Использование мультимедиа-технологий в работе музыкального руководителя | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Дата публикации: 27.12.2014

Статья просмотрена: 1901 раз

Библиографическое описание:

Янова, Е. А. Использование мультимедиа-технологий в работе музыкального руководителя / Е. А. Янова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7007/ (дата обращения: 20.04.2024).

Процесс информатизации образования, происходящий в настоящее время, затронул не только школы, но и дошкольные образовательные организации. В условиях современного общества информационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей профессионализма.

В своей педагогической деятельности в качестве музыкального руководителя детского сада я активно осваиваю и внедряю информационно-коммуникационные технологии, составной частью которых являются и мультимедиа-технологии. Мультимедиа в музыкальном образовании дошкольников — это средство, которое позволяет значительно расширять возможности предъявления и закрепления учебной информации, усиливать мотивацию ребенка, позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности детей. Использование современных мультимедийных технологий в сочетании с традиционными методами обучения в процессе музыкального развития дошкольников позволяют организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом развивался в разнообразных видах музыкальной деятельности. В данной статье я остановлюсь на рассмотрении возможностей использования мультимедийных презентаций в музыкальном образовании дошкольников.

В своей работе я использую презентации, прежде всего, как средство наглядности. Помимо того, что мультимедийные презентации помогают превратить учебную наглядность из статической в динамическую, использование презентаций активно способствует развитию аудиовизуального восприятия. Музыкальный образ воспринимается детьми более полно и ярко в сочетании со зрительным восприятием изучаемых объектов, что позволяет быстрее и глубже усваивать предлагаемый материал.

Например, несколько лет назад мы знакомили детей с жанрами оперы и балета, инструментами симфонического оркестра только с помощью аудиоматериала в сочетании со статичной наглядностью (иллюстрации, фотографии и т. п.). На данном этапе разработанные мною презентации «Оперный театр» и «Волшебный мир балета» помогают мне более наглядно и полно давать детям представление об этих жанрах. Знакомство с различными музыкальными инструментами и видами оркестров также более эффективно осуществляется с помощью разработанных видеороликов «Симфонический оркестр» и «Русские народные инструменты». Данные видеоролики позволяют наглядно представить музыкальные инструменты, звучание любого из них как соло, так и в оркестре. Кроме видеороликов в формате презентаций разработан дидактический материал и творческие задания для более полного представления о музыкальном инструменте: иллюстрации, познавательная информация о том, как устроен инструмент. С помощью мультимедиа-технологий детям можно не только рассказать и показать историю инструмента, как он используется, но и организовать дидактическую викторину на развитие тембрового слуха в необычной, сказочной обстановке.

Такие презентации, как «П. И. Чайковский», «М. П. Мусоргский», «Великий Моцарт» и другие, помогают знакомить детей с великими композиторами и их творчеством. Например, в презентации по теме «П. И. Чайковский. «Детский альбом» демонстрируется слайд с портретом композитора, а далее идёт представление пьес сборника с демонстрацией соответствующих иллюстраций или видеоряда. Работа с презентаций подразумевает обязательное использование дидактических и развивающих заданий: «определите жанр пьесы, расскажите о герое пьесы, придумайте движения к музыке и т. п». Заключительный слайд презентации можно оставить пустым, предложив ребятам дома нарисовать рисунок к понравившейся пьесе, который будет позже включен в содержание презентации. На следующем занятии структура презентации меняется: дети слушают произведения, вспоминают их названия и представляют свои изобразительные работы, которые уже включены в презентацию.

Цикл презентаций «Музыкальное путешествие», посвященный музыкальному искусству разных стран и народов, способствует познавательной активности ребенка-дошкольника, воспитанию толерантности и осознанию того, что язык музыки понятен всем жителям планеты.

Для развития музыкально-сенсорных способностей неоценимую помощь оказывают музыкально-дидактические игры и задания, созданные, например, в программе Power Point. В ходе таких игр и заданий дети развивается чувство ритма, мелодический слух, способность различать характер и настроение музыки; развивают способность различать и воспроизводить звуки различной высоты, длительности, силы и тембра. Презентации-сказки «Путешествие в Королевство Музыки», «Карандаш и кисточка», «Песня-танец-марш», «Веселые матрешки» и другие надолго привлекают внимание дошколят и позволяют более эффективно решать задачи музыкального развития детей.

Рассмотрим для примера методику работы над презентацией — ритмической сказкой «Снежинки». Данная презентация рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

На предварительном этапе работы идет освоение дошкольниками понятий длинный (ТА) и короткий (ТИ) звуки, знакомство с паузой.

На ознакомительном этапе дети просматривают сказку в режиме «стоп-кадр»: дети располагаются перед экраном. Педагог говорит, что Царевна Снежинка прислала в детский сад видеописьмо с ритмическими загадками, которые нужно отгадать. Дети смотрят вступительную часть — видеоряд под соответствующую музыку. Далее появляются ритмоформулы из снежинок. Дети сначала произносят их (ТА — большие снежинки, ТИ — маленькие снежинки), а затем прохлопывают ритм (сначала ритм воспроизводят более развитые дети, остальные учатся и запоминают). После нескольких удачных воспроизведений ритма сольно, детям предлагается сыграть ритмоформулы тутти на детских музыкальных инструментах. Затем педагог предлагает ребятам пройти на «зимнюю полянку» (нужно заранее разложить снежинки по ковру) и сочинить свой, непохожий ни на чей другой, танец со снежинками.

Заключительный этап — повторные просмотры с включением мнемокарточек и звучащих жестов: дети играют ритмофомулы по цепочке, по подгруппам; все воспроизводят метр, а солист (сначала педагог, затем ребенок) воспроизводит заданный ритм (ритмическое двухголосье); дети воспроизводят ритм, чередуя и комбинируя звучащие жесты и т. д.

Очень любят дошкольники и так называемые сказки-шумелки. Сказки-шумелки и подражалки — это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей. Это материал, позволяющий педагогу побуждать детей к импровизации на шумовых инструментах, имитируя те или иные звуки, издаваемые в природе и жизни человека. Использование презентаций к данным сказкам делает этот вид деятельности еще более привлекательным для детей, активизируя их внимание и творческую активность.

Использование метода мнемотехники для быстрого разучивания стихотворений широко известен: самый часто приводимый пример мнемотехники — заучивание цветов радуги по первой букве слова (каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Так же широко известна мнемотехника запоминания цифр по мелодии: например, номера телефона.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию песен увлекает детей, превращает занятие в игру. Овладение приемами работы с мнемотаблицами, значительно сокращает время обучения. Ниже приведен алгоритм разучивания текста песни по презентации-мнемотаблице:

-        Педагог поет песню с музыкальным сопровождением. Дети определяют характер музыки, рассказывают о чем поется в песенке.

-        Педагог поет песенку а’капелла, меняя слайды соответственно тексту.

-        Педагог работает со слайдами в режиме «стоп-кадр», объясняя детям значение каждой картинки.

-        Дети работают по картинкам, восстанавливая текст песни.

-        Педагог вместе с детьми поет песню по картинкам, акапелла.

-        Педагог и дети исполняют песню, сопровождая текст песни образными движениями (без показа картинок). Варианты исполнения: акапелла, под фонограмму, цепочкой, мальчики-девочки и т. д.

Как мы видим, прежде всего, активизируется слуховое восприятие детей, затем проводится краткий анализ музыкального произведения, то есть дети учатся не только вслушиваться в текст, но и рассуждать о нем.

Далее идет комбинированное влияние (визуальное и аудиальное), причем пение акапелла, то есть слуховое восприятие в его, так сказать, чистом виде, где мелодия, по сути, тоже является мнемониконом — средством запоминания.

Третья и четвертая позиции дают детям возможность разобраться в значении каждой картинки, соотнести визуальный ряд с речевым.

В пятой позиции добавляется еще одна задача: соотнести звуковысотность голоса с речью и визуальным сопровождением, т. е. воспроизвести мелодию и воссоздать текст песни по картинкам.

И последний, заключительный этап — когда мы ребенка вовлекаем в активные творческие действия — придумываем вместе с детьми образные движения по тексту.

Создание мультимедийной презентации требует определённых временных затрат, навыков работы с ПК и интернет-ресурсами. Однако, видео-партитуры для оркестра, визуальные подсказки для маленьких музыкантов при разучивании танцев и песен, видео-иллюстрации для слушания музыки, видео-тесты, конкурсные задания, викторины, дидактический материал и другие мультимедийные материалы, используемые на музыкальных занятиях, являются стимулом к развитию детской познавательной активности, повышают качество музыкального образования и воспитания каждого ребёнка и способствует личностному и профессиональному росту педагогов.

Таким образом, использование мультимедиа-технологий в музыкальном образовании дошкольников позволяет разрабатывать современные дидактические материалы, повышает эффективность образовательного процесса, делает его более наглядным и насыщенным. Но при этом необходимо помнить, что мультимедиа-технологии — это только средство для реализации целей и задач, поставленных педагогом. Поэтому основная роль в музыкальном воспитании дошкольников всегда останется за музыкальным руководителем.

 

Литература:

 

1.      Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.

2.      Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.

3.      Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.

 

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыкальное образование дошкольников, педагог, презентация, текст песни, детский сад, дидактический материал, заключительный этап, музыкальный руководитель, слуховое восприятие.

Похожие статьи

Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка...

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

Одной из важнейших задач всестороннего развития ребенка-дошкольника является воспитание музыкальной культуры, основы которой формируются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра, элементарное музицирование. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Система работы с музыкально-одарёнными детьми...

одаренный ребенок, ребенок, развитие, детский сад, способность, работа, различный вид деятельности, детская одаренность, музыкальный руководитель, творческая самореализация личности.

Инновационный подход к развитию музыкальных способностей...

ребенок, музыкальное образование дошкольников, текст песни, педагог, презентация, музыкальный руководитель.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и

При подготовке к инсценировке у детей развивается слуховое внимание, память, речь

— Ярославль: Академия развития, 2008. — 96 с. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду.

Развитие музыкальности у дошкольников посредством...

музыкальная среда, ребенок, музыкальная деятельность, дошкольный возраст, музыка, музыкальный руководитель, дошкольное образование, музыкальное произведение, развитие импровизации, игра. Роль детского музыкального творчества в развитии...

Использование информационно-компьютерных технологий...

Музыкальное восприятие является тем каналом, который позволяет ребенку обогащать индивидуальный музыкальный опыт.

Что позволяют педагогу компьютерные технологии в музыкальном развитии дошкольников: – Новые технологии позволяют создать условия для...

Творческое воспитание детей с ЗПР через музыкальные...

В настоящее время в детских садах работают музыкальные руководители, которые включают в свою работу не только проведение музыкальных занятий и праздников, но и понимание характерных особенностей детей с речевыми нарушениями...

Похожие статьи

Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка...

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

Одной из важнейших задач всестороннего развития ребенка-дошкольника является воспитание музыкальной культуры, основы которой формируются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра, элементарное музицирование. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Система работы с музыкально-одарёнными детьми...

одаренный ребенок, ребенок, развитие, детский сад, способность, работа, различный вид деятельности, детская одаренность, музыкальный руководитель, творческая самореализация личности.

Инновационный подход к развитию музыкальных способностей...

ребенок, музыкальное образование дошкольников, текст песни, педагог, презентация, музыкальный руководитель.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и

При подготовке к инсценировке у детей развивается слуховое внимание, память, речь

— Ярославль: Академия развития, 2008. — 96 с. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду.

Развитие музыкальности у дошкольников посредством...

музыкальная среда, ребенок, музыкальная деятельность, дошкольный возраст, музыка, музыкальный руководитель, дошкольное образование, музыкальное произведение, развитие импровизации, игра. Роль детского музыкального творчества в развитии...

Использование информационно-компьютерных технологий...

Музыкальное восприятие является тем каналом, который позволяет ребенку обогащать индивидуальный музыкальный опыт.

Что позволяют педагогу компьютерные технологии в музыкальном развитии дошкольников: – Новые технологии позволяют создать условия для...

Творческое воспитание детей с ЗПР через музыкальные...

В настоящее время в детских садах работают музыкальные руководители, которые включают в свою работу не только проведение музыкальных занятий и праздников, но и понимание характерных особенностей детей с речевыми нарушениями...