Библиографическое описание:

Губанихина Е. В. Некоторые аспекты трансформации образовательной среды в условиях поликультурного социума [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 3-5.

В статье рассматривается проблема организации образовательного процесса в поликультурном социуме. Обосновывается необходимость введения особой программы этноориентированного образовательного процесса.

Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, полиэтнический коллектив, этноориентированный образовательный процесс.

The problem of the organization of educational process in a multicultural society. The necessity of introducing a special program ethnically oriented educational process.

Keywords:multicultural educational environment, multi-ethnic team of ethnically oriented educational process.

 

Россия является поликультурной, полиэтнической и полирелигиозной страной. Данные характеристики охватывают все сферы общественной жизни граждан. Несомненно, каждый гражданин многонациональной страны должен не только общаться с представителями других наций, но и знать и уважать их культуру. Конечно же, это касается и образовательной среды, которая готовит новые поколения нашей страны.

В педагогической науке понятие образовательная среда (образовательное пространство) определяется как понятие, являющееся важнейшей характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности. С. Д. Дерябо под образовательной средой понимает совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем, возможностей как позитивных, так и негативных. Черник Б. П. считает образовательное пространство многокомпонентным образовательным комплексом, который состоит как из учебной программы, управленческой структуры учреждения, необходимого оборудования, условий и факторов обучения, так и из связи и взаимодействия субъектов образования, определяющих характер педагогических процессов. Трудно не согласиться с Б. П. Черником, ведь отношения между субъектами играют важную роль в образовательном процессе [5]. Считаем, что данные характеристики наиболее полно отражают основную суть рассматриваемого понятия, поэтому мы будем придерживаться именно его и рассмотрим некоторые аспекты трансформации образовательной среды при наличии в коллективе представителей различных национальных культур.

Поликультурное государство обязывает преобразовывать образовательное пространство: делать его более интегрированным и направленным на формирование единой культуры. В тоже время, оно должно становиться более многообразным, давать свободу становлению общенационального сознания индивида. Таким образом, приходим к пониманию, что поликультурная образовательная среда — еще один из путей регулирования межнациональных отношений при организации образовательного процесса.

Поликультурная образовательная среда направлена на совершенствование морально-психологической атмосферы в полиэтническом коллективе в процессе знакомства детей с этносоциумом и построения этноориентировоного учебного процесса на основе традиций и обычаев многообразия культур. По мнению Л. И. Лурье поликультурная образовательная среда «призвана сохранить в себе две тенденции, важные для полноценного развития личности: осознание национальной культуры своего народа и стремление войти с этой культурой в мировой цивилизационный процесс» [3].

Особую значимость при этом приобретает проблема поиска путей совершенствования морально-психологической атмосферы в полиэтническом коллективе в процессе приобщения детей к традиционным ценностям этносоциума, создания условий для реализации нравственного поведения, основанного на принципах гуманизма, на национальных и общечеловеческих ценностях. Но не всегда так просто привить детям с ранних лет понимание необходимости проявления уважения к другим национальностям, с которыми они взаимодействуют. Возникает множество проблем, о которых стоит поговорить более конкретно.

Одной из главных проблем, на наш взгляд, является этноцентричность современных школьников, т. е. убеждение в исключительности того этноса (национальности), с которой они себя идентифицируют, проявление неприязни к одной или множеству национальностей. Основной причиной такого негативного отношения является незнание или непонимание особенностей культуры иного этноса. Националистические идеи, стереотипы, предрассудки легко распространяются в школьной среде (в том числе, начальной школе), поскольку в силу возраста, дети еще не способны делить получаемую информацию на истинную, полезную и заведомо ложную.

Так как учитель начальной школы обладает авторитетом, ему стоит подавать пример позитивного национального самосознания: демонстрировать национальную гордость, но при этом придерживаться межнациональных, межкультурных стандартов, задаваемых ЮНЕСКО. Воспитание подрастающего поколения в рамках культуры межнационального общения рассматривается как одна из важнейших целей образования и воспитания на ряду с другими законодательными документами РФ. Данная цель диктует необходимость внесения в учебно-воспитательный процесс мероприятий, обеспечивающих понимание учеником особенностей поликультурной страны, необходимости взаимопонимания и сотрудничества с людьми других национальностей. Мероприятия могут быть реализованы как в учебном процессе, так и внеучебной деятельности.

Учебный план школы может быть скорректирован, в частности его вариативный («поликультурное образование») компонент. Вариативную часть плана целесообразно дополнить учебными дисциплинами цикла «Культура мира» (традиции народов мира, этикет, Россиеведение и др.).

Поликультурная образовательная среда предполагает и наличие детей, исповедывающих разные религии, вследствие чего нередки конфликтные ситуации, столкновения. Дети, оказавшиеся в определённом «религиозном меньшинстве» могут страдать от проявления агрессии одноклассников. Происходит это не от явного неуважения детей к религиям других национальностей, а скорее от неизведанности, неосведомленности. Одним из путей решения данной проблемы может стать работа учителя, направленная на ознакомление учеников с религиями нашей страны (введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики). Толерантность как качество личности, базируется на позитивном религиозном мировоззрении и позволяет оградить детей от многих потенциальных конфликтов.

В современном мире широкое распространение получает концепция поликультурного воспитания. Она предполагает приспособление человека к разным ценностям при существовании множества различных культур, взаимодействие между людьми с непохожими традициями, ориентацией на диалог культур, отказ от культурной образовательной монополии при взаимодействии с другими нациями и народами. Реализация концепции приводит учеников к осознанию существования другого стиля жизни, который столь же значим и имеет право на существование, как и их собственный.

Реализуя поликультурную направленность обучения и воспитания, современная школа решает многие задачи. Во-первых, учащиеся овладевают компетенциями, предусмотренными федеральными государственными образовательными стандартами. Во-вторых, ведется поликультурное просвещение — дети знакомятся с этнокультуроведческим материалом, интегрированным во все учебные дисциплины образовательного цикла, воспитательную работу педагогов. (При отборе материала учитывается и национальный состав контингента учащихся). В-третьих, учащиеся овладевают знаниями национального языка (для отдельных регионов РФ), литературы, культуры народов мира. Изучение предметов этноцикла, приобщение к национальным культурным ценностям, традициям, этническим нормам способствуют осознанию учащимися себя как части определенного этноса и в то же время как части мирового сообщества; воспитанию уважения к представителям других народов. И наконец, в многонациональном коллективе дети учатся общению, основанному на взаимопонимании и взаимоуважении, знании этнических особенностей — психологии, этикета, традиций — того или иного народа. Овладевая богатствами культуры своего этноса и получая четкие представления об этнокультуре, младшие школьники учатся в процессе общения осознанно строить свои отношения в многонациональном коллективе с учетом ментальности каждого народа, корректно относиться к его этническому своеобразию.

Таким образом, мы приходим к выводу, что отношения детей в поликультурной образовательной среде требуют регулирования. Но необходимо не только вмешательство при открытых конфликтных ситуациях, но и предотвращение столкновений с помощью работы над поликультурным сознанием ученика. Требуется работа по формированию национальной и религиозной толерантности, передача этнокультурного наследия новому поколению и приобщение детей к языку, культуре, истории своего этносоциума.

 

Литература:

 

1.      Арекелян О. В. Поликультурная школа — новая модель в системе образования. // Воспитание школьников. — 2010. — № 3. — С. 11–17

2.      Богданова А. И. Поликультурная образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. — 2011. — № 1. — С. 113–115

3.      Лурье Л. И. Моделирование региональных образовательных систем: Учеб. — М.: Гардарики. — 2006. — С. 287

4.      Тюрина Т. В. Национально-религиозный аспект формирования толерантности в молодежной среде. // Социально-психологические проблемы современной молодежи / отв. ред. Т. Т. Щелина — Арзамас 2009. — С. 317–321

5.      Черник Б. П. Эффективное участие в образовательных выставках. — Новосибирск, 2001. С. 130–131

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle