Библиографическое описание:

Моисеева Н. К., Евсюкова С. В., Елисеева Л. А., Кочетова О. П. Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 209-211.

Во все века высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества вопросы воспитания нравственности и духовности, были, есть и будут самыми важными и актуальными для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают особую остроту, так как сейчас мы можем наблюдать множество подростков, которые стали на тернистый путь преступления. Причинами отклонений в поведении учащихся являются: дефекты семейного воспитания, недостатки учебно-воспитательного процесса школы, индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, кризис подросткового возраста.

По данным российских социологов на 2010–2013г. на 30 % увеличилось количество тяжких преступлений, которые совершаются подростками. Контингент неблагополучных учащихся, который раньше наблюдался в основном в ПТУ, теперь в определенной мере присутствует и в техникумах, и в вузах, и даже в школах, демонстрируя, прежде всего социальную запущенность, которая часто становится основой педагогической запущенности.

Одним из институтов в системе работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей и молодежи являются учреждения социальной защиты населения.

Задача специалиста социально-реабилитационного центра сегодня- не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества. Прежде всего, духовная личность-результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек — это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием. Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

В основе духовно-нравственного развития и воспитания подростков лежат следующие принципы. Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада жизни подростка. Обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Духовно-нравственное развитие и воспитание подростков направлено на достижение национального воспитательного идеала.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности подростка. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.

Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать подростку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример воспитателя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями (законными представителями), воспитателем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада жизни. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу воспитатель. Подросток испытывает большое доверие к воспитателю. Для него слова воспитателя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно воспитатель не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления подростка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между воспитателем и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Родители (законные представители), так же как и воспитатель, подают ребёнку первый пример нравственности.

Пример — это персонифицированная ценность. Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Наполнение уклада жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на сознание подростков компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад жизни подростка моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Воспитатель через уклад жизни вводит подростка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность подросток должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения несовершеннолетнего есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, т. е. его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание несовершеннолетних, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях виртуальной зрелости подростков их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией.

Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение подростком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

Духовно-нравственное воспитание подростков, проходящих реабилитацию в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, обусловлено пониманием связи между духовно-нравственным состоянием общества и положением дел в экономике, задачами и возможностями развития учреждения в решении проблем успешной социализации несовершеннолетних в обществе. Духовно-нравственное воспитание личности рассматривается как стержень, базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.

 

Литература:

 

1.                  Борисов Г. Б. В мире подростка. –М.: Медицина, 1982.

2.                  Вертинская Н. Н. Индивидуальная работа с учащимися. –Мн.: Народная асвета,1983.

3.                  Волкова Е. С. Трудные дети или трудные родители. –М.: Профиздат, 1992.

4.                  Даведьянова Н. С. О понимании духовности в современном обществе. Православная педагогика: Традиции и современность.- Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.

5.                  Программы психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних. В помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Под ред. Г. М. Иващенко.- М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. -192с.

6.                  Личко А. Е. Эти трудные подростки.-М,: Просвещение, 1986.

7.                  Марьенко И. С. Процесс нравственного воспитания школьников. –М.: Народная асвета, 1971.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle