Библиографическое описание:

Иванова Н. А. Вклад советских ученых в развитие гражданского воспитания в России [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 21-23.

Гражданское воспитание представляло значимую проблему образования и педагогики на протяжении всего периода существования нашего государства. Октябрьская революция стала огромным потрясением в истории России, создав новое государство, новое политическое, экономическое и социальное устройство общества. Если до этого во многом лишенная идеологии российская интеллигенция все же пыталась нащупать пути дальнейшего развития, то в новых условиях четкость поставленных целей, определенность идей и принципов, философская обоснованность и концептуальное единство всех сфер культуры обусловили совершенно новый этап развития в области гражданского воспитания. Теперь гражданин — это совершенно новый человек — коммунист, результат социалистического воспитания. Гражданственность новой школы — это, прежде всего, его политическая, идейная убежденность, следование «заветам партии», активность, самостоятельность, коллективизм, законопослушность, уважение к труду, патриотизм, готовность служить своей социалистической Родине (Ф. Б. Горелик, В. И. Кожокарь и др.).

В работах П. П. Блонского, А. Г. Калашникова, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, С. Т. Шацкого личность рассматривается лишь в системе коллективных отношений, поэтому важное значение приобретают такие качества гражданина, как дружелюбие, товарищество, умение «личное подчинять общественному», нетерпимость к злу и носителям зла, толерантность, сочувствие, трудолюбие. А. С. Макаренко использует в своей воспитательной системе новый метод воспитания гражданина «в коллективе и через коллектив». Основными качествами, которыми должен обладать гражданин, по мнению педагога, являются: чувство долга, честь, дисциплина, трудолюбие, ответственность, коллективизм, взаимовыручка, взаимоуважение, воля, личностная активность, конструктивность мыслей. Формирование «нового характера», гражданственности в том числе, педагог предлагал производить методом «взрыва», то есть методом мгновенного воздействия, которое переворачивает «все желания человека, все его стремления …» [1, с. 362], таким «взрывом» могло быть само воспитание в коммуне, новая дисциплина, поручение ответственных физически и психологически трудных заданий, выполнение которых способствовало развитию перечисленных ранее качеств у воспитанников.

Наряду с идеологией коммунистического воспитания на более поздних этапах советского периода развития педагогики формировались и другие аспекты научного представления о гражданском воспитании. В частности, в 1950–80 гг. важнейшим в понимании гражданственности для Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, Е. Н. Ильина, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова становится гуманизм. От объективности и директивности воспитательных воздействий советская педагогика вновь возвращалась к субъективности как попытке заглянуть, опереться на внутренний мир воспитуемого. Нравственность понималась как важнейшая и неразрывная составляющая гражданского воспитания, определяющая гражданскую позицию человека. Так, В. А. Сухомлинский утверждал, что «голос совести — это внутренняя потребность действовать так, как полезно, необходимо, красиво» [2, с. 22]. Основной задачей В. А. Сухомлинский считал развитие гражданского видения мира, которое, по его словам, «живая плоть и кровь нравственности»; стремиться необходимо к тому, чтобы «воспитанники не только знали, понимали добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестие, но и переживали непримиримость, ненависть к социальному злу, бесчестию, несправедливости» [2, с. 173]. В рамках гражданской позиции личности педагог считал необходимым формирование чувства хозяина, гражданского долга, уважения к себе. Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, И. П. Иванов, Е. Н. Ильин, В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов и другие особенно выделяют метод убеждения в гражданском воспитании и процессе формирования нравственных ценностных ориентаций, подчеркивают необходимость осознания детьми мотивов их поступков, развития детского творчества, воздействия на воспитанников личным примером педагога. Появляются новые формы воспитания: тематические классные часы, праздники, круглые столы [3], призванные содействовать формированию внутренней гражданской позиции школьников в общем контексте их нравственного воспитания.

В 70–80-е годы XX в. наступает определенный застой в общественной жизни и образовательной практике школ. Воспитание в этот период все более формализуется, проявляется рутинный характер большинства традиционных мероприятий. В этих условиях гражданское воспитание почти полностью потеряло свой предметный смысл, став частью структуры коммунистического воспитательного процесса, направленного на формирование личности советских граждан. Этому процессу в определенной степени способствовали пионерская и комсомольская организации [4]. В связи с их деятельностью задачи гражданского воспитания детей рассматривались в контексте развития идей и нравственных идеалов коммунизма, а «воспитанность личности определялась как проявление гражданской сознательности, морально-волевой направленности, активного отношения к окружающему миру, обусловленных сознанием долга, преданностью идеалам коммунизма, верностью слову и ответственностью за порученное дело» [5, с. 34]. Вместе с тем, многие педагоги того времени обращали внимание общественности на необходимость организации в воспитательном процессе социального опыта ребенка, индивидуальной помощи в саморазвитии и самоопределении школьника, придерживаясь тем самым идеи личностно-ориентированного подхода (В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик и другие).

В этот же период гражданское воспитание обогащается и новыми направлениями, связанными с актуальными и важными задачами общественной жизни. Так, в советской педагогике с середины XX в. постепенно формируется программа военно-патриотического воспитания молодёжи, которая сохраняется, несмотря на сложные преобразования в обществе. Именно это направление, прежде всего, ориентировано на успешную подготовку молодежи к защите Отечества. В практике школьного образования основы военно-патриотического воспитания должны были закладываться на уроках начальной военной подготовки, во время различных учебных предметов, каждый из которых, по мнению партии, должен был содержать идейный потенциал, а также через участие в военно-спортивных играх, сборах, организацию походов по местам боев, создание музеев и уголков боевой славы [6, с. 4]. Ставился также вопрос об усилении военно-патриотического воспитания молодежи и расширении поля воспитательной деятельности за рамки школы.

Как составная часть патриотизма в системе советского воспитания школьников всегда рассматривалась любовь к родной природе. Акцентировалось внимание на вопросах преподавания дисциплин биологического курса, экологического воспитания школьников, так как это способствовало «формированию патриотического и интернационального сознания, а также взглядов и чувств, обуславливающих гражданскую ответственность поступков советского человека, который руководствуется общественными интересами, стоящими превыше личных» [7, с. 22]. Считалось, что предметы биологического курса имеют при правильном их преподавании воспитательную ценность. Для этого предлагалось использование исторических данных в биологической науке, где подчеркивалось «преимущество социализма». Восприятие красоты природы во время экскурсий, знакомство с творческой биографией русских ученых, повлиявших на дальнейшее развитие биологической науки, должно было способствовать нравственно-эстетическому, экологическому воспитанию. Биологические знания органично совмещались с трудовым воспитанием, что содействовало формированию культуры позитивного труда [7, с. 4]. На высоком уровне в советской педагогике стояла охрана окружающей среды. Пионерские и комсомольские отряды проводили многочисленные акции, связанные с защитой и сохранением видов растений и животных, агитационные мероприятия по разъяснению и акцентированию внимания людей на экологические проблемы, как всего земного шара, так и локальных биоценозов. Если учесть, что в ряды этих школьных объединений входили практически все учащиеся, то масштабы такой работы являются действительно большими. Достаточно вспомнить, что практически во всех школах были свои «живые уголки», от которых сегодня в кабинетах биологии остались (и то не везде) только аквариумы. Важным звеном биологического образования в рамках гражданского воспитания являлось также формирование представлений о здоровом образе жизни, необходимости гармоничного физического развития, предпочтении спорта.

Таким образом, гражданское воспитание советского периода основывалось на учебном материале, активной общественно полезной деятельности, развитии спортивно-оздоровительного движения. Применялись различные формы организации гражданского воспитания: часы политинформации, тематические классные часы, организация митингов, слётов, экспедиций по местам боевых действий, встреч с участниками ВОВ, экологических акций, создание школьных краеведческих, военных музеев и экологических живых уголков и так далее. Изучение генезиса гражданского воспитания в советский период позволило нам выявить патриотический (военно-патриотический), экологический и историко-краеведческий компоненты гражданского воспитания школьников. Большое значение в гражданском воспитании в это время придавалось воспитанию патриотизма, который рассматривался как ведущее нравственное качество, свидетельствующее о коммунистической целеустремленности, чувстве общественной заинтересованности, национальной гордости, пролетарском интернационализме [5, с. 34].

Новый этап эволюции гражданственности приходится на конец XX– начало XXI вв., когда появляется и получает свое развитие педагогическая аксиология, разрабатывающая теорию базовых ценностей и механизмов их становления. Это новое научно-педагогическое направление, которое в качестве основы формирования гражданственности выделяет определенную совокупность ценностей, носящих общечеловеческий характер (Ю. П. Азаров, Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковский, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова и др.): толерантность, доброта, патриотизм, трудолюбие, ответственность, долг, уважение института семьи, законопослушность. Для организации эффективного формирования ценностных ориентаций ребенка ряд исследователей обращаются к культурологическому подходу, указывая на необходимость синтеза знания и веры (Б. С. Гершунский), синтеза образования, науки, культуры и религии(Д. В. Чернилевский). В своих работах авторы обращаются к проблеме существования человека, его целей и смысла жизни, добра и зла в человеке, с точки зрения христианской этики, и отмечают необходимость воспитания в детях благочестия, целомудрия, способности к покаянию, созидания веры, надежды, любви [3]. Таким образом, в системе гражданского воспитания последних десятилетий постепенно формируется новый духовно-нравственный компонент. Определение новых гражданских ценностей привело к расширению методологических подходов к формированию гражданственности, раскрыло ее сущность не только с точки зрения патриотизма, интернационализма, чувства принадлежности к своей Родине, но и в других аспектах (социально-правовом, социально-педагогическом и других). Так, А. В. Мудрик подчеркивает необходимость развития рефлексии учащихся, обучения их целеполаганию, так как неумение, нежелание делать выбор, отказ от выбора приводит к тому, что человек «становится плывущим по жизни, а плывет он скорей всего к наркомании, преступности, криминальному поведению самого различного характера» [7, с. 308]. Развитие гуманистической педагогики привело к тому, что на сегодняшний день важным гражданским качеством, с точки зрения многих ученых, становится способность к самоопределению, благодаря которому возможно разумное существование человека в условиях свободы выбора и ответственности [8, с. 57]. Реализация принципов гуманизма привела к политической деидеологизации в воспитательном процессе, определила появление акцента на духовно-нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие гражданина на основе освоения культурного богатства человечества [9, с. 108].

 

Литература:

 

1.                 История педагогики в России. Хрестоматия: для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / Сост. С. Ф. Егоров. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.

2.                 Сухомлинский В. А. Рождение гражданина / Пер. с укр. Н. Дангуловой. — 3-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1979. — 335 с.

3.                 Космачева Н. В. Проблемы формирования нравственных ценностных ориентаций в отечественной педагогике // Российский научный журнал. — 2008. — № 1.– С. 192–197.

4.                 Лебедев Д. Н. Ретроспектива и современные проблемы пионерского движения // Воспитание школьников. — 2004. — № 1 — С. 48–54.

5.                 Аманбаева Л. И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях: дис.... д-ра пед. наук. — Якутск, 2002. — 351 с.: ил.

6.                 Военно-патриотическое воспитание старшеклассников / сост. И. М. Жуков. — М.: Педагогика, 1982. — 160 с.

7.                 Зверев И. Д., Мягкова А. Н., Бруновт Е. П. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии: Пособие для учителя / Под ред. И. Д. Зверева. — М.: Просвещение, 1984. — 160 с.

8.                 Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие. — М: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.

9.                 Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Бим-Бад Б. М. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с., ил.

10.             Радугин А. А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: Центр, 2002. — 272 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle