Библиографическое описание:

Рязанова Е. И. Мониторинг качества иноязычного образования в школе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 93-96.

В статье говорится о том, что организация проведения мониторинга качества иноязычного образования в школе, способствует контролю и повышению качества обучения иностранным языкам в образовательной организации.

Ключевые слова:качество обучения, контроль обучения, иностранные языки.

 

В каждой образовательной организации на сегодняшний день значимое место необходимости проведения диагностического исследования качества образования и поиск путей перехода к новому качеству образования, основывающемуся на компетентностном подходе.

В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании под качеством образования выпускников понимается «определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания». [11, c. 20]

В. А. Болотов дает следующее определение: «качество образование — характеристики системы образования, отражающие степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов учащимися и условий обеспечения образовательного процесса образовательными учреждениями и их системами нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям». [2, c. 9]

Говоря о термине «качество образования» следует принимать во внимание то, что представления о качестве образования не являются константой и меняются в соответствии с изменениями фиксируемыми в государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Вступивший в силу закон № 293-ФЗ («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» от 08 ноября 2010 года) расширил не только сферу компетенции ОО, но также и ответственности, которые определены Законом РФ «Об образовании». Ввиду принятого закона каждая школа на сегодняшний день несет реальную ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг, благодаря чему вопрос систематического контроля качества иноязычного образования с целью его повышения стал крайне актуальным. Для получения информации о действительных результатах деятельности, их динамике и выявлении факторов, на них влияющих, возникает необходимость в построении целостной системы мониторинга качества образования в каждой образовательной организации.

Мониторинг образовательного процесса по иностранным языкам осуществляется в целях совершенствования организационного и научно-методического обеспечения образовательного процесса в рамках образовательной организации. Проведение мониторинга регламентировано Законом Российской Федерации «Об образовании», действующими правовыми и нормативными документами Министерства образования и науки РФ и Федеральными государственными образовательными стандартами.

Под мониторингом образования в Законе «Об образовании» в ст. 97 п.3 понимается «систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Исследованию общих проблем определения качества образования в школе и его мониторинга посвящены работы B. C. Аванесова, В. А. Кальней, М. М. Поташника, А. И. Субетто, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, Е. А. Ямбург и др.

Качество школьного образования выступает предметом педагогического мониторинга. Данный предмет рассматривается в работах В. И. Зверева, В. А. Кальней, Н. В. Немовой и др.

Особое внимание проблеме педагогического мониторинга качества иноязычного образования уделяется в исследованиях И. Л. Бим, Е. И. Пассова, Н. Д. Гальсковой, Е. Н. Солововой, Е. С. Поллат, и др.

В большинстве исследований педагогический мониторинг рассматривается как средство управления качеством образования, как форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, способная обеспечивать непрерывное слежение за их состоянием, позволяющая прогнозировать развитие педагогических систем.

А. С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса.

По мнению А. М. Майорова «основная сфера практического применения мониторинга — это управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных областях деятельности». [11, c. 6]

Целью проведения мониторинга качества иноязычного образования в школе является создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии качества иноязычного образования в школе и основных показателях, для осуществления оценки и прогнозирования стратегий развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению высокого качества образования.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

-          систематическое и всестороннее изучение состояния качества образовательного процесса по иностранному языку;

-          получение объективной и достоверной информации об организации, содержании, условиях и результатах образовательного процесса по иностранному языку;

-          создание механизма мониторинговых исследований;

-          координация деятельности всех субъектов мониторинга организации;

-          своевременное выявление изменений в процессе иноязычного образования и вызвавших их факторов.

Объектом мониторинга выступает образовательный процесс. Информация, собранная в ходе мониторинга, должна обеспечивать руководителя или учителя необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения, воспитания и управления.

Объектами мониторинга являются:

-          индивидуальные образовательные достижения обучающихся;

-          профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;

-          участие педагогов в работе экспериментальных площадок;

-          качество организации образовательного процесса;

-          материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

-          инновационная деятельность;

-          комфортность обучения;

-          доступность образования;

-          система дополнительных образовательных услуг.

Оценка качества иноязычного образования подразделена на оценки качества со стороны внешней среды — т. е. оценки потребителей образовательных услуг и внутренней оценки качества в самой системе образования.

Внешний мониторинг — предполагает изучение результатов, а также анализ и оценку условий процесса иноязычного образования независимыми комиссиями.

Внешний мониторинг качества образования включает проведение государственной итоговой аттестации выпускников основной и старшей школы; плановых проверок качества; а для Москвы еще диагностики учебных достижений обучающихся в соответствии с ежегодными Распоряжениями Департамента образования города Москвы, проводимых Московским центром качества образования.

Внутренний мониторинг — нацелен на образовательный процесс.

Под внутренним мониторингом качества образования в образовательной организации понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Система внутреннего мониторинга качества образования в школе должна формироваться на основе локальных актов организации, обеспечивающих нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации и города Москвы в сфере образования.

Внутренний мониторинг качества иноязычного образования следует рассматривать как совокупность основных технологических процессов, к числу которых относятся:

-          систематический сбор первичных данных о состоянии преподования иностранного языка в школе;

-          статистическая и аналитическая обработка собранных первичных данных, а также оформление результатов обработки;

-          предоставление информации о результатах обработки ее администрации организации, для принятия необходимых решений в сфере их компетенции;

-          хранение ранее собранных первичных данных и результатов их обработки на бумажном и/или электронном носителе в течение установленных сроков, обеспечение доступности указанной информации для лиц, которым предоставлено право доступа к ней.

Мониторинг строится на определенных основаниях для измерения и сравнения. Основанием для измерения является соответствие какому-либо эталону: стандарту, требованию, норме.

А. Н. Майоров выделяет следующие виды мониторинга: информационный, базовый, проблемный, управленческий.

Базовый мониторинг выявляет проблемы и риски. Базовый мониторинг — мониторинг состояния системы, позволяющий собирать информацию для проведения последующих исследований, в том числе и мониторинга другого вида.

Информационный мониторинг предполагает накопление и распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации. На первый план в информационном мониторинге выходит функция слежения.

Проблемный мониторинг позволяет изучить закономерности процессов, типологию проблем.

Управленческий мониторинг имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых решений.

Можно предположить, что мониторинг качества иноязычного образования может быть и информационным, и базовым, и проблемным, и управленческим. Все зависит от тех целей и задач, которые ставят школьные администраторы перед этой процедурой.

В заключении хотелось бы отметить, что качество получаемых знаний, умений и навыков обучающихся с достаточной достоверностью можно выявить только путем длительного мониторинга, накопления и анализа результатов. Мониторинг качества школьного иноязычного образования может стать важным инструментом и стимулом его развития, ценным источником информации, для творчески работающих учителей иностранного языка в целях осуществления самооценки профессиональной деятельности и достижений ученика, определения ее соответствия социальным ожиданиям учеников и их родителей. Мониторинг необходим администрации школы для анализа процесса и результата иноязычного образования в образовательной организации и их соответствия образовательным потребностям учащихся, а также корректировки управленческих решений.

 

Литература:

 

1.         Беспалько В. П. Мониторинг качества обучения — средство управления образованием.//Мир образования — 1996 — № 2 — с. 31–36.

2.         Болотов В. А. Оценка качества образования. Ретроспективы и перспективы //Управление школой — 2012 — № 5 — с. 9–11.

3.         Боченков С. А. Анализ и интерпретация результатов ЕГЭ // Сетевой научно-практический журнал «Управление образованием: теория и практика» — 2012 — № 3 — с.9–34.

4.         Голуб Г. Б., Фишман И. С., Фишман Л. И. Стандарты третьего поколения: чему учить и что проверять на выходе//Вопросы образования — 2010 — № 3 — с. 102–114.

5.         Днепров Э. Д. Образовательные стандарты: их истоки, смысл, значение. Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования РФ. — М., 2002.

6.         Иванов С. А., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Крутова О. Э. Мониторинг и статистика в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. — М.: АПК и ППРО, 2007.

7.         Каспржак А. Г., Логинова О. Б., Поливанова К. Н. Стандарт образования: история разработки и итоги //Вопросы образования — 2004 — № 3 — с. 24–43.

8.         Кукуев А. М. Педагогический мониторинг как фундаментальный инструмент управления учебно-воспитательным процессом// Завуч — 2000 — № 8 — с.10–22.

9.         Лебедев О. Е. Управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие для вузов. — М.: «Университетская книга», 2004. С. 67.

10.     Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. — СПб.: Образование — культура, 1998.

11.     Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). М.: Интеллект-центр, 2000.

12.     Полонский В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. — М.: МИРОС, 1995.

13.     Попов В. Г., Голубков П. В. Мониторинг развития региональной системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании — 2000 — № 2 — с. 30–33.

14.     Сластенин В. А. Качество образования как социально-педагогический феномен//Педагогическое образование и наука — 2009 — № 1 — с.4–11.

15.     Субетто А. И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. — М., 2001.

16.     Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие- Под ред. М. М. Поташника. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.

17.     ФГОС основного общего образования // www.standart.edu.ru

18.     Федеральный закон «Об образовании в РФ»// www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681

19.     Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное образование. Основное общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование. М.: Министерство образования РФ, 2004. — 266 с.

20.     Чепелев Т. Н. Образовательный мониторинг: формируются понятия// Стандарты и мониторинг в образовании — 2000 — № 5 — с.47–51.

21.     Шишов Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle