Особенности решения арифметических задач умственно отсталыми школьниками | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маркелова, А. М. Особенности решения арифметических задач умственно отсталыми школьниками / А. М. Маркелова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 205-209. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/6926/ (дата обращения: 19.04.2024).

Любому человеку в повседневной жизни приходится в той или иной степени сталкиваться с арифметическими выражениями, производить расчеты и многие другие операции с числами. Такую же необходимость в этом испытывают и дети с нарушением интеллекта. Следовательно, овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями представляет важность в практическом смысле и является одной из основных ступенью его социализации.

В коррекционной педагогике существует ряд работ, посвященных формированию начальных математических представлений у младших школьников, отстающих в умственном развитии. Педагоги коррекционных школ обучают детей решению простых арифметических задач, развивают понятия временных представлений и пространственной ориентировки. На протяжении дочислового (пропедевтического) периода школьников с нарушением интеллекта учат производить группировку и упорядочение предметов, опираясь на определенный качественный признак; производить сравнительный анализ множества методом наложения, приложения или составления пар; преобразовывать множества методом увеличения, уменьшения и уравнивания их количества. Важно научить детей разграничивать понятия: один — много — мало, пустой — полный; сформировать представления о количественных отношениях: больше — меньше — поровну; о сохранении количества [4, с. 18].

В результате организации такой работы возникают условия понимания о числе и счете. На дальнейшее математическое развитие, отмечают психологи, влияет то, в какой степени будет воспринят материал в пропедевтический период. Необходимо подчеркнуть, что этапы формирования представлений о количестве и счета у умственно отсталых детей схожи с этапами, которые проходит нормально развивающийся ребенок. Главное отличие состоит лишь в том, для детей с нарушением интеллекта характерен замедленный темп в усвоении математических знаний.

З. Н. Ковригина, М. Н. Перова называют основные причины, тормозящие освоение математических представлений о количестве у школьников с умственной отсталостью. К ним относятся:

1)        инертность, тугоподвижность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствию целенаправленных действий, снижению интереса к окружающему;

2)        низкий уровень ориентировочной деятельности;

3)        недоразвитие моторики, с чем связано ограничение практического чувственного опыта;

4)        недостаточная деятельность, несовершенство взаимодействия анализаторов, что затрудняет накопление сенсорного опыта;

5)        нарушение развития речи, проявляющееся в бедности словарного запаса, трудности оформления собственных высказываний, непонимании обращенной речи [3, с. 70; 7, с.208].

Кроме того, указывает О. А. Рыдзе, математические представления у умственно отсталых школьников отличаются качественным своеобразием, объясняемым особенностями психического развития таких детей [8, с 15].

У детей с нарушениями интеллекта нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, наблюдается инертность, косность мышления. Как показывает И. В. Зыгманова, при выполнении простейших математических заданий проявляется слабость мыслительных операций. В результате чего на первый план выступает непосредственное, конкретное восприятие, становясь преградой в усвоении основных математических представлений. Для детей данной категории характерна в большой степени зависимость количественных представлений от качественных характеристик (величины, формы, названия) и пространственного расположения предметов. В счетной деятельности умственно отсталых школьников отмечается переход пересчета на оценивание величины или расположение предметов в пространстве. Перенос имеющихся знаний и умений в новые условия затруднен [2, с. 23].

Авторы М. Н. Перова, А. В. Белошистая большое внимание в своих работах уделяли проблеме выявления особенностей решения арифметических задач умственно отсталыми детьми и разработке методов и средств их обучения решению этих задач [1, с.40; 6, с.140].

Как показывает практика, учащиеся с нарушением развития интеллекта при решении арифметических задач сталкиваются с большими затруднениями. Прежде всего, для них сложен процесс запоминания, осмысления и усвоения содержания задачи. Умственно отсталые дети не могут запомнить текст, понимают его частично, переносят способы решения знакомых и более простых задач на решение задачи с другим, более сложным содержанием. Школьники данной категории чаще всего оказываются неспособными понять изменения ситуации, описываемые в тексте задачи, и не могут прогнозировать результаты этих изменений самостоятельно. Наибольшие трудности вызывает переход от понимания задачи к ее арифметическому решению. Низкий уровень овладения учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида способами решения арифметических задач объясняется небольшим практическим опытом.

Тем не менее, педагоги и психологи подчеркивают важность процесса обучения школьников с отклонениями в развитии интеллекта способам решения арифметических задач. Это необходимо для решения образовательных и коррекционно-воспитательных задач, стоящих перед педагогическим составом специальной (коррекционной) школы VIII вида. Решение задач, отмечается в научной литературе, способствует пониманию основного смысла арифметических действий, помогает конкретизировать их, соотнести с той или иной жизненной ситуацией.

С помощью решения задач такая категория детей осваивает математические понятия, отношения, закономерности. В ходе решения умственно отсталые школьники учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевают приемами самоконтроля, у них развиваются произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность, воспитываются настойчивость и воля. Кроме этого, решение арифметических задач является одним из важных этапов подготовки таких детей к дальнейшей жизни и труду.

Как подчеркивает М. П. Парахина, в процессе обучения умственно отсталых детей и работы по развитию у них мыслительных процессов крайне важно становится применение внешних основ, предоставляющих возможность осуществить в будущем переход к решению соответствующих задач в мыслительном плане. В трудах различных педагогов и психологов, в методической литературе, посвященной проблеме обучения учащихся с умственной отсталостью решению арифметических задач, отмечается огромное значение предметно-практической деятельности, позволяющей добиться наилучшего результата в освоении понятия числа, арифметического действия, а также в понимании содержания текстовых задач [5, с.35].

В работе Н. В. Зыгмановой мы встречаем вывод о том, что при обучении школьников с нарушениями интеллекта моделированию содержания арифметических задач предметно-практическими действиями и схематическим рисунком необходима разработка специальной методики, учитывающей особенности познавательной деятельности учащихся данной категории и нацеленной на успешное решение задач. Это доказывает тот факт, что умственно отсталые дети лучше справляются с решением таких задач, которые опираются на действия с реальными предметами. Создавая рисунок или моделируя содержание задачи предметами, такие учащиеся точнее понимают предметно-действенную ситуацию задачи и легче определяют зависимость между данными и искомыми величинами [2, с.40].

Итак, рассмотрение проблемы обучения умственно отсталых детей решению арифметических задач показало, что они испытывают трудности с запоминанием, осмыслением и усвоением содержания задачи, неспособны понять изменения ситуации, описываемые в тексте задачи, и не могут прогнозировать результаты этих изменений самостоятельно. Наибольшие трудности вызывает переход от понимания задачи к ее арифметическому решению, выполнение самих арифметических действий и проверка полученных результатов. Преодоление данных трудностей может быть реализовано в ходе специальной работы по формированию умений решать арифметические задачи.

 

Литература:

 

1.                  Белошистая А. В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе / Вопросы психологии. — 2002. — № 6.

2.                  Зыгманова И. В. Повышение эффективности обучения решению арифметических задач в младших классах вспомогательной школы: автореф. дисс. канд. пед. наук И. В. Зыгманова. — М., 1993.

3.                  Ковригина, З. Н. Особенности построения урока в системе компенсирующего обучения / Начальная школа.- 1999.

4.                  Королько Н. М. Формирование у умственно отсталых школьников умения решать простые арифметические задачи / Дефектология. — 2006. — № 2.

5.                  Парахина М. П. Практическая направленность преподавания математики во вспомогательной школе / Дефектология. — 1991. — № 5.

6.                  Перова М. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике / М. Н. Перова — М., 1997.

7.                  Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб, для студ. дефект, фак. педвузов. — 4-е изд., перераб. / М. Н. Перова — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

8.                  Попова Е. А. Работа с таблицами при обучении младших школьников решению задач на процессы / Начальная школа. — 2009. — № 10.

Основные термины (генерируются автоматически): задача, нарушение интеллекта, ребенок, VIII, представление, решение, арифметическое решение, изменение ситуации, Перово, умственная отсталость.

Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений...

умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, ребенок, младший школьный возраст, повседневная жизнь, выраженное нарушение интеллекта, маленький, представление, цифра, дидактическая игра.

нарушение интеллекта, задача, ребенок, VIII, решение...

Особенности решения арифметических задач умственно... нарушение интеллекта, задача, ребенок, VIII, решение, представление, арифметическое решение, умственная отсталость, Перово, изменение ситуации.

Особенности решения арифметических задач умственно...

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной...

VIII, решение, представление, арифметическое решение, умственная отсталость, Перово...

ребенок, интеллектуальная недостаточность, наглядно-действенное мышление, умственная отсталость, игра, задание, поставленная задача действия, обучающая помощь...

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках...

Успех в обучении математике умственно отсталых детей во многом зависит от учета

Для детей с нарушением интеллекта учебного материала мало, поэтому возникает

Они быстро запоминают примеры вычислений, способы решения задач, редко нуждаются в предметной...

Формирование познавательной сферы на уроках математики...

В специальных школах VIII вида подготовка умственно отсталых детей к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой...

Некоторые примеры и методы активизации мыслительной...

Особенности решения арифметических задач умственно...

Учебно-познавательная деятельность школьников с нарушениями интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида не всегда...

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей...

В этом задании, где требовалось практическое решение задачи, дети показали наилучший результат.

дидактическая игра, игра, ребенок, дидактическая задача, внимание, задача, действие, умственная отсталость, игровая деятельность, игровая задача.

Формирование элементарных математических представлений...

умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, ребенок, младший школьный возраст, повседневная жизнь, выраженное нарушение интеллекта, маленький, представление, цифра, дидактическая игра.

Помощь ребенку с тяжелым нарушением интеллекта

Однако, мама ребенка приняла решение оставить Вадима в семье.

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера, глубокая умственная отсталость, психическое недоразвитие, множественное нарушение развития...

Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений...

умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, ребенок, младший школьный возраст, повседневная жизнь, выраженное нарушение интеллекта, маленький, представление, цифра, дидактическая игра.

нарушение интеллекта, задача, ребенок, VIII, решение...

Особенности решения арифметических задач умственно... нарушение интеллекта, задача, ребенок, VIII, решение, представление, арифметическое решение, умственная отсталость, Перово, изменение ситуации.

Особенности решения арифметических задач умственно...

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной...

VIII, решение, представление, арифметическое решение, умственная отсталость, Перово...

ребенок, интеллектуальная недостаточность, наглядно-действенное мышление, умственная отсталость, игра, задание, поставленная задача действия, обучающая помощь...

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках...

Успех в обучении математике умственно отсталых детей во многом зависит от учета

Для детей с нарушением интеллекта учебного материала мало, поэтому возникает

Они быстро запоминают примеры вычислений, способы решения задач, редко нуждаются в предметной...

Формирование познавательной сферы на уроках математики...

В специальных школах VIII вида подготовка умственно отсталых детей к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой...

Некоторые примеры и методы активизации мыслительной...

Особенности решения арифметических задач умственно...

Учебно-познавательная деятельность школьников с нарушениями интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида не всегда...

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей...

В этом задании, где требовалось практическое решение задачи, дети показали наилучший результат.

дидактическая игра, игра, ребенок, дидактическая задача, внимание, задача, действие, умственная отсталость, игровая деятельность, игровая задача.

Формирование элементарных математических представлений...

умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, ребенок, младший школьный возраст, повседневная жизнь, выраженное нарушение интеллекта, маленький, представление, цифра, дидактическая игра.

Помощь ребенку с тяжелым нарушением интеллекта

Однако, мама ребенка приняла решение оставить Вадима в семье.

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера, глубокая умственная отсталость, психическое недоразвитие, множественное нарушение развития...