Библиографическое описание:

Карелина Н. В. Использование театрально-игровых технологий на музыкальных занятиях [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 75-76.

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению Константина Сергеевича Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми.

Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

-       с художественным образованием и воспитанием детей;

-       формированием эстетического вкуса;

-       нравственным воспитанием;

-       развитием коммуникативных качеств личности;

-       воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

-       созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театрально-игровой технологии отведено особое место в моей профессиональной деятельности. Основной задачей моей работы в этом направлении является развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности.

В работе с детьми в ДОУ музыкальные инсценировки и музыкально-ритмические игры играют немаловажную роль. Развитие чувства ритма, речевого и певческого дыхания, координации движений, чувства ориентации в пространстве, расширение речевого и певческого диапазона и т. д. — всё это составляет программное содержание данных видов музыкально-ритмической деятельности.

Музыкальные инсценировки, театрализованные музыкальные миниатюры, музыкально-ритмические игры и упражнения вряд ли сделают из ребёнка без творческой составляющей творческой личностью, но они повышают интерес детей к музыкальным занятиям, к выполнению заданий педагога, в том числе и творческих, что, как следствие, повышает уровень усвоения материала.

Проанализировав литературу известных педагогов-психологов, а также на основе своего педагогического опыта, мы пришли к выводу, что нужно обратить внимание на использование песен-инсценировок в развивающей деятельности дошкольников. А прежде всего, нужно классифицировать эти песни, чтобы понять, насколько данная деятельность разнообразна, почувствовать огромный потенциал и использовать в своей работе.

Классификация песен для инсценировки:

-       Фольклорные песни-хороводы;

-       Детская эстрадная песня;

-       Театрализованные игровые песни;

-       Песни — попевки;

-       Песенки — шумелки.

По количеству участников:

-       Общая — участниками являются все дети;

-       Индивидуальная — участвуют от 4–10 человек.

Детям нравится, когда с ними работают индивидуально. Они тогда лучше раскрываются, идёт творческое общение. Но основной акцент делается на программные хороводные игровые песни. В них могут участвовать все дети или подгруппами по очереди. Они наиболее эффективны в достижении целей творческого развития детей.

В данной деятельности применяется оборудование:

-        предметы (в зависимости от сюжета, количества героев или задумки);

-        детские музыкальные инструменты;

-        костюмы или их элементы.

Детям желательно давать свободу выбора с помощью чего они будут осуществлять задуманное. Например, в театральных костюмах, с помощью кукол или с помощью картинок на палочках.

Формы реализации песен — инсценировок на музыкальных занятиях:

1.      Как включение отдельным элементом для разнообразия певческой деятельности и развитие самостоятельности;

2.      В конце занятия включение музыкальной игры-драматизации;

3.      Как отдельное занятие.

На занятии с использованием песенных и игровых инсценировок можно достичь оптимальности результата, можно прослушать и инсценировать в течение одного занятия одну или несколько песен, или игр, в зависимости от вида занятия.

Этапы работы над песнями-инсценировками:

1.      Прослушивание;

2.      Беседа;

3.      Знакомство со словами;

4.      Разучивание текста;

5.      Соединение текста с мелодией;

6.      Закрепление выученного;

7.      Обыгрывание: выбор героя детьми, обговаривание характера героев;

8.      Исполнение.

Песенки-инсценировки, такие как «Два веселых гуся», «Маленький ежик-четверо ножек», «Мы делили апельсин», «Антошка», «Песенка Львенка и черепахи», «Урожайная», «Песенка про Лису и зайца» и другие, позволяют на музыкальных занятиях развивать в детях творческие способности, развивают коммуникативные качества, эмоции ребенка, чувства, движения выразительности. Развивают слуховые навыки, помогают снять комплексы ребенка: зажатость, стеснительность. Помогают ребенку проявить себя; у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов. Идеально подходят для использования на тематических праздниках.

Богат и разнообразен мир детской фантазии. Недаром все дети без исключения любят сказки. Наблюдая детей еще в дошкольном возрасте, мы легко можем заметить, что почти в каждом из них заложена творческая жилка, ведь они эмоциональны, впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельны, легко поддаются внушению, добросовестны в выполнении заданий.

Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с музыкой и, в частности, с инсценированием песен. Инсценирование песен помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle