Библиографическое описание:

Пудова Н. В. Экспериментируем в детском саду и дома с малышом [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 90-92.

«Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать я пойму»

(китайская пословица)

Я не ошибусь, если скажу: что все родители мечтают о том, чтобы их малыш вырос умным, любознательным, что бы он легко и с удовольствием учился. Ведь от этих качеств и способностей зависит будущее не только самого ребёнка, но и всего населения нашей страны, а может и Земного шара. Будет ли он счастлив и успешен? Но, что конкретно мы взрослые можем сделать, чтобы помочь ему?

И предлагаю поэкспериментировать с ребёнком, в группе мы с детьми занимаемся опытами. В процессе экспериментирования ребёнок получает возможность удовлетворить свою любознательность: Почему? Зачем? Как? Что будет?

Экспериментальная деятельность и новое, и давно забытое старое. Для дошкольников это необъятные возможности для развития мелкой моторики, внимания, памяти, воображения. И естественно развития связной речи, особенно для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Так как они проявляют любознательность, стараются сформулировать задачу эксперимента, разработать методику совместно со взрослыми, выполнить опыт и сделать вывод. Это самая трудная задача. Но из года в год мы стараемся общими усилиями детский сад и семья, доводить начатое дело до конца. С такими детьми я работаю 7 — ой год и года четыре назад начала заниматься с ними экспериментальной деятельностью. Сначала воспользовалась материалами из журнала «Дошкольная педагогика», апрель, 2011г., переработала материал, составила перспективный план и работа закипела. Стала покупать различную литературу, наборы развивающих карточек, ворошить журналы «Дошкольное воспитание», читать научную литературу. Эта тема меня очень затронула, так как нашим детям необходимо работать пальчиками, потому что от развития мелкой моторики напрямую зависит развитие речи.

Толкнуть на эксперимент может удивление, любопытство. Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную функцию.

Проводя эксперименты, мы вместе научим ребёнка самостоятельности, а значит, заставим поверить в собственные силы и укрепить самооценку. Ваш малыш быстро поймёт основные законы мира: вода текучая, мокрая, разливается; песок сыпучий; стекло бьётся, оно хрупкое; формы бывают большие и маленькие, узкие и широкие. Именно с этих понятий начинается любая развивающая методика, чтобы развивался интеллект.

Однажды я купила набор «Фантастические пузыри» из серии мини лаборатория. И специально не стала заранее готовить все компоненты, что бы дети увидели всё готовое, а вместе с ними мы открыли коробку и шаг за шагом рассматривали её содержимое, но, что интересно девчонки были любопытнее, и на следующий день приняли активное участие в эксперименте. А мальчишки недоумевали, что это такое Наталья Васильевна сооружает из медной проволоки? А это были будущие кольца и кубы для надувания мыльных пузырей.

Любая игра начинается с презентации. Вам нужно сначала показать и назвать все предметы, которые участвуют в игре, и рассказать, что вы с ними будете делать.

Например: это стакан, это кувшин. В кувшине вода, её можно перелить из кувшина в стакан. Показать. Как это делается. Не спешите, делайте всё аккуратно, т. к. ребёнок копирует ваши действия. После этого предоставьте возможность поиграть ему самому. Не мешайте, пусть действует самостоятельно. Если осталась лужа покажите, как её вытереть. Порядок главный элемент.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений мы проводим опыты по измерению сыпучих и жидких предметов. Можно налить воду в мерный стаканчик, а затем вылить в различные сосуды. Задайте ребёнку вопрос: «Где воды больше, меньше, равное количество?»

Следующий эксперимент: превращение воды в лёд. А на прогулке обратить внимание на свойства снега (тает, превращается в воду в тепле). Снег и снежинки это капельки воды. Покажите, что снег может быть сыпучим или липким, из липкого снега можно лепить, делать пирожки. Принесите снег домой в тепло и пусть малыш, увидит, как он тает и превращается в воду, в группе этот эксперимент мы тоже проделывали. Обязательно скажите ему: «Не грусти малыш о том, что снежная фигурка растаяла. Летом мы сделаем её из песка. Песочные пирожки не тают».

«Чья машинка уедет дальше?» Организуйте игру с машинками одинакового размера и конструкции, но разного цвета. Мама предлагает по сигналу толкнуть машинки и поясняет: «синяя машина уехала дальше, т. к. папа толкнул сильнее». Так ребёнок опытным путём знакомится с предметами, которые перемещаются при помощи колёс. А так же, что скорость их движения зависит от силы толчка.

Вместе с ребёнком рассмотрите пустой полиэтиленовый пакет. Отвернитесь, наберите воздух и закрутите. Спросите, что в пакете? «Ничего», — ответит ребёнок. Объясните, что в нём был воздух, он лёгкий и прозрачный. Познакомьте ребёнка со свойствами лука: твёрдый, круглый, горький, заставляет всех плакать. Можно вырастить зелёный лук, очень полезный и витаминный. Вначале весны в группе будем проводить этот эксперимент. Учите ребёнка сажать луковицы в землю. Расскажите, что для роста зелени нужна вода и свет.

Все, наверное, понимают, что нельзя вырастить независимую, творческую личность, если изо дня в лень повторять: «Это не бери — уронишь, разобьёшь, сломаешь. Сюда не ходи, упадёшь, испачкаешься. Так не делай, потому что так нельзя».

Ребёнку нужна свобода, чтобы самостоятельно определить, что и как делать, во что играть и с кем дружить, нестандартно мыслить, творчески решать проблемы и самому делать выводы.

Как экспериментировать вместе с ребенком дома.

Ребенок не просто знакомится с разными свойствами материалов и веществ, он экспериментирует. Таким образом, он самостоятельно «добывает» ответы на многие вопросы. Он постигает основы Мироздания!

И здесь детям обязательно нужна ваша помощь. Экспериментируйте дома вместе с ребенком — это поможет вам разнообразить семейный досуг. Но не только! В такой совместной деятельности у вас — родителей:

-                    Отрабатываются способы организации безопасных опытов и экспериментов в квартире и на улице;

-                    формируется навык совместной работы с ребенком, как партнером по серьезному, новому и для вас, и для него делу;

-                    Появляется твердое знание индивидуальных особенностей ребенка.

Как вместе с ребенком экспериментировать и проводить опыты в домашних условиях:

1.                  Изучение литературы по выбранной тематике;

2.                  Посещение музеев (политехнического или биологического) или игр — занятий по экспериментально — исследовательской деятельности в детском саду;

3.                  Совместный выбор объектов, тем для проведения опытов с учетом возраста ребенка.

4.                  Поэтапное планирование эксперимента и доступное объяснение ребенку необходимых правил:

-                     Соблюдение норм безопасности;

-                     Что мы хотим узнать из проводимого исследования;

-                     Как правильно сформулировать задачи исследования;

-                     Продумывание шагового построения эксперимента;

-                     Прогнозирование эксперимента:

  • Наблюдение и фиксирование результатов;
  • Формулирование выводов;
  • Оформление эксперимента в виде записей и фотографий о его проведении.

Поддерживайте увлеченность ребенка делом от начала до конца эксперимента. На всех этапах ребенок должен почувствовать свою причастность к открытиям.

Игровое упражнение «Поймай воздух»

Возьмитесь с ребёнком за концы газового платка, одновременно поднимая его вверх и опуская вниз, получается купол, наполненный воздухом.

Опыт «Что в стакане»

Рассмотрите с ребёнком пустой стакан. Спросите у него, что он думает находится в стакане? Малыш считает, что стакан пустой. Расскажите, что в нём что — то есть, и убедитесь в этом вместе. Дайте ребёнку возможность самому опустить стакан в ёмкость с водой. Обязательно держа стакан вертикально. Вода в стакан не входит. Что происходит? Почему вода не заполняет стакан?

Вывод: в стакане есть воздух, он то и не пускает воду, значит, воздух тоже занимает место.

Волшебные свойства воды. «Украсим ёлочку сосульками»

«Волшебные свойства воды»

Цель: Знакомство со свойствами воды.

Задачи:

1. Сформировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое, о свойствах и признаках льда (холодный, твердый, гладкий, блестит, в тепле тает, превращаясь в воду).

Ход занятия.

Воспитатель: Чтобы узнать, о чем мы с вами будем говорить на занятии, отгадайте загадку.

Вода по воде плывет

Дети: Лед

Воспитатель: Правильно лед. Сегодня мы узнаем, что вода бывает твёрдой. Ответьте мне. Что будет с водой на морозе?

Дети: Застынет и превратится в лед.

Воспитатель: А, что такое лед?

Дети: Это — замершая вода. Лед — твердый, гладкий.

Воспитатель: А какой он? Легкий или тяжелый, теплый или холодный, цветной или прозрачный?

Дети: Да он тяжелый и холодный, прозрачный.

Воспитатель: Как вы думаете. Что случится со льдом в тепле?

Дети: Лед растает и превратится в воду.

Воспитатель: Правильно. А еще лед очень хрупкий. Если ударить по сосульке, то она рассыплется на маленькие кусочки.

Ребята давайте рассмотрим формочки для льда. В какой формочке вода замерзнет быстрее в маленькой или большой?

Дети: В маленькой так, как в ней меньше воды.

Воспитатель: Показывает формочки с цветным льдом

Воспитатель: А как вы думаете, как лед получился цветным?

Дети: В воду добавили цветную краску и поставили на мороз.

Воспитатель: Совершенно верно. Сейчас мы с вами изготовим цветные льдинки для украшения елочки, которая стоит на нашем участке на улице. Выберите формочки. Возьмите баночки с водой, и добавьте в нее ту краску, которая вам больше нравится.

А теперь аккуратно вылейте цветную воду в формочки.

Наши формочки мы вынесем на улицу и оставим до завтра, чтобы вода замерзла и превратилась в лед.

Завтра мы проверим, что у нас получилось.

Ребята, наши украшения готовы, пойдемте, украсим нашу елочку!

Вот такая красавица у нас получилась!

Источник: интернет, опыт работы коллег

 

Литература:

 

1.      Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. — Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 20091.

2.      В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009

3.      А. И. Иванова. Естественно — научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. — Программа развития Издательство: Сфера, 2008

4.      Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство. Аркти, 2005

5.      Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009год.

6.      Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности — к педагогике развития»

7.      Журнал «Дошкольная педагогика», № 4/2011.

8.      Журнал «Ребёнок в детском саду», № 4/2014

9.      А. И. Шапиро. «Научные развлечения с простыми вещами»

10.  Н. М. Зубкова. «Научные ответы на детские «Почему?»»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle