Библиографическое описание:

Верховцева Л. А. Современные техники и технологии как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в школе (из опыта работы) [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 123-126.

Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса.

В. Г. Белинский

 

Современная школа сегодня динамична также как и современный мир. В образовательный процесс интенсивно внедряются инновации, которые помогают адаптировать детей к жизни в быстро меняющемся мире, наполненном огромным количеством различной информации. Бóльшую часть этой информации ребёнок добывает из компьютера. Не секрет, что ученики огромное количество времени проводят за компьютером или современными гаджетами. Так как сделать, чтобы столь вредная потребность послужила на пользу ребёнку? Нам, учителям, необходимо научиться использовать возможности компьютера в своих, образовательных целях.

Использование компьютера предлагает огромные возможности для процесса обучения детей. Ещё из института мной было усвоено, что для успешного обучения ребёнка нужна качественная наглядность. А современный компьютер и интерактивная доска как нельзя лучше могут справляться с этой проблемой.

Имея в своём кабинете интерактивную доску, я открыла для себя огромные её возможности. Интерактивность этой техники позволяет использовать её на различных этапах урока для реализации различных целей. Использование доски помогает более простому и неформальному накоплению фактических знаний, развивает информационную грамотность ребёнка, позволяет формировать коммуникативные навыки, навыки работы с интерактивной техникой, и самое главное, способствует развитию мотивации детей.

Конечно, здесь можно сказать, что использование презентации, видео или аудиофайлов на сегодняшний день не является инновацией. Даже использование флипчарта и программного обеспечения ActivInspire тоже не столь ново. Однако грамотное его использование (не только как наглядная презентация текста или видео) до сих пор встречается не столь часто на просторах Интернета.

В своей статье я хочу рассказать об одном, на мой взгляд, очень интересном и увлекательном уроке английского языка в первом классе, где я и работала.

На первый взгляд я использовала традиционный тип урока — закрепление изученного материала, но с использование мультимедиа. Тема урока называлась «Animals». На этом уроке дети не просто закрепляли свои знания по этой теме, но выполняли задания и упражнения в игровой форме, так как игра делает процесс обучения занимательным, развивает познавательную активность, наблюдательность, мышление. Благодаря смене видов игр поддерживается интерес к изучаемому материалу, снижается утомление у детей.

Основными целями урока были: закрепление лексических единиц по теме «My pet»; Формирование навыков устной речи; Развитие уверенности, активности, инициативности каждого ребёнка.

По окончании урока я предполагала получить следующие результаты:

-          Предметные: уметь запрашивать информацию об интересующем предмете и адекватно реагировать на неё.

-          Личностные: проявлять любовь к животным, умение заботиться о животных;

-          Системно-деятельностные: использовать изученный лексико-грамматичекий материал в данной речевой теме в заданной коммуникативной ситуации. Воспринимать и понимать речь учителя и одноклассников в процессе диалогического общения на уроке.

На уроке я планировала самостоятельную работу, работу в парах, фронтальную.

В течение урока использовалась интерактивная доска, демонстрационный и раздаточный материал для самостоятельной и парной работы.

Свой урок я начала с речевой разминки, которая помогает настроить детей на рабочий лад. Постепенно, не акцентируя особого внимания, я перешла непосредственно к теме урока. Попросив посмотреть их на доску, на которой были изображены яркие и красочные домашние животные, картинки которых я нашла в свободном доступе в Интернете. Дети охотно назвали всех домашних питомцев и затем сказали мне, каким же общим словом мы можем их всех назвать. Только после этого я открыла тему нашего урока (использовала одну из возможностей программного обеспечения ActivInspire — скрытый объект). Для стимулирования детей к активной работе, я предложила им выполнять задания, а за правильные ответы они могли получить «улыбочки» (smiles). Детям известно, что в конце урока, ребята, которые больше всех наберут «улыбочек», получат оценку «5». Из практики могу сказать, что такое стимулирование является очень эффективным, а в совокупности с игровыми моментами, оно поддерживает интерес детей на протяжении всего урока. Дети с увлечением выполняли задания и с нетерпением ждали продолжения.

Рис. 1. Победитель игры Bingo

 

Первая игра, которую я предложила детям, называлась «Bingo». Это любимая ими игра, в которую ребята играют с большим удовольствием и просят её на каждом уроке. Для этой игры я предварительно приготовила на каждого ребёнка индивидуальные конверты с игровым полем и фишками. На игровом поле были нанесены по пять картинок животных, названия которых дети уже знали на английском языке. Для себя я ставила цель проверить усвоение учащимися лексического материала прошлых уроков, умение ими слышать произношение английских слов и понимание этих слов. Это был первый самый простой этап проверки знаний учащихся. Здесь можно отметить то, что ребята очень серьёзно подошли к выполнению этого задания, так как каждый из них хотел стать первым и громко крикнуть слово «Bingo» по окончании выполнения задания.

Рис. 2. Страница флипчарта с постепенно открывающимися заданиями по выбору учителя

 

Следующее задание было связано с применением интерактивной доски. Я по очереди открывала картинки (стикеры) и просила ребят назвать животных, их цвет и количество. Это очень сложная работа для первоклассников, так как им стоило связать сразу достаточно большое количество английских слов по разным темам в одном предложении: животные, цвета и числа. При этом я записывала числа по количеству животных на доске. После этого я спросила у детей, какого числа не хватает, и попросила детей посчитать по-английски в прямом и обратном порядке. Выполняя задания, дети, в то же время, не отрывали взгляда от экрана, с нетерпением ждали следующего задания.

Рис. 3. Нажав на цветы в центре страницы, ребята самостоятельно могут выбрать тему диалога

 

И вот на экране появляются знакомые детям герои Ann и Ben. Для ребят это обозначает, что они сейчас будут выходить к доске и по образцу составлять диалог, состоящий из 3–4 предложений. А вот о ком, ребята смогут узнать только тогда, когда выйдут к доске. И в этом опять помогает «умная» доска, которая скрывает подготовленные заранее картинки и добавляет некоторую интригу до самого начала выполнения задания. От желающих выполнить такое задание нет отбоя, так как ребята знают, что мы только учимся и ничего страшного нет в том, что кто-то может допустить ошибку, ведь все ребята могут помочь своему однокласснику и подсказать ему правильный ответ. Но, в качестве примера, я попросила составить диалог первыми наиболее сильных учащихся, которые стали своего рода эталоном для составления диалога другим выступающим. Плюсом к этому ещё и стало получение «улыбочек».

После завершения задания дети выполняли физминутку, которая ими очень любима. Каждый старался выйти вперёд и быть лидером, показывать движения для всех остальных. Здесь были продемонстрированы знания английской лексики совершенно не по изучаемой теме, но, тем не менее, эта песенка в будущем поможет ребятам при изучении темы «Части тела».

Рис. 4. Игра «Внимательные глазки»

 

Закончив физминутку, ребята с нетерпением ждали следующего задания, которое называлось «Внимательные глазки». На слайде были показаны разные животные: как домашние, так и дикие. Для поддержания интереса и духа соперничества я предложила выполнить это задание в виде соревнования между рядами. Я показывала картинки, а представители от ряда называли животное и действия, которые может выполнять это животное. Каждая команда очень старалась при ответе, ребята помогали своим членам команды, дополняли их ответы, составляя предложения с употреблением структуры It can…. Затем я предложила им сыграть ещё в одну игру. Я «прятала» животное, а ученики отгадывали, какое животное пропало.

Рис. 5. Игра «Собери паззл»

 

Следующий вид работы был в парах. Для этого вида работы я также заранее заготовила конверты, с разрезанными на части картинками. Задача детей была: собрать картинку за 3 минуты. Одна, наиболее сильная пара работала у доски. По окончании работы пары должны были назвать своё животное и сказать, какие действия может выполнять это животное. Целью этой игры была не только проверка усвоения материала. Такие игры помогают развить внимательность и терпение.

В качестве смены вида деятельности, я предложила ребятам спеть песенку, с которой мы познакомились на предыдущем уроке. Здесь можно отметить, что ученики начальной школы очень любят этот вид работы и с удовольствием поют простые песенки на английском языке. Однако, здесь также не было простое исполнение песенки — это было соревнование между мальчиками и девочками в красивом, правильном и громком исполнении. А после исполнения мы аплодисментами оценивали свою работу.

Рис. 6. Игра «Шифровальщик»

 

И наконец, последним заданием урока стала игра «шифровальщик». На доске карточки с зашифрованными словами, ребята должны были поставить цифры в порядке возрастания. Посчитать по-английски, назвать слово, которое у них получилось (название животного) и действия, которые может выполнять это животное. В качестве доказательства правильности выполнения задания я подготовила картинки забавных животных, которые выступали в качестве доказательства правильности ответа. Эти картинки вызвали у ребят огромное количество положительных эмоций. А мне позволили ещё раз проверить уровень усвоения учащимися изученных тем «Animals», «My pets», «Colours», а также проверить умение употребления структуры It can… и счёта до 10.

Рис. 7. Рефлексия в конце урока

 

В качестве рефлексии урока, я предложила ребятам поместить смайлики на доске в две колоночки. Первая колоночка обозначала, что ребёнок усвоил изученный материал, урок ему понравился. Во второй колоночке должны были разместиться смайлики, которые показывали, что ученик не смог усвоить материал по теме «Animals» и этот урок ему совершенно не понравился. К своей гордости, могу сказать, что только один смайлик оказался во второй колонке и то, когда я спросила у девочки, почему она его туда поместила, то она ответила, что она передвинула два смайлика: одного в первую колоночку, а другого — во вторую, потому что ей захотелось так сделать. Этой работой я преследовала несколько целей: во-первых, посмотреть, насколько ребятам урок понравился. Во-вторых, таким видом рефлексии ребята учатся анализировать свою деятельность на уроке. В третьих, в случае большого количества отрицательных отзывов, я смогу проанализировать свои ошибки и провести «работу над своими ошибками».

Урок закончен. Смогла ли я заинтересовать ребят изучением английского языка? Смогла ли сделать урок запоминающимся и интересным? Выполнила ли то, что задумывала, планируя урок? Думаю, что на эти вопросы можно ответить утвердительно.

Конечно, на подготовку такого урока тратится достаточно много времени, но результат оправдывает это. Действительность превзошла все мои ожидания. На протяжении всего урока дети были заинтересованы, а глазки горели в ожидании.

На мой взгляд, использование ИКТ в учебном процессе — это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний и развитию ключевых компетенций, а игровые формы урока в совокупности с ИКТ — это великая сила, позволяющая развивать детей, высоко мотивированных, конкурентно способных, творческих, деятельностных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle