Использование театрально-игровых технологий на музыкальных занятиях
Автор: Карелина Наталья Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 13.01.2015
Статья просмотрена: 2047 раз
Библиографическое описание:
Карелина, Н. В. Использование театрально-игровых технологий на музыкальных занятиях / Н. В. Карелина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 75-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7058/ (дата обращения: 17.04.2024).
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению Константина Сергеевича Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми.
Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.
Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрально-игровой технологии отведено особое место в моей профессиональной деятельности. Основной задачей моей работы в этом направлении является развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности.
В работе с детьми в ДОУ музыкальные инсценировки и музыкально-ритмические игры играют немаловажную роль. Развитие чувства ритма, речевого и певческого дыхания, координации движений, чувства ориентации в пространстве, расширение речевого и певческого диапазона и т. д. — всё это составляет программное содержание данных видов музыкально-ритмической деятельности.
Музыкальные инсценировки, театрализованные музыкальные миниатюры, музыкально-ритмические игры и упражнения вряд ли сделают из ребёнка без творческой составляющей творческой личностью, но они повышают интерес детей к музыкальным занятиям, к выполнению заданий педагога, в том числе и творческих, что, как следствие, повышает уровень усвоения материала.
Проанализировав литературу известных педагогов-психологов, а также на основе своего педагогического опыта, мы пришли к выводу, что нужно обратить внимание на использование песен-инсценировок в развивающей деятельности дошкольников. А прежде всего, нужно классифицировать эти песни, чтобы понять, насколько данная деятельность разнообразна, почувствовать огромный потенциал и использовать в своей работе.
Классификация песен для инсценировки:
- Фольклорные песни-хороводы;
- Детская эстрадная песня;
- Театрализованные игровые песни;
- Песни — попевки;
- Песенки — шумелки.
По количеству участников:
- Общая — участниками являются все дети;
- Индивидуальная — участвуют от 4–10 человек.
Детям нравится, когда с ними работают индивидуально. Они тогда лучше раскрываются, идёт творческое общение. Но основной акцент делается на программные хороводные игровые песни. В них могут участвовать все дети или подгруппами по очереди. Они наиболее эффективны в достижении целей творческого развития детей.
В данной деятельности применяется оборудование:
- предметы (в зависимости от сюжета, количества героев или задумки);
- детские музыкальные инструменты;
- костюмы или их элементы.
Детям желательно давать свободу выбора с помощью чего они будут осуществлять задуманное. Например, в театральных костюмах, с помощью кукол или с помощью картинок на палочках.
Формы реализации песен — инсценировок на музыкальных занятиях:
1. Как включение отдельным элементом для разнообразия певческой деятельности и развитие самостоятельности;
2. В конце занятия включение музыкальной игры-драматизации;
3. Как отдельное занятие.
На занятии с использованием песенных и игровых инсценировок можно достичь оптимальности результата, можно прослушать и инсценировать в течение одного занятия одну или несколько песен, или игр, в зависимости от вида занятия.
Этапы работы над песнями-инсценировками:
1. Прослушивание;
2. Беседа;
3. Знакомство со словами;
4. Разучивание текста;
5. Соединение текста с мелодией;
6. Закрепление выученного;
7. Обыгрывание: выбор героя детьми, обговаривание характера героев;
8. Исполнение.
Песенки-инсценировки, такие как «Два веселых гуся», «Маленький ежик-четверо ножек», «Мы делили апельсин», «Антошка», «Песенка Львенка и черепахи», «Урожайная», «Песенка про Лису и зайца» и другие, позволяют на музыкальных занятиях развивать в детях творческие способности, развивают коммуникативные качества, эмоции ребенка, чувства, движения выразительности. Развивают слуховые навыки, помогают снять комплексы ребенка: зажатость, стеснительность. Помогают ребенку проявить себя; у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов. Идеально подходят для использования на тематических праздниках.
Богат и разнообразен мир детской фантазии. Недаром все дети без исключения любят сказки. Наблюдая детей еще в дошкольном возрасте, мы легко можем заметить, что почти в каждом из них заложена творческая жилка, ведь они эмоциональны, впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельны, легко поддаются внушению, добросовестны в выполнении заданий.
Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с музыкой и, в частности, с инсценированием песен. Инсценирование песен помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.
Похожие статьи
Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале...
Иногда исполнение приобретает характер драматизации; дети выбирают соответствующих персонажей и инсценируют любимую песню в
Музыкальные записи (звуки окружающего мира). Подготовка к игре. Накопление музыкально-слухового опыта на занятиях музыки.
Развитие музыкальных и творческих способностей детей...
Дети средней группы стали более выразительными и при исполнении песен.
Инсценирование проводилось в виде мини— спектаклей (детям
Всем хотелось поучаствовать в инсценировке, что делало детей более активными и эмоциональными.
Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...
...упражнения, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, музыкально-подвижные игры.
При подготовке к инсценировке у детей развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, умение...
Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...
Например, в инсценировке стихотворения С. Маршака «Перчатки» дети не только проговаривают слова, но и передают настроение — радость, грусть.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи...
«В гостях у Белоснежки и гномов». Конспект развлечения...
В ходе дальнейшей деятельности были разучены музыкально-ритмические движения, вокальные упражнения, песни, касающиеся дальнейшего
Структура занятия: По требованию ФГОС: занятие проводилось в музыкальном зале в первой половине дня, с детьми старшей группы.
Роль театрализованной деятельности в изучении немецкого языка
Игры — драматизации с куклами вызывают у детей большой восторг.
Артюкова В. А. Песни на уроке немецкого языка в старших классах/Иностранные языки в школе. 1997, № 1. Борисова Р. Г. Инсценировки и игры на внеклассных занятиях и уроках английского языка в V классе...
Использование различных видов театров в работе с детьми...
Богатые возможности для инсценирования представляют русские народные сказки.
Постепенно можно обучать детей и играм-драматизациям. Перед началом занятия выполняем артикуляционную гимнастику, где все движения организма и речевая моторика имеют единые...
Формирование интонационно-эмоциональной выразительности...
Игра-драматизация по произведению включает в себя от трех до десяти занятий в зависимости от характера и длины произведения и от возраста детей.
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
Колыбельная песня как источник формирования личности...
Знакомить с колыбельными песнями нужно не только младших детей, но и детей старшего возраста. Дошкольники старшего возраста могут самостоятельно индивидуально исполнять колыбельные песни и инсценировать их как на занятиях музыкой...
Похожие статьи
Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале...
Иногда исполнение приобретает характер драматизации; дети выбирают соответствующих персонажей и инсценируют любимую песню в
Музыкальные записи (звуки окружающего мира). Подготовка к игре. Накопление музыкально-слухового опыта на занятиях музыки.
Развитие музыкальных и творческих способностей детей...
Дети средней группы стали более выразительными и при исполнении песен.
Инсценирование проводилось в виде мини— спектаклей (детям
Всем хотелось поучаствовать в инсценировке, что делало детей более активными и эмоциональными.
Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...
...упражнения, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, музыкально-подвижные игры.
При подготовке к инсценировке у детей развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, умение...
Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...
Например, в инсценировке стихотворения С. Маршака «Перчатки» дети не только проговаривают слова, но и передают настроение — радость, грусть.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи...
«В гостях у Белоснежки и гномов». Конспект развлечения...
В ходе дальнейшей деятельности были разучены музыкально-ритмические движения, вокальные упражнения, песни, касающиеся дальнейшего
Структура занятия: По требованию ФГОС: занятие проводилось в музыкальном зале в первой половине дня, с детьми старшей группы.
Роль театрализованной деятельности в изучении немецкого языка
Игры — драматизации с куклами вызывают у детей большой восторг.
Артюкова В. А. Песни на уроке немецкого языка в старших классах/Иностранные языки в школе. 1997, № 1. Борисова Р. Г. Инсценировки и игры на внеклассных занятиях и уроках английского языка в V классе...
Использование различных видов театров в работе с детьми...
Богатые возможности для инсценирования представляют русские народные сказки.
Постепенно можно обучать детей и играм-драматизациям. Перед началом занятия выполняем артикуляционную гимнастику, где все движения организма и речевая моторика имеют единые...
Формирование интонационно-эмоциональной выразительности...
Игра-драматизация по произведению включает в себя от трех до десяти занятий в зависимости от характера и длины произведения и от возраста детей.
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
Колыбельная песня как источник формирования личности...
Знакомить с колыбельными песнями нужно не только младших детей, но и детей старшего возраста. Дошкольники старшего возраста могут самостоятельно индивидуально исполнять колыбельные песни и инсценировать их как на занятиях музыкой...