Библиографическое описание:

Идрисова Г. Ю. Развитие коммуникативной компетенции учащихся при обучении местоимениям татарского языка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 142-143.

В последние годы особую тревогу вызывает не столько снижение лингвистической компетенции школьников на родном языке, сколько отсутствие коммуникативной: наблюдается снижение уровня развития речи школьников. Современная методика осознала необходимость, коммуникативно-ориентированного обучения.

Главной целью коммуникативно-ориентированного обучения является формирование и развитие коммуникативных компетенций, проявляющихся во всех видах речевой деятельности. Еще в дошкольном возрасте ребенок овладевает родным языком для практического общения, то есть овладевает определенными коммуникативными компетенциями. Большое значение при этом имеют индивидуальные способности ребенка, а также уровень речевой культуры родителей и окружающих. К сожалению, многие родители и сами недостаточно владеют татарским литературным языком. Поэтому решающую роль в, формировании коммуникативно-речевых умений и навыков играет школьное обучение татарскому языку.

Несмотря на то, что развитию речи уделяется немало внимания при изучении учебных предметов, однако на уроках татарского языка задача развития речи решается целенаправленно, по определенной системе, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. Развитие речи на уроках татарского языка — это вся работа, проводимая учителем специально и попутно (в связи с изучением школьного курса грамматики, словообразования, правописания и т. д.), в целях овладения языковыми нормами (в произношении, ударении, словоупотреблении, в построении предложений и т. п.). Такая работа предполагает также формирование умения выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь языковыми средствами в соответствии с задачами, содержанием речи и условиями общения.

Местоимения составляют весомую по значимости и относительно небольшую в количественном отношении часть языка с важнейшей функцией замещения и являются одной из наиболее часто употребляемых частей речи. Обучению местоимениям в средней школе отводится немало времени. Эта работа вмещает большой объем знаний, навыков, умений. Для успешного обучения современного ребенка необходимо создание определенных условий на уроке, способствующих формированию мотивации деятельности и активизации речевой деятельности.

С точки зрения учебного процесса местоимения следует рассматривать как категорию сопряженную, изучаемую в связи с теми грамматическими явлениями, с которыми она функционально связана (местоимения-определители, неопределенные местоимения и т. п.) [1].

Условия организации обучения состоит в том, что нужно ввести ребенка в новую для него действительность языка, причем ввести так, чтобы существенные признаки местоимений татарского языка были раскрыты самим учеником. А для решения встающих перед ним задач и тем самым быть непосредственным участником объяснения, необходимо представить приемы анализа, позволяющие выявить функциональность единиц данного языкового материала, выяснить существенные признаки местоимений, научить самостоятельной работе с данным материалом.

На первых уроках изучения местоимения как части речи учитель необходимо уделять большое внимание на подбор самими детьми загадок, диалогов, отрывков из знакомых рассказов, содержащих местоимения различных семантических групп, а также составлению с ними предложений и небольших связных текстов. Выразительно читая и анализируя подобранные тексты, учащиеся находят в них личные местоимения, осознают зависимость местоимений от других слов, определяют их синтаксическую роль в предложении, обращают внимание на распространенность местоимений в речи и их важную роль: местоимения не только помогают разнообразить нашу речь, но и служат единственными своеобразными наименованиями для обозначения лица говорящего и собеседника. Определяя лицо и число местоимений, обучающиеся постепенно запоминают личные местоимения единственного и множественного числа, что имеет существенное значение для понимания глаголов (при первом знакомстве с изменением глагола по лицам и числам глагол берется вместе с личным местоимением).

В изучаемых произведениях младшие школьники встречаются с личными местоимениями, которые употреблены в разных падежных формах. Перед учителем стоит задача — научить детей практически соотносить косвенные формы местоимений с начальной, довести до понимания обучающихся, что формы аның, аңа, аны, аннан, аңарда являются формами известного им личного местоимения ул. [2]. С этой целью учитель организует наблюдение детей за тем, что местоимения, как и имена существительные, изменяются по падежам, перед местоимениями ставятся те же вопросы, которые обычно ставятся перед существительными (кто? что? кому? чему?).

Постановка вопросов к местоимениям поможет школьникам ориентироваться в распознавании падежных форм этой части речи.

Такое наблюдение учитель должен проводить на языковом материале упражнений учебника, а также на материале специально подобранных отрывков текстов из художественных произведений.

После изучения темы нельзя забывать об этой части речи: полезно время от времени включать в упражнения местоимения для грамматического разбора или обращаться к их характеристике, когда они встречаются в упражнениях по текущей теме.

Таким образом, в результате ученик должен установить: а) что представляют собой местоимения татарского языка; б) что нужно делать, чтобы выделить их существенные признаки; в) как правильно их использовать в речевой практике.

 

Литература:

 

1.      Харисова Ч. М. Татар теле. Морфология. — Казан: Просвещение, 2010.

2.      Татар грамматикасы. Морфология. II том. — Москва-Казан: “ИНСАН” “ФИКЕР”, 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle