательной атмосферы и на ликвидацию негативных эмоций учащихся. Особенно в этом нуждаются учащиеся, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

Пятиклассники очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение праздников, викторин, конкурсов, консультаций слабоуспевающим учащимся, выпуск тематических классных газет, совместные поездки, экскурсии. Опытные педагоги, понимая значимость этих традиций в школьной жизни детей, стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Отрицание педагогом всего, что было наработано коллективом учащихся до него, не принесет позитивных результатов и не лучшим образом отразится на личностных взаимоотношениях с педагогом.

Нередко с переходом обучающихся из начальной школы в пятый класс, педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление контроля со стороны учителя и родителей за выполнением домашних работ. Вот и получается, что многие пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Это приводит к появлению запусков и пробелов в знаниях.

Резкие изменения условий обучения, усложнение и ужесточение требований, предъявляемых школьнику разными учителями — предметниками, да и сама смена позиции «старшего» ученика начальной школы на «самого маленького» в средней — серьезное испытание для психики пятиклассника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через две-три недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается от двух месяцев — до полугода....

Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста. А именно:

1)      увеличение объема и разнообразие содержания образования;

2)      увеличение веса многопредметного обучения и расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены систематически вступать в деловые взаимодействия;

3)      на место первой учительницы приходит новый классный руководитель;

4)      завершение перехода к кабинетной системе обучения;

5)      отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:

1)      по отношению к учебной деятельности;

2)      по отношению к школе и предметам;

3)      по отношению к одноклассникам;

4)      в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».

В связи с этим, возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности. Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:

-        совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;

-        работа с учащимися;

-        работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

-        образовательные программы;

-        организация учебного процесса;

-        единые требования к учащимся;

-        структура уроков.

Одной из причин трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, добавляется еще и отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой. В частности, ситуацию адаптации усугубляют недостаточно изученные будущими учителями — предметниками данные о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах.

Учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, знает, какой образовательный потенциал каждый ребенок накопил для дальнейшего роста. В работе с учениками 5 классов необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы, осуществлять поиск новых форм работы, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап. Стремиться к созданию эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).

Часто несогласованные требования учителей в содержании учебных курсов, в нормах выставления оценок приводят к тому, что ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному реализации образовательного процесса, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Уровень изложения знаний в средней школе значительно отличается от того, который принят в начальной школе. Поэтому нельзя забывать тот факт, что дети, перешедшие в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю преподавания учителей, к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения новых заданий и так далее. Учителя 5 классов должны быть квалифицированными педагогами по всем характеристикам: профессиональным, психологическим и личностным. Они должны дать возможность младшему школьнику безболезненно пройти тяжелый путь от младшей к средней ступени обучения. Ведь обучение — это не просто процесс получения знаний, а, прежде всего, жизнь ребенка в школе. Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.

Отсутствие индивидуального подхода к учащимся

Учителя — предметники подчас не имеют возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия), которые влияют, особенно в начале, на качество обучения. Учителя начальных классов реально имеют такую возможность в силу специфики формата целей и задач учебной программы. Поэтому учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета индивидуальных особенностей. Понять ребенка, помочь ему реализовать все самое лучшее из того, что заложено, формировать личность, способную ставить перед собой цели и принимать решения — наивысший и наисложнейший труд. Воспитывать ребенка на его силе, а не на слабости — в этом задача учителя.

Следует помнить, что если учитель контролирует только качество продуктов учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс образования теряет для ученика актуальность и всякую привлекательность. Стремление экспериментировать, используя свои возможности — едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме — например, в экспериментах со своей внешностью.

Решить проблему успешной адаптации в формате сохранения лучших традиций преемственности можно только при условии сотрудничества учителей начального и среднего звена, администрации учреждения. В рамках этого сотрудничества проводить уроки, на которых в начальной школе присутствуют или проводят их учителя среднего звена. Таким образом, появляется блестящая возможность заранее оценить потенциал возможностей и способностей будущих пятиклассников, их особенности и таланты. Впоследствии, в начале следующего, пятого года обучения, продолжать эту практику, но уже с систематическим посещением уроков бывших четвероклассников их бывшим учителем в начальных классах. Данная форма сотрудничества позволяет предупредить возникновение и развитие многих педагогических и психологических проблем, реально поможет успешно осуществить профилактику детской дезадаптации.

Проблема преемственности и адаптации учащихся начальной школы к среднему звену обучения является актуальной и требует больших затрат времени, общих усилий педагогического коллектива, административного состава, психологической службы общеобразовательного учреждения при поддержке родителей учащихся и готовности самих учащихся принять новые условия школьной жизни.

 

Литература:

 

1.                 Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н. А. Алексеевой.- М.: ТЦ Сфера, 2001

2.                 Мир детства. Подросток./ Под ред. Хрипковой. — М.: Педагогика, 1982Максимович О. Советы на весь год.// Учительская газета, № 35, 29 августа 2000 г.

3.                 Низова А. Трудный подросток.// Календарь для родителей

4.                 Левченко С. В. Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников / С. В. Левченко //Практика административной работы в школе. — 2005. — N 5. — С.65–66

5.                 Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программы адаптации детей к средней школе. — М.: Генезис, 2003.-122 с.

6.                 Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М.: Институт практической психологии,1997.Галагузова М. А. Социальная педагогика. / М. А. Галагузова // — М.: ВЛАДОС, 2000.- 382 с.

7.                 Психологический центр СемьЯ. Адаптация пятиклассников к школьной жизни в среднем звене. Статьи о детской психологии. http://pc7ya.ru/publ/adaptacija_pjatiklassnikov_k_shkolnoj_zhizni_v_srednem_zvene/1–1-0–3

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle