Библиографическое описание:

Саенко Ю. А. Современные экологоориентированные ценности в образовательно-культурном пространстве будущего педагога [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 175-177.

В статье авторы анализируют формирования экологоориентированной ценности в современном образовательно-культурном пространстве будущих педагогов и о действующей студенческой лаборатории «Экологическое образование для устойчивого развития» при Мелитопольском государственном педагогическом университете имени Богдана Хмельницкого.

Ключевые слова: экологоориентированная ценность, студенческая лаборатория «Экологическое образование для устойчивого развития».

 

In the article the authors analyze the formation of the environmentally oriented values in modern educational-cultural space of the future teachers and about a current student of the laboratory «Environmental education for sustainable development» at the Melitopol state pedagogical University named after Bogdan Khmelnitsky.

Key words: environmentally oriented value, student of the laboratory of «Environmental education for sustainable development».

 

Живя в третьем тысячелетии, мы все больше убеждаемся, что окружающей мир полон явлений, процессов, закономерностей еще не познанных современной наукой и не учитываемых нынешней цивилизацией.

Провозгласив в качестве идеологии ХХІ века концепцию устойчивого развития мировая наука еще до конца не определилась, а что же это такое, а главное, как этого устойчивого развития достичь? В связи с этим и в системе образования существует проблема «чему учить?» и «как учить?»

Необходимо помнить, что концепция устойчивого развития включает в себя не только проблемы окружающей среды, но и вопросы, связанные с уровнем жизни населения, его здоровьем, правами, экономикой, а так же вопросы, связанные и с проблемами мира и безопасности.

Образование для устойчивого развития предстало новой экологоориентированной ценностью в современном образовательном пространстве.

Идея устойчивого развития в образовательном контексте ориентирует учебно-воспитательный процесс на осмысления перспективности развития парадигмы образования для устойчивого развития, соединяющий воедино: экологическую, экономическую, социальную, культурологическую, составляющие этого сложного многоаспектного, полифункционального феномена.

В настоящее время образование для устойчивого развития это новый смысл и цель современного образовательного процесса, поскольку переход цивилизации на путь устойчивого развития, кардинально изменит образовательную систему XXI века, превратит ее в ноосферно-экологическую систему образования.

Среди перспективных направлений становления образовательной среды концепции устойчивого развития можно выделить следующие: усиление прочности связей между компонентами образовательной среды (учителя, ученики, родители; преподаватели, студенты, общественность) в целях образования для устойчивого развития (проведение современных мероприятий, экскурсий, акций); объединение усилий всех составляющих образовательной среды в деятельности по реализации идеологии устойчивого развития (современные социально-экологические образовательные проекты и программы); подготовка педагогических кадров для работы в области образования для устойчивого развития; дидактико-методическое и технологическое обеспечение образования для устойчивого развития (учебные и методические пособия, раздаточные материалы информационно-образовательные ресурсы и др.); усиление роли неформального образования в популяризации идеи устойчивого развития (общественные организации, клубы, движения и др.).

По вопросам подготовки педагогов для осуществления образования для устойчивого развития, в нашем университете ведется систематическая, преемственная работа.

Еще в 1995 году была предложена и последовательно внедряется педтехнология непрерывного экологического образования (в системе д/сад — школа — ВУЗ. Автор доцент Мелаш В. Д.). Ее цель: формирование экологической культуры в образовательной системе (ДЗН — ЗНК — ВУЗ) на основе преемственности и непрерывности, организация методического центра на базе Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого; методическая подготовка студентов — будущих учителей экологии, подготовка студентов к просветительской деятельности, подготовка будущих педагогов к работе во внешкольных учреждениях. В ходе исследований были разработаны экологические программы для школ и внешкольных учреждений, а также для методической подготовки будущих учителей экологии, педагогов внешкольных учреждений.

По результатом отдельных модулей было издано два учебных пособия [1, 2].

Все эти пособия рекомендованы Министерством образования Украины, как учебные пособия для высших учебных заведений.

Отдельные результаты по реализации педтехнологии были презентованы и на Выставке — Презентации «Инновации в образовании» организованные Министерством образования и Академией Педагогических Наук Украины в городе Киеве, где мы получили «Диплом за особый вклад а развитие образовательных технологий».

Для активизации научной деятельности студентов в области экологического образования была создана студенческая научная лаборатория «Экологическое образование для устойчивого развития». Координатором является Молодыченко Валентин Викторович — профессор, доктор философских наук. Руководителем — Мелаш Валентина Дмитриевна — доцент, кандидат педагогических наук. Научный куратор студенческой лаборатории (направление «Педагогические исследования в области начальная школа») — Саенко (Шишкина) Юлия Александровна.

Научные приоритеты лаборатории: непрерывное экологическое образование в системе детский сад — школа — ВУЗ — просвещение; развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на экологическом материале; экологическое образование в контексте толерантности; морально-духовное развитие ребенка в современном мире; формирование экологической культуры, как современной парадигмы развития социального и образовательного пространства; экологическая этика, как антропологический ориентир для человека ХХІ века; дидактический сервис для осуществления образования для устойчивого развития; практическое использование экологической этики. Права животных; народные экологические традиции и региональные взгляды на экоэтику; экотуризм. Технология экоэкскурсий; педтехнологии формирования экоетических понятий. Социальные акции; педтехнологии формирования экологоориентированных ценностей у современной молодежи. Экотренинги.

Прикладные исследования, которые ведутся в лаборатории:

-     народные обычаи и традиции как средство экологического воспитания дошкольников. Организация и проведение утренников;

-     формирование экологической культуры родителей через экологическое просвещение. Социальные проекты.

-     методика осуществление экологических проектов в детском саду;

-     методика организации экологических троп в детском саду;

-     организация и проведения воспитательных мероприятий в школах «Открой свое сердце бездомному животному»;

-     организация и проведения экологических тренингов «Думай по-зеленому»;

-     технологии проведения экоекскурсий «Сохрани природу родного края», «Как я могу решить экологические проблемы своего города»;

-     подготовка дидактического сервиса по осуществлению экологического образования для устойчивого развития (экоигры, эковикторины, экопрограммы в системе д/сад — школа — ВУЗ);

-     организация и выступления агитбригад лаборатории (экосказки, экостихи);

-     участие в международных акциях по направлению «Образование для устойчивого развития» (региональных уровней);

-     организация и проведения экологических бесед в студенческих общежитиях «Мы в ответе за тех, кого приручили» (проблема бездомных животных);

За время работы студенческой научной лаборатории молодые ученые разработали и уже провели воспитательные мероприятия для младших школьников:

-     Толерантное отношение к природе, 2010 г. (УВК № 4, г. Мелитополь);

-     Права животные 2010 г. (экспериментальный класс при кафедре начального обучения);

-     Смогу ли я решить проблемы родного города 2011 г. (УВК № 4, г. Мелитополь);

-     Дай лапу, Друг! 2011 г. (экспериментальный класс при кафедре начального обучения), а так же воспитательно-просветительские мероприятия в студенческих общежитиях;

-     За здоровый образ жизни 2010 г.;

-     Мы в ответе за тех кого приручили 2012 г.;

Для гармонизации учебно-воспитательного процесса студенческой молодежи очень продуктивны экологические экскурсии.

В сентябре 2011 году руководителями лаборатории была организована и проведена экологическая экскурсия «Экологические проблемы Алтагирского леса и Молочного лимана». Цель экскурсии — расширить знания студентов разных факультетов об экологических проблемах Мелитопольского региона и развить умения анализировать, сравнивать, оценивать и находить пути решения сложных экопроблем.

Для социализации личности педагогов, расширение их образовательно-культурного пространства очень важны и социальные акции.

Руководители студенческой лаборатории организовали и провели несколько акций разных уровней: Международную акцию «Час Земли» (2011, 2012, 2013, 2014 гг.); Всеукраинскую акцию «Вместе за чистый город» (2011, 2013 гг.); Общегородскую акцию «Открой свое сердце бездомному животному» (2011,2014 гг.).

Большой гражданский резонанс вызвала акция «Открой свое сердце бездомному животному».

В ней приняли участие студенты-волонтеры социально-гуманитарного факультета, Приазовский национальный природный парк, общественная организация Мелитопольского городского общества защиты животных, Мелитопольский центр эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи, лаборатория социологических исследований. Участники акции призвали жителей города к гуманному отношения к бездомным животным, к соблюдению норм поведения с домашними животными. Организаторы провели Маркер общественного мнения «Каждое животное имеет право на дом», «Как решить проблему бездомных животных?» И Флеш-моб «Лучше малая помощь, чем большое сочувствие».

К ежегодной акции «Час Земли» было подготовлено научное заседание студенческой научной лаборатории 2Экологическое образование для устойчивого развития», которое проводилось 26–27 марта 2014 года. 26.03.2014 в 12.45 была проведена кураторский час «Зеленый образ жизни. Думай по-зеленому». Ответственная и модератор Саенко (Шишкина) Ю. А. После вступительного слова координатора студенческой лаборатории к.пед.н., доцент кафедры начального образования Мелаш В. Д. заслушали доклады: Кучерявка Екатерины и Антиповой Анастасии Научный руководитель ассистент Саенко (Шишкина) Ю.А.). Тема доклада: Презентация «Международная организация по защите природы WWF. Направления работы: акция «Час Земли». Студенты Коцило Яна и Папина Карина Научный руководитель ассистент Саенко (Шишкина) Ю.А.) подготовили доклад на тему: Презентация воспитательного мероприятия для учащихся начальной школы. Формирование биотических понятий в современном обществе.

В рамках проведения Всеукраинского Фестиваля Науки было проведено открытое заседание студенческой научной лаборатории, посвященного Дню экологического образования и просвещения 2Экологизация педагогической деятельности», которое состоялось 15 мая 2014 года. На заседании выступили Коцило Яна, Папиної Карины и Кучерявко Екатерина на тему: «Международная экологическая акция «Час Земли» в стенах Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого» (Научный руководитель ассистент Саэнко (Шишкина) Ю.А.).

Таким образом мы можем утверждать, что в Мелитопольском государственном педагогическом университете имени Богдана Хмельницкого существует и эффективно работает школа по непрерывному экологическому образованию для устойчивого развития, а так же ведется работа над воспитанием будущего учителя как личности экологически подготовленную, всесторонне развитую, умеющую привить любовь будущих воспитанников к окружающему миру. В подготовки будущих учителей начальных классов присутствует целостная система целенаправленного формирования экологической компетентности специалиста, акцентируется индивидуально-творческий характер овладения профессиональной эколого-педагогической деятельностью, развивается умение придать педагогическому процессу эколого-воспитательную направленность, вызванную владением технологиями эколого-педагогической деятельности.

Экологическая школа представлена как целостная система для которой характерны: интегративность, непрерывность, последовательность и направлена она на формирование экологического мышления, этики и экологической культуры. Все это необходимые составляющие образовательно-культурного пространства молодежи, будущих педагогов и являются экологоориентированными ценностями современного общества.

Великий украинский педагог, заслуженный учитель Украины В. А. Сухомлинский писал: «Само собой природа не развивает и не воспитывает. Только активное взаимодействие с природой способно воспитать лучшие человеческие качества. Необходимо обеспечить практическую природоохранную деятельность учащихся, направить ее на сохранение, приумножение, благоустройство окружающей среды» [3].

 

Литература:

 

1.         Мелаш В. Д., Вельчева Л. Г., Молодиченко В. В. Формування екологічної культури школярів: навч. посіб./ В. Д. Мелаш, Л. Г. Вельчева, В. В. Молодиченко. — Мелітополь: Вид-во „Мелітополь”, 2008. — 148 с.

2.         Мелаш В. Д. Безперервна екологічна освіта: теорія і практика: навч. посіб./ В. Д. Мелаш, В. В. Молодиченко, Т. Д. Олексенко. — Мелітополь: Видавничий будинок ММД. 2012. — 212 с. — (Серія: Екологічна освіта для сталого розвитку).

3.         Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. — К., 1979. — 305 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle