Библиографическое описание:

Алёшина О. Г. Опыт взаимодействия Алатырского сельскохозяйственного техникума Минобразования Чувашии с социальными партнерами [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 32-34.

Система профессионального образования в изменившихся условиях социально-экономического развития страны по-прежнему нуждается в усовершенствовании. Эти условия требуют новых подходов к установлению взаимодействия сторон, заинтересованных в решении проблем воспроизводства человеческого фактора. Для достижения этой цели необходимо решить задачу интеграции среднего профессионального образования в глобальное пространство, обеспечить соответствие образовательных программ потребностям рынка и создать условия для развития партнерских связей между учебным заведением и предприятиями города и региона.

В настоящее время повысилась востребованность специалистов со средним профессиональным образованием. В условиях роста требований к качеству подготовки специалистов среднего звена, одним из условий развития среднего профессионального образования является его взаимодействие с бизнес-структурами. Основными целями данного взаимодействия является повышение уровня соответствия результатов деятельности учебного заведения потребностям сферы труда, приближение подготовки специалистов к требованиям конкретных работодателей, укрепление связи обучения студентов с производством, а также привлечение дополнительных источников для развития материально-технической базы учебного заведения.

В настоящее время между Алатырским сельскохозяйственным техникумом и отдельными бизнес-структурами широкое применение получило сетевое взаимодействие.

Сетевым называется устойчивое, организационно оформленное на принципах сети взаимодействие образовательных организаций между собой и субъектами внешней среды в целях повышения эффективности использования совокупного потенциала системы профобразования, оптимизации используемых ресурсов и достижения качества подготовки выпускников, соответствующего требованиям рынка труда.

Сетевая организация имеет несколько моделей взаимодействия:

1)                             горизонтальная модель взаимодействия, позволяющая формировать единую поддерживающую инфраструктуру:

-          ресурсные центры;

-          бизнес-инкубаторы;

-          совместные базы практик

2)                             вертикальная модель взаимодействия, целью которого является создание общих сервисов. Данная модель включает следующие элементы:

-          профориентация;

-          набор студентов;

-          трудоустройство выпускников;

-          отслеживание карьеры выпускников — создание единой базы данных выпускников;

-          повышение квалификации педагогических кадров

3)                             смешанная модель взаимодействия, содействующая реализации программ академической мобильности: производственная практика, стажировка и другие сетевые образовательные программы.

Сетевое взаимодействие ведется по следующим направлениям:

1)                 образовательный процесс: ведение занятий, руководство дипломным проектированием, проведение консультаций, рецензирование, экспертиза основных профессиональных образовательных программ и фондов оценочных средств, использование баз для практик (Алатырский филиал Чувашского государственного университета);

2)                 научно-экспериментальная, инновационная деятельность: научно-исследовательская деятельность студентов и преподавателей, представление работ на конференциях, семинарах, публикации в сборниках (Алатырский филиал Чувашского государственного университета, Чебоксарский кооперативный институт, Чувашский государственный педагогический университет);

3)                 повышение квалификации: курсы повышения квалификации, обучающие семинары, индивидуальное и коллективное консультирование (Алатырский филиал Чувашского государственного университета, Чувашский государственный педагогический университет);

4)                 материально-технический ресурс: лаборатории, библиотеки (Алатырский филиал Чувашского государственного университета);

5)                 кадровый ресурс: участие профессорско-преподавательского состава в учебной, научно-исследовательской деятельности Бюджетного образовательного учреждении Чувашской Республики среднего профессионального образования «Алатырский сельскохозяйственный техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

В системе сетевого взаимодействия по программе «Профильные инженерные классы» техникум сотрудничает со школами № 2, 6, 7, 9 города Алатырь.

Особое место в решении многих проблем по подготовке квалифицированных специалистов мы отводим частно-государственному партнерству, так как среди наших партнеров есть частные предприятия. От этих предприятий мы ждем адекватной финансовой поддержки, но в настоящее время отсутствуют нормативно-правовые документы, которые должны предусматривать налоговые льготы и стимулы, побуждающие работодателей, участвовать в финансировании образовательных учреждений и социальной поддержке обучаемых.

Бизнес-структуры при таком сотрудничестве приобретают необходимые им квалифицированные кадры, обладающие всеми необходимыми компетенциями, а также возможность разработки и развития новых технологий.

Техникум сотрудничает с ведущими предприятиями Чувашии. Нашими социальными партнерами являются предприятия, стабильно работающие, развивающиеся и имеющие стабильные заказы. К ним относятся: ОАО «Маслосырбаза Чувашская», ООО «Молочное дело «Ивня», СПК «Рассветовский», ОАО «Электроавтомат», ОАО «Завод «Электроприбор», ООО «Алатырская бумажная фабрика».

Взаимодействие Алатырского сельскохозяйственного техникума с бизнес-структурами осуществляется в различных формах и направлено на обеспечение основных аспектов модернизации среднего профессионального образования.

С каждым из наших социальных партнеров техникум сотрудничает по разным направлениям, среди которых:

1)                 совместная разработка рабочих учебных планов по шести специальностям и пяти профессиям (использование часов вариативной части основной профессиональной образовательной программы);

2)                 согласование и экспертиза рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей;

3)                 привлечение специалистов предприятий для участия в государственной итоговой аттестации, для проведения курсового и дипломного проектирования;

4)                 прохождение студентами производственной и преддипломной практик;

5)                 заключение трехсторонних договоров между студентами, техникумом и предприятием;

6)                 участие в совместных конкурсах и проектах;

7)                 участие специалистов предприятия в проведении внеклассных мероприятий и в учебном процессе (организация уроков на производстве);

8)                 участие работодателей в научно-практических конференциях;

9)                 кадровое обеспечение образовательного процесса (привлечение к преподаванию специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности);

10) привлечение специалистов предприятий к руководству практикой (оценка профессиональных компетенций выпускников);

11)             участие работодателей в проведении квалификационных экзаменов по профессиональным модулям;

12)             повышение квалификации на базе техникума инженерно-технических работников;

13)             сотрудничество со службой занятости: изучение рынка труда, обучение рабочим профессиям безработных граждан. Партнерские отношения со службой занятости открывают для образовательных учреждений дополнительные источники финансирования за счет переподготовки безработных граждан. При этом важна ориентация не только на конъюнктуру, сиюминутный спрос рынка труда, но и на кадровую потребность реального сектора экономики, обеспечивающего стабильное экономическое развитие (в настоящее время обучение ведется по двенадцати программам дополнительного профессионального образования).

14)             профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов на предприятиях согласно графику стажировки (в 2013–2014 учебном году прошли стажировку восемь педагогов).

15)             трудоустройство выпускников на предприятиях.

В учебном заведении сформирована система содействия трудоустройству выпускников по направлению социального партнерства. Одним из важных условий привлечения внимания реальных партнеров может явиться эффективное использование данных о выпускниках. В учебном заведении формируется банк данных о студентах — портфолио.

К числу важнейших внешних индикаторов взаимодействия образовательного учреждения и предприятий относятся так же доли выпускников, трудоустроенных по полученной профессии и закрепившихся на рабочем месте.

Сравнительный анализ данных по трудоустройству выпускников техникума показывает, что по данному показателю мы имеем положительные результаты

 

 
. Это говорит о более высоком качестве образовательной услуги в техникуме как результате совместной деятельности социальных партнеров.

Статистические данные показывают, что наши выпускники наиболее адаптированы к работе на производстве, что позволяет сделать вывод о высоком качестве их подготовки.

Один из приоритетов нашего учебного заведения — обучение по 2–3-м дополнительным профессиям. Исходя из потребностей рынка труда, студентам наряду с основной специальностью, предоставляется возможность получить и дополнительную профессию (оператор ПЭВМ, менеджер по продажам, менеджер по персоналу, 1С: Бухгалтерия).

К сожалению не развито такое направление взаимодействия с бизнес-структурами как привлечение дополнительных финансовых средств работодателей на развитие образовательного учреждения, в том числе для совершенствования образовательного процесса, проведения ремонтных работ и т. д.

По результатам проведенного исследования можно сделать ряд выводов:

-          техникум взаимодействует с достаточным количеством специалистов-производственников, включенных в учебно-воспитательный процесс студентов;

-          имеется определенный потенциал для реализации некоторых форм взаимодействия техникума и бизнес-структур:

-          проведение ярмарок вакансий;

-          заключение большего количества прямых договоров на подготовку специалистов и договоров о трудоустройстве выпускников;

-          предоставление тренинговой базы предприятия для проведения учебных занятий;

-          предоставление дополнительных стипендий студентам и премий лучшим студенческим работам;

-          привлечение представителей производственной сферы для преподавания в техникуме.

 

Литература:

 

1.         Положение по обеспечению механизма социального партнерства в Бюджетном образовательном учреждении Чувашской Республики среднего профессионального образования «Алатырский сельскохозяйственный техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

2.         Матвеев Л. А. Роль социального партнерства в формировании новых требований к специалисту среднего звена и оценка качества подготовки выпускников ссузов // Среднее профессиональное образование. 2012. № 1. С. 8–10.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle