Библиографическое описание:

Юсова Н. В. Духовно-нравственное воспитание детей средствами хореографического искусства в рамках дополнительных платных образовательных услуг по образовательной программе «Подготовка к обучению в хореографической школе» [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 183-186.

В одной древней притче человек обратился к мудрецу: «О премудрый, научи меня отличать истину ото лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни». Подумал мудрец и научил человека танцевать

В настоящее время остро стоит вопрос о воспитании духовно — нравственной личности. Всё большее количество учёных, деятелей культуры, педагогов, воспитателей, социологов, врачей озабочено проблемой деградации молодого поколения, увеличения смертности среди молодёжи, наркомании, преступности. Как решать эту проблему? Все единогласно говорят о том, что воспитание духовных и нравственных начал необходимо начинать с самого раннего периода жизни ребёнка и в данном процессе должны участвовать и родители, и педагоги образовательных учреждений, в том числе системы дополнительного образования.

Хореографическое искусство является, на сегодняшний день, самый востребованным и массовым искусством. Потребность в двигательной активности у детей настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, так как бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укрепляет скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка. На протяжении последних 5 лет, являясь членом приёмной комиссии при отборе детей на подготовительное отделение в хореографическую школу, наблюдается устойчивая ситуация повышения конкурса от 1 человека на место до 3,7 человек на одно место (набор на 2014–2015 уч. год), от одной группы (25 человек в группе) до 3 групп (по 30 человек в группе).

Что же хотят родители, приводя своего ребёнка в хореографическую школу? Это физическое развитие ребёнка, общение в социуме (при дефиците детских садов), исправление ортопедических проблем (сколиоз, косолапость, плоскостопие). Однако, основой деятельностью педагога должна является именно деятельность по воспитанию духовно- нравственных основ формирующейся личности ребёнка в педагогическом аспекте.

Слово «педагогика» имеет греческое происхождение и буквально означает «детоведение, детовождение». Педагогика — это наука о воспитании и обучении человека. По моему глубокому убеждению, смысл педагогики в хореографии заключается в том, чтобы из того маленького человечка, который приходит к нам чтобы учится хореографии, воспитать личность духовно- нравственной. Когда мы говорим «дух», «духовность» мы сами того не понимая, говорим о великом человеческом стремлении к бесконечному — к правде, добру и красоте. Дух — это подлинная основа всего лучшего, что есть в человеке. Сущность нравственного воспитания ребёнка средствами хореографического искусства состоит в том, что оно гармонично развивает духовные и творческие способности ребёнка: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и оценивать прекрасное до способности творить. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной памяти. Занятие хореографией способствует улучшению эмоционального, психологического и физического состояния, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, воспитанию чувства коллективизма, развитию настойчивости, силы воли и художественного вкуса детей. Формирование духовно- нравственных основ ребёнка можно осуществить, погружая ребёнка в эстетическую среду хореографического искусства, вызывающую эмоциональную чувствительность и переживания ребёнка. Данный потенциал заложен в Образовательной программе в рамках дополнительных платных образовательных услуг «Подготовка к обучению в хореографической школе» (для детей 5 лет, нормативный срок обучения 2 года).

Предлагаемая концепция программы базируется на важнейших дидактических принципах, на которые ориентирована хореографическая работа с детьми 5–6 лет: систематичность, доступность, последовательность (от простого к сложному), учёт психофизиологических и возрастных особенностей. Основой духовно- нравственного воспитания программы для детей младшего возраста является высокая эмоциональная отзывчивость детей этого возраста. Чувства, поступки и желания детей, занимающихся хореографией, отличаются искренностью, впечатлительностью, стремлением созидать и переживать. Программа рассчитана на 2 года, основная форма работы — групповая, продолжительность одного занятия 30 минут (1 академический час), в неделю — 6 занятий (3 раза по 2 академических часа), учебный год длится 37 недель.

Изучаемые предметы

1 год обучения

1.                  Ритмика — основа для развития чувства ритма и двигательных способностей. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движения с музыкой.

2.                  Гимнастика (партерная гимнастика, игропластика, пальчиковая гимнастика — основа для развития хореографических данных.

3.                  Танец (танцевальные композиции, игротанцы и музыкально-подвижные игры) — основа для формирования танцевальных движений и ведущим видом деятельности.

2 год обучения

1.      Ритмика

2.      Партерная гимнастика

3.      Танцевальные композиции и игротанцы

В хореографической работе с детьми использую следующие методы и приемы обучения

-        наглядные,

-        словесные

-        практические.

Практический метод обогащен комплексом различных приёмов, взаимосвязанных наглядностью и словом:

-        игровой приём;

-        детское «сотворчество»;

-        соревновательность и переплясность;

-        использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;

-        комплексный приём обучения;

-        выработка динамического стереотипа (повторяемости и повторности однотипных движений);

-        фиксация отдельных этапов хореографических движений;

-        сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;

-        приём пространственной ориентации;

-        развитие основных пластических линий;

-        музыкальное сопровождение танца как методический приём;

-        хореографическая импровизация;

-        приём художественного перевоплощения.

-        психолого-педагогический метод:

-        приём педагогического наблюдения;

-        проблемного обучения и воспитания;

-        прием индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребёнку;

-        прием воспитания подсознательной деятельности;

-        прием контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха (релаксация);

-        педагогическая оценка исполнения ребёнком танцевальных упражнений.

Игровые приёмы облегчают процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Игровая форма состоит из музыкальных игр на образы, характеры, пространственный рисунок, способствующих максимально свободному самовыражению, тренирующих гибкость логического мышления и образного мышления, фантазию и артистизм Элементы игры и создания художественного образа присутствуют в каждом разделе программы 1 года обучения (волшебные образы, герои или антигерои сказок, образы животных и растений, настроения). Невербальные методы на занятиях хореографии, сочетаясь с традиционными, создают возможность для развития у ребёнка образного мышления, формирование эмоционального опыта, развитию чувствительности. Создание художественного образа детьми, связана способность хореографического искусства осуществлять специфическую функцию — доставлять ребёнку глубокое нравственное удовольствие наслаждение, пробуждая в нём художника и творца.

Эффективность протекания нравственного воспитания у детей средствами хореографии в программе обеспечивают следующие педагогические условия:

-        создание творческой, воспитательной среды на уроке;

-        приобщение детей к хореографическому искусству в сочетании с образом, сюжетом, игрой и музыкально-игровым действием;

-        введение в обучение диалога «учитель-ученик», «ученик-ученик», в котором учащимся разрешено высказывать своё мнение, создавать художественный образ, элементы хореографических движений;

Заключение:

Результатом работы данного направления является:

1.      Сохранность контингента

Учебный год

Кол-во обучающихся детей на подготовительном отделении

Кол-во детей, поступивших в 1 класс

2012–2013

85

33

2013–2014

90

30

2014–2015

105

32

 

2.      Высокая мотивация на дальнейшее продолжение обучение по ДПОП

Из 100 % поступающих — 64 % проходят обучение ДПОП

3.      Наблюдается повышенная обучаемость детей, что подтверждает проведение диагностики по ДПОП:

В 2012–2013 уч. году обучающие по программе «Подготовка к обучению в хореографической школе» (для детей 5 лет) (нормативный срок обучения 2 года) и поступившие в школу по окончанию 1 класс показали следующие результаты по 5 предметам, 8 критериям:

1.                 18 чел. — высокий уровень подготовки;

2.                 23 чел.- выше среднего уровня подготовки;

3.                 1 чел.- средний уровень подготовки.

В 2013–2014 уч. году обучающие по программе «Подготовка к обучению в хореографической школе» (для детей 5 лет) (нормативный срок обучения 2 года) и поступившие в школу по окончанию 2 класс показали следующие результаты по 5 предметам:

1.                 21 чел. — высокий уровень подготовки;

2.                 18 чел.- выше среднего уровня подготовки;

3.                 1 чел.- средний уровень подготовки.

4.Участие в концертной деятельности МАУ ДО «ДХШ № 1» и МАУ «ГКЦ»

Детское творчество на уроках хореографии, в ракурсе данной темы, постоянно заставляет преобразовывать содержание программы. Не претендуя на исчерпывающее решение проблемы духовно-нравственного воспитания детей на уроках хореографии, может послужить основой для дальнейших изысканий, творческих поисков в области разработки основ нравственного воспитания детей средствами хореографического искусства.

 

Литература:

 

1.      Бекина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры, пляски для детей 6–7 лет)./ М.: Просвещение-1984г.

2.      Буренина А. И. Ритмическая мозаика./М.:-2000г.

3.      Реан А. А.,Бордюковская Н. В.,Розум С. А. Психология и педагогика/ П.:2010г.

4.      Щунгарёва И. Н. Развитие творческих способностей детей средствами танцевальной культуры /М.:2008г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle