Библиографическое описание:

Халифаева Е. Д. Интенсивное постижение танца через изучение пальцевой техники [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 181-183.

Одним из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения является духовно-нравственное становление личности, формирование эстетической и художественной культуры. Важным аспектом духовного обогащения детей и подростков смело можно назвать хореографическое искусство. Сегодня в современных образовательных учреждениях уроки хореографии становится обязательными, потому что именно они развивают не только художественные навыки исполнения танцев разного направления, но помогают достигать совершенства в соответствии с законами красоты.

Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных».

Ребенок, владеющий хореографией, восхищает окружающих. Но это процесс длительный, требующий многих качеств от детей.

Какие бы новшества не привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце — от джаза-модерна до хип-хопа — одно остается неизменным: классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы.

Классический танец и методика преподавания его основных элементов обобщены и систематизированы выдающимися хореографами, профессором А. Я. Ваганова в известном труде «Основы классического танца» в — первые изданном в 1934 году. Изложенная методика преподавания классического танца стала ценным вкладом в теорию и практику балетного искусства Н. П. Базарова «Классический танец созданным в 1984г В. Костровицкая, А.Писарев «Школа классического танца» в издании 1976г., В. А. Звездочкин «Классический танец», 2003г.,Ф. В. Васильева «Стопа в Классическом танце»,2008г.

Деятельность МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа № 1» направлена на духовное, нравственное, интеллектуальное, эмоционально — чувственное и физическое развитие ребенка при помощи пластики тела, музыки, эмоционального и художественного образа.

Одним из важных разделов изучения классического танца является пальцевая техника. Отсюда, главной целью работы считаю — коррекцию и укрепление стопы через выработанную систему пальцевой техники.

Исходя, из этой цели предусматривается решение определенных задач:

Развитие:

-          силы стоп, координации движений, выразительности поз;

-          устойчивости (апломба), как на двух ногах, так и на одной ноге;

-          выносливости;

-          прыжка;

-          зрительной памяти;

-          воздействие на специфические виды памяти: моторную, слуховую и образную;

-          эмоциональности и выразительности.

Если цели и задачи обучения задают общее направление деятельности, то методы и формы при обучении классическому экзерсису призваны обеспечивать достижение поставленных целей и решение намеченных задач.

Стопа — сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат — является опорой тела человека и выполняет рессорные функции и функции регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. А в классическом танце играет еще и немалую эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъемом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца. Подъем стопы — это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема зависит от строения стопы и эластичности ее связок. Подъем стопы определяется при выворотном положении ног и проверяется поочередно: сначала одна нога, затем другая. Из I позиции нога выдвигается в сторону (в положение II позиции), колено выпрямляется. Осторожными усилиями рук проверяется эластичность и гибкость стопы. При наличии подъема стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму. По анатомическому строению различают стопу нормальную, сводчатую и плоскую. У стопы два продольных свода: внутренний и наружный. Внутренний (рессорный) имеет высоту 5–7 см, наружный (опорный) около 2 см. Стопа имеет поперечный свод. Уплощение продольного и поперечного сводов отрицательно сказывается на занятиях хореографией. При небольшом плоскостопии с помощью целенаправленных тренировок возможно улучшение сводов стоп и диагностика помогает это сделать.

Различают три формы подъема стопы: высокий подъем, средний и маленький. В ученической группе, которая была взята за эксперимент (16 чел.) были проведены измерительные параметры стоп, из которых выяснилось: высокий подъем имеют 20 % обучающихся; средний -57 %; и маленький-23 %. Чтобы повысить показатель выворотной и эластичной и дотянутой стопы применяю пальцевую технику на детях не только с «правильной» стопой» но и на детях, имеющих недостатки в стопе, за счет увеличения нагрузки мышечного аппарата, упрощения лексики, совершенствуя координацию движения и тем самым, развивая танцевальность.

В своей практике на уроках классического танца, делю учащихся на три группы с высоким, средним и маленьким подъемом, распределяя для каждой группы свои задания по уровню сложности, тем самым, использую дифференцированный подход в обучении. Методика пальцевой техники изучается на каждом уроке классического танца, что позволяет проследить результат.

Выработанная система пальцевой техники такой как, рas peleve у станка, рas échappé на пальцах во II позиции, рas de bourrée с переменой ног, рas de bourrée suivi, рas couru еchappé relevé на пальцах во II позиции, relevé на пальцы в IV позиции, рas sus — sous, рas de bourrée на пальцах, аssemblé soutenu, рas glissade на пальцах, в сторону, вперёд, назад, temps lie на пальцах вперед, назад, sissone simple на пальцах позволяет развить у воспитанников хореографической школы силу стоп, координацию движений, выразительность поз, устойчивость выносливость, высоту и силу прыжка, что сказывается на качестве исполнения танцевальных номеров, например, учащиеся с высоким подъёмом исполняют на пуантах этюды из балета П. Чайковского «Спящая красавица» «Вальс цветов»; со средним и маленьким подъёмом — сцену снежинок из II акта балета «Щелкунчик», музыка П. Чайковского. Следовательно, качество обучения по предмету «классический танец» у учащихся со средним подьёмом за три года повысилось с 68 % до 82 %; с маленьким подъёмом с 56 % до 79 %. Общий показатель качества в экспериментальной группе за три года обучения возрос на 33,4 %

Таким образом, на основании изложенного, можно сделать вывод: цель педагогического эксперимента достигнута, задачи решены, а результаты позволяют сделать вывод, о том, что от верно подобранных методик, правильной коррекции, четко поставленных задач, зависит качество образования и соответственно культура учащихся.

 

Литература:

 

1.      Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст] / Н. П. Базарова, В. П. Мей. — Санкт-Петербург: Лань, 2006. — 240 с.

2.      Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст] / А. Я. Ваганова. — Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. — 192 с.

3.      Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст] / В. А. Звездочкин. — Ростов-на-Дону:Феникс, 2003. — 416 с.

4.      Нарская, Т. Б. Классический танец [Текст]: учеб.метод.пособие / Т. Б. Нарская. –Челябинск: ЧГАКИ, 2005. — 154 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle