Интенсивное постижение танца через изучение пальцевой техники | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 10.02.2015

Статья просмотрена: 1767 раз

Библиографическое описание:

Халифаева, Е. Д. Интенсивное постижение танца через изучение пальцевой техники / Е. Д. Халифаева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/6271/ (дата обращения: 24.04.2024).

Одним из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения является духовно-нравственное становление личности, формирование эстетической и художественной культуры. Важным аспектом духовного обогащения детей и подростков смело можно назвать хореографическое искусство. Сегодня в современных образовательных учреждениях уроки хореографии становится обязательными, потому что именно они развивают не только художественные навыки исполнения танцев разного направления, но помогают достигать совершенства в соответствии с законами красоты.

Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных».

Ребенок, владеющий хореографией, восхищает окружающих. Но это процесс длительный, требующий многих качеств от детей.

Какие бы новшества не привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце — от джаза-модерна до хип-хопа — одно остается неизменным: классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы.

Классический танец и методика преподавания его основных элементов обобщены и систематизированы выдающимися хореографами, профессором А. Я. Ваганова в известном труде «Основы классического танца» в — первые изданном в 1934 году. Изложенная методика преподавания классического танца стала ценным вкладом в теорию и практику балетного искусства Н. П. Базарова «Классический танец созданным в 1984г В. Костровицкая, А.Писарев «Школа классического танца» в издании 1976г., В. А. Звездочкин «Классический танец», 2003г.,Ф. В. Васильева «Стопа в Классическом танце»,2008г.

Деятельность МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа № 1» направлена на духовное, нравственное, интеллектуальное, эмоционально — чувственное и физическое развитие ребенка при помощи пластики тела, музыки, эмоционального и художественного образа.

Одним из важных разделов изучения классического танца является пальцевая техника. Отсюда, главной целью работы считаю — коррекцию и укрепление стопы через выработанную систему пальцевой техники.

Исходя, из этой цели предусматривается решение определенных задач:

Развитие:

-          силы стоп, координации движений, выразительности поз;

-          устойчивости (апломба), как на двух ногах, так и на одной ноге;

-          выносливости;

-          прыжка;

-          зрительной памяти;

-          воздействие на специфические виды памяти: моторную, слуховую и образную;

-          эмоциональности и выразительности.

Если цели и задачи обучения задают общее направление деятельности, то методы и формы при обучении классическому экзерсису призваны обеспечивать достижение поставленных целей и решение намеченных задач.

Стопа — сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат — является опорой тела человека и выполняет рессорные функции и функции регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. А в классическом танце играет еще и немалую эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъемом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца. Подъем стопы — это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема зависит от строения стопы и эластичности ее связок. Подъем стопы определяется при выворотном положении ног и проверяется поочередно: сначала одна нога, затем другая. Из I позиции нога выдвигается в сторону (в положение II позиции), колено выпрямляется. Осторожными усилиями рук проверяется эластичность и гибкость стопы. При наличии подъема стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму. По анатомическому строению различают стопу нормальную, сводчатую и плоскую. У стопы два продольных свода: внутренний и наружный. Внутренний (рессорный) имеет высоту 5–7 см, наружный (опорный) около 2 см. Стопа имеет поперечный свод. Уплощение продольного и поперечного сводов отрицательно сказывается на занятиях хореографией. При небольшом плоскостопии с помощью целенаправленных тренировок возможно улучшение сводов стоп и диагностика помогает это сделать.

Различают три формы подъема стопы: высокий подъем, средний и маленький. В ученической группе, которая была взята за эксперимент (16 чел.) были проведены измерительные параметры стоп, из которых выяснилось: высокий подъем имеют 20 % обучающихся; средний -57 %; и маленький-23 %. Чтобы повысить показатель выворотной и эластичной и дотянутой стопы применяю пальцевую технику на детях не только с «правильной» стопой» но и на детях, имеющих недостатки в стопе, за счет увеличения нагрузки мышечного аппарата, упрощения лексики, совершенствуя координацию движения и тем самым, развивая танцевальность.

В своей практике на уроках классического танца, делю учащихся на три группы с высоким, средним и маленьким подъемом, распределяя для каждой группы свои задания по уровню сложности, тем самым, использую дифференцированный подход в обучении. Методика пальцевой техники изучается на каждом уроке классического танца, что позволяет проследить результат.

Выработанная система пальцевой техники такой как, рas peleve у станка, рas échappé на пальцах во II позиции, рas de bourrée с переменой ног, рas de bourrée suivi, рas couru еchappé relevé на пальцах во II позиции, relevé на пальцы в IV позиции, рas sus — sous, рas de bourrée на пальцах, аssemblé soutenu, рas glissade на пальцах, в сторону, вперёд, назад, temps lie на пальцах вперед, назад, sissone simple на пальцах позволяет развить у воспитанников хореографической школы силу стоп, координацию движений, выразительность поз, устойчивость выносливость, высоту и силу прыжка, что сказывается на качестве исполнения танцевальных номеров, например, учащиеся с высоким подъёмом исполняют на пуантах этюды из балета П. Чайковского «Спящая красавица» «Вальс цветов»; со средним и маленьким подъёмом — сцену снежинок из II акта балета «Щелкунчик», музыка П. Чайковского. Следовательно, качество обучения по предмету «классический танец» у учащихся со средним подьёмом за три года повысилось с 68 % до 82 %; с маленьким подъёмом с 56 % до 79 %. Общий показатель качества в экспериментальной группе за три года обучения возрос на 33,4 %

Таким образом, на основании изложенного, можно сделать вывод: цель педагогического эксперимента достигнута, задачи решены, а результаты позволяют сделать вывод, о том, что от верно подобранных методик, правильной коррекции, четко поставленных задач, зависит качество образования и соответственно культура учащихся.

 

Литература:

 

1.      Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст] / Н. П. Базарова, В. П. Мей. — Санкт-Петербург: Лань, 2006. — 240 с.

2.      Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст] / А. Я. Ваганова. — Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. — 192 с.

3.      Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст] / В. А. Звездочкин. — Ростов-на-Дону:Феникс, 2003. — 416 с.

4.      Нарская, Т. Б. Классический танец [Текст]: учеб.метод.пособие / Т. Б. Нарская. –Челябинск: ЧГАКИ, 2005. — 154 с.

Основные термины (генерируются автоматически): пальцевая техника, танец, стопа, маленький подъем, поперечный свод.

Похожие статьи

Профилактика и коррекция плоско-вальгусной установки стопы...

Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом ДОУ с

выполняют упражнения под музыку (например, для комплекса "Утята" в качестве музыкального сопровождения можно использовать "Танец маленьких...

Значимость методов физической подготовки артистов балета...

А прыжковые упражнения содержат в себе большой прыжок, средний прыжок и маленький прыжок.

Интенсивное постижение танца через изучение пальцевой техники. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета.

Мастер-класс «Наши пальчики играли!..» | Статья в журнале...

Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук — один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе. Таким образом, можно сделать вывод: пока ребенок мал...

Статическое плоскостопие в его историческом развитии

физическая культура, отпечаток стопы, студент Института, плоскостопие, студент, стопа, двигательный аппарат, легкая атлетика, нормальная стопа, поперечный свод.

Использование игрового стретчинга для развития гибкости у детей...

...физических упражнений для профилактики нарушения осанки и свода стопы, гимнастика

Упражнение: продольный и поперечный шпагаты. − низкий уровень: ноги с трудом

Гибкость в танце слагается из гибкости позвоночного столба, подвижности суставов, прежде всего.

Динамическая анатомия в футболе. Анализ двигательного действия

*Внутрисуставные: поперечная связка вертлюжной впадины; связка головки бедра

Передняя линия угла устойчивости меньше задней, из-за этого при выведении тела из равновесия оно будет падать вперед.

Стопа правой ноги разогнута, в разгибании участвуют мышцы

Выбор метода антропометрических исследований стоп детей...

Пяточная установка стоп является одной из наиболее частых и легких форм патологии у маленьких детей и возникает как следствие их особого фиксированного положения в период

К школьному возрасту у ребёнка формируются продольные и поперечные своды стоп.

Спорт и плоскостопие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Анатомически и функционально нармальные продольный и поперечный своды стопы позволили студентам эффективно осуществлять тренировочный процесс и постоянно совершенствовать свою спортивную квалификацию.

Двигательная физическая культура ученика на уроке фортепиано...

Анна Абрамовна пишет: «Научно обоснованная рациональная техника необходима в игре на фортепиано также, как и в других видах

помогает работать на уроке над певучим звуком, его тембровой окраской, шире становится технический арсенал маленьких исполнителей.

Похожие статьи

Профилактика и коррекция плоско-вальгусной установки стопы...

Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом ДОУ с

выполняют упражнения под музыку (например, для комплекса "Утята" в качестве музыкального сопровождения можно использовать "Танец маленьких...

Значимость методов физической подготовки артистов балета...

А прыжковые упражнения содержат в себе большой прыжок, средний прыжок и маленький прыжок.

Интенсивное постижение танца через изучение пальцевой техники. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета.

Мастер-класс «Наши пальчики играли!..» | Статья в журнале...

Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук — один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе. Таким образом, можно сделать вывод: пока ребенок мал...

Статическое плоскостопие в его историческом развитии

физическая культура, отпечаток стопы, студент Института, плоскостопие, студент, стопа, двигательный аппарат, легкая атлетика, нормальная стопа, поперечный свод.

Использование игрового стретчинга для развития гибкости у детей...

...физических упражнений для профилактики нарушения осанки и свода стопы, гимнастика

Упражнение: продольный и поперечный шпагаты. − низкий уровень: ноги с трудом

Гибкость в танце слагается из гибкости позвоночного столба, подвижности суставов, прежде всего.

Динамическая анатомия в футболе. Анализ двигательного действия

*Внутрисуставные: поперечная связка вертлюжной впадины; связка головки бедра

Передняя линия угла устойчивости меньше задней, из-за этого при выведении тела из равновесия оно будет падать вперед.

Стопа правой ноги разогнута, в разгибании участвуют мышцы

Выбор метода антропометрических исследований стоп детей...

Пяточная установка стоп является одной из наиболее частых и легких форм патологии у маленьких детей и возникает как следствие их особого фиксированного положения в период

К школьному возрасту у ребёнка формируются продольные и поперечные своды стоп.

Спорт и плоскостопие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Анатомически и функционально нармальные продольный и поперечный своды стопы позволили студентам эффективно осуществлять тренировочный процесс и постоянно совершенствовать свою спортивную квалификацию.

Двигательная физическая культура ученика на уроке фортепиано...

Анна Абрамовна пишет: «Научно обоснованная рациональная техника необходима в игре на фортепиано также, как и в других видах

помогает работать на уроке над певучим звуком, его тембровой окраской, шире становится технический арсенал маленьких исполнителей.