Библиографическое описание:

Борохович Л. Ю. Инновационные подходы в обучении дошкольников иностранному языку. Лингвотворчество как синтез иностранного языка и детского творчества [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 63-65.

В статье раскрывается взаимосвязь художественного творчества и обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Цель статьи заключается в демонстрации практико-теоретического подхода к организации образовательной деятельности по английскому языку в интеграции с различными видами детского творчества.

Ключевые слова: художественное творчество, интеграция, синтез английского языка и детского творчества, амплификация детского развития.

 

В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия — это духовный заряд детского творчества.

В. А. Сухомлинский

 

Игра — не единственная деятельность, которая влияет на развитие ребенка. Все дети любят заниматься творчеством. Психологи отмечают, что каждый ребенок склонен к рисованию, лепке, вырезанию, конструированию. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного продукта — рисунка, конструкции, аппликации. Но каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, требует овладения особыми способами действия и оказывает свое специфическое влияние на развитие ребенка дошкольного возраста [4, с.177].

Это не удивительно, поскольку детское творчество — это шедевр детского сознания, творчества и самовыражения. В художественной деятельности ребенка, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой «необходимы и взаимосвязаны — ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать» [3, с.167]. Иногда детские работы выглядят нелепо, но детей это совсем не настораживает, ведь все герои, предметы и события, которые они изображают в рисунке, живут в детском мире такими, какими дети их представляют. Детский рисунок может быть уникальным наглядным пособием, которое может сделать образовательный и развивающий процесс интересным и необычным. Настоящий процесс познания предполагает творчество, а он, как известно, никогда не бывает скучным.

Творческой деятельности детей уделяется большое значение. Она имеет огромный потенциал для развития ребенка. Она раскрывает его внутреннюю сущность, помогает развивать творческую самостоятельность и активность. В данном виде деятельности происходит обучение навыкам рисования, лепки, созданию аппликаций, поделок в технике оригами, папье-маше, из природного материала. Это нацелено на развитие детского ума, внимания, памяти, воображения, идей, чувства помощи другому, выдумки.

В ходе занятий дети обучаются:

1.                           рисованию простым и цветными карандашами, восковыми мелками, красками, правилам штриховки;

2.                           владению карандашом и кистью;

3.                           использованию цветовой палитры;

4.                           искусству создания аппликации;

5.                           освоению строения предмета, его образа и осмыслению передачи движений;

6.                           осязательному восприятию формы;

7.                           комбинированию творческих приемов.

Творческая деятельность вводится в непосредственно образовательную деятельность с целью выявления и развития творческих способностей детей, мелкой моторики рук, воображения.

Детское творчество, рассматриваемое как элемент креативности, является одним из наиболее эффективных средств обучения. Именно рисунок позволяет ребенку и воспитателю сотрудничать вместе в воспитательно-образовательном процессе. Особенно рисунок эффективен в работе с детьми, которые еще не умеют ни читать, ни писать. В этом случае рисунок выступает как проводник детских эмоций, чувств, познания.

В нашем детском саду ведется кружковая работа по раннему обучению детей английскому языку. Из всех доступных форм и средств обучения дошкольников английскому языку мы остановились на детском творчестве, а именно, на использовании рисунка, лепки и аппликации. Эти формы деятельности хорошо знакомы детям, они любят их использовать в игре. Эти виды творчества абсолютно естественны для детей дошкольного возраста. Каждый вид творческой деятельности эффективен для усвоения специфических групп слов и закрепления в непринужденной форме изученного в ходе занятия лексического и грамматического материала. А самое главное интеграция между обучением английскому языку и использованием художественной деятельности дошкольников способствует амплификации детского развития. Таким образом, можно говорить о применении в обучении дошкольников иностранному языку лингвотворчества. Лингвотворчество — это образовательный и развивающий процесс личности ребенка дошкольного возраста с помощью интеграции иностранного языка и видов детского творчества.

Детский рисунок может создать сюжетную ситуацию на непосредственно образовательной деятельности, которая поможет лучше усваивать лексико-грамматический материал. Синтез английского языка, как коммуникативного средства и продуктивных видов деятельности, как вида искусства обеспечивает дошкольнику следующие развивающие аспекты:

1.      развитие лингвистических способностей;

2.      развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления);

3.      развитие обоих полушарий мозга ребенка;

4.      развитие креативности и дивергентного мышления.

Лингвисты согласны в том, что интуитивное понимание ребенком языка и его структуры поразительно. Процесс овладения языком (родным и иностранным), а также речью включает четыре компонента: подражание, подкрепление, врожденные языковые структуры и когнитивное развитие. [5, с.419]

Использование детского рисунка при обучении дошкольников иностранному языку дает возможность педагогу:

-          расширять сферу применения нового языка за счет включения иноязычной речи в изобразительную деятельность;

-          формировать иноязычные знания детей тематическим путем;

-          развивать креативные способности детей виды изобразительного искусства;

-          стимулировать создание смысловых образов через использование рисунка, аппликации и лепки;

-          сопоставлять слово на иностранном языке с наглядностью, обеспечение зрительной опоры для понимания на слух;

-          создать основное условие успешности обучения иностранному языку — интерес и внутреннюю мотивацию.

Каким образом разные виды изобразительного творчества могут помогать в усвоении иностранного языка с детьми дошкольного возраста? Это можно сделать с помощью интеграции этих двух видов деятельности.

Детская изобразительная деятельность является одной из самых эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности. Она способствует развитию у ребенка наблюдательности, глазомера, мелкой моторики руки, творческого воображения, дети приобретают навыки правильного изображения, учатся художественно воспринимать окружающий мир.

К наиболее часто используемым в процессе обучения видам изобразительной деятельности относятся рисование, лепка и аппликация. Данные виды изобразительной деятельности глубоко взаимосвязаны, поэтому для большей результативности в процессе обучения иностранному языку необходимо их комплексное использование. Для этого были разработаны специальные конспекты с творческим видом деятельности, когда дети не только постигают основы лексики и грамматики на английском языке, но и создают словари из своих же рисунков, лепят подарки для родных, конструируют дома для героев английских сказок. Была разработана «Тетрадь для творческих работ по английскому языку», задания которой помогают детям развивать наблюдательность, воображение и творчество. Вот примеры некоторых заданий:

1)        раскрась игрушку и поздоровайся с ней по-английски, например: «Hello, Teddy-Bear!» (Привет, медвежонок).

2)        соедини по точкам английские буквы и назови их.

3)        придумай рисунок для чешуи рыбки и нарисуй ее. Посчитай всех рыбок по-английски.

4)        какие числа живут по соседству с цифрами two, five, ten, seven (два, пять, десять, семь)? Назови их и приклей в окошки подходящих домиков.

5)        назови животных, которые живут в Африке и раскрась свое любимое животное.

6)        найди листики и раскрась их. Назови по-английски цвета, в которые ты их раскрасил.

7)        наклей шаблоны фруктов и овощей на тарелку, назови их по-английски.

Сам процесс интеграции английского языка и рисования успокаивает детей после игр, физминуток и интеллектуальной деятельности. Им дается свобода выбора инструментов для творчества. Это могут быть и краски, и цветные карандаши. В ходе выполнения работы можно повторить с детьми названия цветов по-английски, название насекомого (животного, предмета), которого они изображают. Можно устроить соревнование на самую цветную бабочку. Тот, кто назовет все используемые цвета красок или карандашей без подсказки, тот получит приз. Соревновательный мотив будет стимулировать мыслительную деятельность детей, ведь им надо будет вспомнить слова и сказать их на другом языке.

Хочу отметить, что рисование «просто так» несколько утомляет детей, поэтому лучше ставить перед ребенком какую-то задачу: «найди», «угадай», «покажи», «посчитай». У ребенка будет сохраняться интерес к творчеству, и он будет узнавать что-то новое для себя.

Одной из трудностей обучения дошкольников иностранному языку, как известно, это развитие монологической речи. Поэтому в помощь детям могут послужить их собственные рисунки. Дети запоминают слова и выражения легче с помощью рисунка, так как дети обладают хорошей осязательной и моторной памятью. Детские рисунки можно использовать в обучении иностранному языку не только как иллюстративный материал, но и как способ развития ассоциативных связей. Таким образом, будет задействована одна из наиболее распространенных видов памяти — визуальная (образная). Все это помогает запоминать как отдельные слова, так и фразы между собой.

Таким образом, мы можем утверждать о пользе данной технологии в воспитательно-образовательном процессе современной дошкольной образовательной организации.

 

Литература:

 

1.                            Борохович Л. Ю. Игра и творческая деятельность по английскому языку для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Туапсе, 2013.

2.                            Борохович Л. Ю. Игра как способ развития иноязычной речи дошкольника. Туапсе, 2013.

3.                            Козлова С.А Куликова Т. А. Дошкольная педагогика.-М.,2000.

4.                            Мухина В. С. Детская психология. ЭКСМО-ПРЕСС М., 2000.

5.                            Столяренко Л. Д. Психология. Ростов/Дон, 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle