Некоторые аспекты трансформации образовательной среды в условиях поликультурного социума | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Губанихина, Е. В. Некоторые аспекты трансформации образовательной среды в условиях поликультурного социума / Е. В. Губанихина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7052/ (дата обращения: 19.04.2024).

В статье рассматривается проблема организации образовательного процесса в поликультурном социуме. Обосновывается необходимость введения особой программы этноориентированного образовательного процесса.

Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, полиэтнический коллектив, этноориентированный образовательный процесс.

The problem of the organization of educational process in a multicultural society. The necessity of introducing a special program ethnically oriented educational process.

Keywords:multicultural educational environment, multi-ethnic team of ethnically oriented educational process.

 

Россия является поликультурной, полиэтнической и полирелигиозной страной. Данные характеристики охватывают все сферы общественной жизни граждан. Несомненно, каждый гражданин многонациональной страны должен не только общаться с представителями других наций, но и знать и уважать их культуру. Конечно же, это касается и образовательной среды, которая готовит новые поколения нашей страны.

В педагогической науке понятие образовательная среда (образовательное пространство) определяется как понятие, являющееся важнейшей характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности. С. Д. Дерябо под образовательной средой понимает совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем, возможностей как позитивных, так и негативных. Черник Б. П. считает образовательное пространство многокомпонентным образовательным комплексом, который состоит как из учебной программы, управленческой структуры учреждения, необходимого оборудования, условий и факторов обучения, так и из связи и взаимодействия субъектов образования, определяющих характер педагогических процессов. Трудно не согласиться с Б. П. Черником, ведь отношения между субъектами играют важную роль в образовательном процессе [5]. Считаем, что данные характеристики наиболее полно отражают основную суть рассматриваемого понятия, поэтому мы будем придерживаться именно его и рассмотрим некоторые аспекты трансформации образовательной среды при наличии в коллективе представителей различных национальных культур.

Поликультурное государство обязывает преобразовывать образовательное пространство: делать его более интегрированным и направленным на формирование единой культуры. В тоже время, оно должно становиться более многообразным, давать свободу становлению общенационального сознания индивида. Таким образом, приходим к пониманию, что поликультурная образовательная среда — еще один из путей регулирования межнациональных отношений при организации образовательного процесса.

Поликультурная образовательная среда направлена на совершенствование морально-психологической атмосферы в полиэтническом коллективе в процессе знакомства детей с этносоциумом и построения этноориентировоного учебного процесса на основе традиций и обычаев многообразия культур. По мнению Л. И. Лурье поликультурная образовательная среда «призвана сохранить в себе две тенденции, важные для полноценного развития личности: осознание национальной культуры своего народа и стремление войти с этой культурой в мировой цивилизационный процесс» [3].

Особую значимость при этом приобретает проблема поиска путей совершенствования морально-психологической атмосферы в полиэтническом коллективе в процессе приобщения детей к традиционным ценностям этносоциума, создания условий для реализации нравственного поведения, основанного на принципах гуманизма, на национальных и общечеловеческих ценностях. Но не всегда так просто привить детям с ранних лет понимание необходимости проявления уважения к другим национальностям, с которыми они взаимодействуют. Возникает множество проблем, о которых стоит поговорить более конкретно.

Одной из главных проблем, на наш взгляд, является этноцентричность современных школьников, т. е. убеждение в исключительности того этноса (национальности), с которой они себя идентифицируют, проявление неприязни к одной или множеству национальностей. Основной причиной такого негативного отношения является незнание или непонимание особенностей культуры иного этноса. Националистические идеи, стереотипы, предрассудки легко распространяются в школьной среде (в том числе, начальной школе), поскольку в силу возраста, дети еще не способны делить получаемую информацию на истинную, полезную и заведомо ложную.

Так как учитель начальной школы обладает авторитетом, ему стоит подавать пример позитивного национального самосознания: демонстрировать национальную гордость, но при этом придерживаться межнациональных, межкультурных стандартов, задаваемых ЮНЕСКО. Воспитание подрастающего поколения в рамках культуры межнационального общения рассматривается как одна из важнейших целей образования и воспитания на ряду с другими законодательными документами РФ. Данная цель диктует необходимость внесения в учебно-воспитательный процесс мероприятий, обеспечивающих понимание учеником особенностей поликультурной страны, необходимости взаимопонимания и сотрудничества с людьми других национальностей. Мероприятия могут быть реализованы как в учебном процессе, так и внеучебной деятельности.

Учебный план школы может быть скорректирован, в частности его вариативный («поликультурное образование») компонент. Вариативную часть плана целесообразно дополнить учебными дисциплинами цикла «Культура мира» (традиции народов мира, этикет, Россиеведение и др.).

Поликультурная образовательная среда предполагает и наличие детей, исповедывающих разные религии, вследствие чего нередки конфликтные ситуации, столкновения. Дети, оказавшиеся в определённом «религиозном меньшинстве» могут страдать от проявления агрессии одноклассников. Происходит это не от явного неуважения детей к религиям других национальностей, а скорее от неизведанности, неосведомленности. Одним из путей решения данной проблемы может стать работа учителя, направленная на ознакомление учеников с религиями нашей страны (введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики). Толерантность как качество личности, базируется на позитивном религиозном мировоззрении и позволяет оградить детей от многих потенциальных конфликтов.

В современном мире широкое распространение получает концепция поликультурного воспитания. Она предполагает приспособление человека к разным ценностям при существовании множества различных культур, взаимодействие между людьми с непохожими традициями, ориентацией на диалог культур, отказ от культурной образовательной монополии при взаимодействии с другими нациями и народами. Реализация концепции приводит учеников к осознанию существования другого стиля жизни, который столь же значим и имеет право на существование, как и их собственный.

Реализуя поликультурную направленность обучения и воспитания, современная школа решает многие задачи. Во-первых, учащиеся овладевают компетенциями, предусмотренными федеральными государственными образовательными стандартами. Во-вторых, ведется поликультурное просвещение — дети знакомятся с этнокультуроведческим материалом, интегрированным во все учебные дисциплины образовательного цикла, воспитательную работу педагогов. (При отборе материала учитывается и национальный состав контингента учащихся). В-третьих, учащиеся овладевают знаниями национального языка (для отдельных регионов РФ), литературы, культуры народов мира. Изучение предметов этноцикла, приобщение к национальным культурным ценностям, традициям, этническим нормам способствуют осознанию учащимися себя как части определенного этноса и в то же время как части мирового сообщества; воспитанию уважения к представителям других народов. И наконец, в многонациональном коллективе дети учатся общению, основанному на взаимопонимании и взаимоуважении, знании этнических особенностей — психологии, этикета, традиций — того или иного народа. Овладевая богатствами культуры своего этноса и получая четкие представления об этнокультуре, младшие школьники учатся в процессе общения осознанно строить свои отношения в многонациональном коллективе с учетом ментальности каждого народа, корректно относиться к его этническому своеобразию.

Таким образом, мы приходим к выводу, что отношения детей в поликультурной образовательной среде требуют регулирования. Но необходимо не только вмешательство при открытых конфликтных ситуациях, но и предотвращение столкновений с помощью работы над поликультурным сознанием ученика. Требуется работа по формированию национальной и религиозной толерантности, передача этнокультурного наследия новому поколению и приобщение детей к языку, культуре, истории своего этносоциума.

 

Литература:

 

1.      Арекелян О. В. Поликультурная школа — новая модель в системе образования. // Воспитание школьников. — 2010. — № 3. — С. 11–17

2.      Богданова А. И. Поликультурная образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. — 2011. — № 1. — С. 113–115

3.      Лурье Л. И. Моделирование региональных образовательных систем: Учеб. — М.: Гардарики. — 2006. — С. 287

4.      Тюрина Т. В. Национально-религиозный аспект формирования толерантности в молодежной среде. // Социально-психологические проблемы современной молодежи / отв. ред. Т. Т. Щелина — Арзамас 2009. — С. 317–321

5.      Черник Б. П. Эффективное участие в образовательных выставках. — Новосибирск, 2001. С. 130–131

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательное пространство, полиэтнический коллектив, культура, многонациональный коллектив, морально-психологическая атмосфера, начальная школа, учебный процесс.

Похожие статьи

Поликультурное пространство как основа построения...

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по...

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

Поликультурная образовательная среда как элемент...

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

К вопросу о поликультурной компетентности педагога

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

Психологическое сопровождение личности в полиэтническом...

образовательный процесс, поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательное пространство, полиэтнический коллектив, учебный процесс, начальная школа...

Построение образовательной среды современной школы

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение...

Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве

Ведущая роль в проявлении этнических особенностей, мировоззрения, их проявления в многонациональном обществе принадлежит этнопедагогике. Этнопедагогическая среда формирует личность человека — носителя своей культуры...

Педагогические условия создания культурно-образовательной...

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности.

диалог, развитие мотивации к самоопределению и продуктивной самореализации в полиэтнической и поликультурной среде.

поликультурная образовательная среда инициирует процесс...

Ключевые слова: патриотические чувства, поликультурная образовательная среда, этноориентированный образовательный процесс, этническая толерантность.

Похожие статьи

Поликультурное пространство как основа построения...

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по...

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

Поликультурная образовательная среда как элемент...

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

К вопросу о поликультурной компетентности педагога

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

Психологическое сопровождение личности в полиэтническом...

образовательный процесс, поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательное пространство, полиэтнический коллектив, учебный процесс, начальная школа...

Построение образовательной среды современной школы

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение...

Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве

Ведущая роль в проявлении этнических особенностей, мировоззрения, их проявления в многонациональном обществе принадлежит этнопедагогике. Этнопедагогическая среда формирует личность человека — носителя своей культуры...

Педагогические условия создания культурно-образовательной...

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности.

диалог, развитие мотивации к самоопределению и продуктивной самореализации в полиэтнической и поликультурной среде.

поликультурная образовательная среда инициирует процесс...

Ключевые слова: патриотические чувства, поликультурная образовательная среда, этноориентированный образовательный процесс, этническая толерантность.