Библиографическое описание:

Сластных Д. О., Лапина О. А. Педагогические условия формирования способности студентов к сотрудничеству [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 181-184.

Статья указывает на необходимость подготовки студентов вузов к новой образовательной деятельности, связанной с процедурами взаимодействия.Так же раскрывает определение термина «сотрудничество», «педагогика сотрудничества». В статье выделены условия сотрудничества. А сама готовность к сотрудничеству рассматривается как новообразование в структуре личности будущего педагога, которое позволяет самостоятельно действовать, осуществлять выбор форм, средств и методов взаимодействия с учеником и классом.

Ключевые слова: сотрудничество, педагогика сотрудничества, взаимодействие, педагогический процесс.

 

Сложность и динамичность социально-экономического, политического и культурного развития современного российского общества, неоднозначность и противоречивость происходящих в нем перемен оказывают влияние на развитие системы образования. Модернизация системы российского образования предъявляет новые требования к педагогу, который обязан быть готовым к сотрудничеству с коллегами, учащимися и их родителями.

Концепция модернизации российского образования ориентирует педагогическое сообщество на то, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, творческие, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны. В этой связи, ФГОС нового поколения ставит задачу подготовить компетентных специалистов, одним из ведущих профессиональных качеств которых является готовность к совместному решению образовательных задач, т. е. к сотрудничеству [13].

Проблема сотрудничества широко и разносторонне представлена в психолого — педагогических работах (Ш. А. Амонашвили, В. С. Библер, М. С. Каган Е. В. Коротаева, А. А. Леонтьев, А. В. Петровский, Е. Л. Федотова и др.) как фактор успешного решения задач воспитания и обучения, что дает возможность педагогический процесс рассматривать как процесс взаимодействия всех субъектов внутри сложившейся социально–экономической культуры [13]. В результате такого взаимного понимания, взаимного участия, взаимного диалога соучастников культурного процесса создаются педагогические условия для формирования личности, готовой к диалогу с окружающей средой и способной «выходить» во внешний мир, взаимодействуя с ним, проявляя свою индивидуальность.

Но педагогический процесс — специально смоделированная система, где участники имеют определенные полномочия и лишь при высоком уровне компетентности учительского корпуса обучающиеся достигнут необходимого уровня всесторонности, самостоятельности, интереса к окружающей действительности, духовно–нравственного потенциала.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что в настоящее время проблема готовности педагогов к сотрудничеству стоит достаточно остро.

В связи с этим студентов вузов необходимо подготовить к новой образовательной деятельности, связанной с процедурами взаимодействия, с выработкой умений проявлять знания в новых нестандартных условиях сотрудничества, когда субъект–объектная парадигма сменяется на субъект-субъектную, вызывая новую тональность мышления и деятельности.

Рассматривая научно-теоретические подходы к изучению проблемы сотрудничества, можно выделить разные определения термина.

Так, например, в толковом словаре В. Даля «сотрудничество» определяется как «участие в каком-либо общем деле; совместные действия в трудах, сотоварищество, сотруженик» [5, с.282].

В конфликтологии сотрудничество рассматривается как «кооперативная стратегия поведения в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон» [2, 409].

С нашей точки зрения, в аспекте изучения проблемы сотрудничества важно выделить работу А. Н. Леонтьева где подчеркивается, что совместная деятельность в определенной ситуации должна быть направлена на то, чтобы вывести человека за ее пределы, развить интерес не только к результату деятельности, но и к процессу, к самому себе и другим. Это позволяет принять (или не принять) интересы других, дать оценку взаимодействия. Глубоко изучая связь деятельности и сознания, А. Н. Леонтьев подчеркнул, что именно они обеспечивают выход человека за пределы ситуации, дают основание разумному, «полене зависимому», свободному поведению. Для нас важно еще отметить, что сотрудничество как деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в которой реально выявляются свойства его личности и «возникают человеческие связи с миром» [10, с.209].

Сотрудничество как вид человеческих взаимодействий существует столько, сколько существует общество. Д. Тапскотт говорит о том, что «наши предки примерно шестьдесят тысяч лет назад оставили свидетельства предрасположенности к социальному сотрудничеству. Это отображено в наскальных рисунках, об этом свидетельствуют примитивные инструменты охотников и собирателей. Люди поняли, что группы, обладавшие навыками сотрудничества, становились более успешными, чем группы, в которых нормой считалось более узкое следование собственным интересам» [12, с.154].

В педагогике, исходя из основных положений гуманизма, внутреннее пространство определено основной ценностью конкретного человека. Учитывая специфику индивидуального процесса познания, персонифицированность знания, индивидуального опыта, современные исследователи новых направлений в образовании (Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, Е. Н. Ильин и др.) доказали, что именно в совместной деятельности возможно целенаправленное моделирование ситуаций взаимодействия, мотивированных контактов субъектов деятельности, позитивного (или негативного), прямого или косвенного, непосредственного или латентного воздействия друг на друга [8, с.301–305]. Так возникла «педагогика сотрудничества» как возможность эффективных взаимодействий в учебном процессе и как основание нового педагогического мышления. В качестве главных идей авторы и сторонники педагогики сотрудничества выделяют:

-        ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка,

-        каждый ребенок сам по себе интересен;

-        важно не столько усвоенное знание (качество опыта), а важен выбранный путь, процесс приобщения к познанию;

-        атмосфера обучения выстроена на основе субъект–субъектных отношений, коммуникативной культуры, уважения права на свое мнение;

-        духовно-нравственное и интеллектуальное обогащение — процесс предполагающий постоянное самосовершенствование обучающегося и учителя;

-        образовательная цель формулируется обучающимся на основании определения границ знание — незнание.

Эти положения раскрывают, по мнению авторов, суть взаимодействия в образовательном процессе. Следует признать, что благоприятная атмосфера, несомненно, способствует взаимопониманию, усиливает результативность деятельности, активизируют интеллектуальное сознание обучающегося, развивает самостоятельность мышления. Подтверждением этому могут стать исследования Ш. А. Амонашвили [1], Е. Н. Ильина [8] и других, которые доказывают, что «поиск опоры, синтез путей, язык урока, конструктивная деталь, искусство вопроса и др». — это переход к образованию, основанному на гуманистических концепциях сотрудничества.

С позиции нашего исследования, этот подход позволяет рассматривать совместный труд как взаимодействие, «встречное движение» с целью нахождения взаимопонимания между субъектами образовательного процесса, а так же как активное, открытое побуждающее воздействие, основанное на великодушии, способствовании самопроявлению, изменению позиции, пониманию личности в ее «целокупности» (Гегель) духовных отношений и нравственных ориентиров в деятельности на основе взаимного уважения и требовательности, общей заботы, основанной на вере в возможности каждого.

Этот аспект является важным для предмета нашего исследования, потому что в рамках данной парадигмы (гуманистическая педагогика, педагогика сотрудничества, культура ненасилия) было практически доказано, что «педагогический и психологический подходы к формированию личности не тождественны друг другу, а образуют нерасторжимое единство. Но характер связей субъектов взаимодействия в педагогическом процессе может реализоваться как в форме взаимопонимания, активного интереса, так и противопоставления, противодействия. При этом «не может быть однозначной нормативной истины, она всегда множественна» и направлена на расширение векторов взаимодействия, пересечения субъектных миров его участников.

Вместе с тем следует иметь в виду, что сотрудничество в педагогическом процессе осложнено разностью целей обучающего и обучающегося. Как отмечает А. В. Хуторской [16, с.254], цель обучающего в том, чтобы предвидеть будущее и развить такие личностные возможности, чтобы обучаемый соответствовал определенной модели человека. Но обучающийся имеет другую, не ориентированную на будущее, цель: понять здесь и сейчас то, что надо усвоить.

Как мы видим, расширяется первоначальный смысл педагогики сотрудничества: создать условия для взаимопонимания, заинтересовать завтрашним днем обучающегося, раскрыть ему значимость помощи педагога как реальную «опору» в познавательной деятельности, но при этом ориентироваться на его личную продуктивную деятельность. А для этого надо специально готовить ученика и учителя к новым отношениям, разрушая стереотипы, сложившиеся в дидактике.

Психологический аспект сотрудничества раскрывает специфику индивидуальности, роль психологических знаний, знаний законов созревания личности и процессов выбора внутригрупповых отношений.

И. А. Зимняя отмечает, что учебное сотрудничество — термин, обозначающий многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой [7, с.260]. При этом «обязательной предпосылкой и основой деятельности педагога является уважение, знание и понимание своего ученика как «Другого» вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок, это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения, общения» [7, с.264].

С. А. Харченко, определяя сотрудничество как совместную деятельность субъектов взаимодействия в одном физическом пространстве с целью создания ценности, выделяет своего рода индикаторы сотрудничества [15, с.47]:

-        доверие;

-        общность общих целей и задач;

-        коллаборативный хаос;

-        конструктивное противоречии;

-        создание качественно новой ценности.

Как видим, сотрудничество в педагогическом процессе зависит не только от уровня коммуникативной компетентности педагога, но и от осознания им себя как профессионала, от наличия духовно–нравственных ценностей и индивидуальных особенностей.

С позиции современного компетентностного подхода, подготовка в вузе будущего педагога требует тщательного изучения схемы продуктивного формирования готовности к взаимодействию в образовательном процессе.

Одним из первых психологов, кто стал говорить о необходимости формирования способности к сотрудничеству, был ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии А. Адлер. Интерес к другим людям и способность к сотрудничеству А. Адлер рассматривал как главные условия психического здоровья человека, отмечая, что «человек никогда не будет невротиком, если он стремится к сотрудничеству» [6].

И. А. Зимняя выделяет в качестве условий сотрудничества [7, с.289]:

-        пространственное и временное соприсутствие;

-        единство цели;

-        организация и управление деятельностью;

-        разделение функций, действий, операций;

-        наличие позитивных межличностных отношений.

Л. Граттон считает, что готовность к сотрудничеству складывается как результат целой системы приемов, практики, поведения и норм [4].

Готовность к сотрудничеству мы рассматриваем как новообразование в структуре личности будущего педагога, которое позволяет независимо и самостоятельно действовать в области образовательного процесса, осуществлять самостоятельной выбор форм, средств и методов взаимодействия с отдельным учеником и классом с целью организации познавательной деятельности на основе принципов гуманизма и уважения индивидуальных особенностей личности.

При этом из всех факторов, влияющих на готовность к сотрудничеству, демонстрация этой готовности оказывается наиболее существенным.

Решение проблемы по нашему мнению должна осуществляется с помощью системного анализа основного видения сотрудничества как специально смоделированных качеств личности и умений педагога не только понять смысл обучающей деятельности, но и овладеть практическими умениями.

 

Литература:

 

1.                  Амонашвили, Ш. А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление. — М, 1989.

2.                  Анцупов, А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. — СПб.: Питер, 2006. — 526 с.

3.                  Асмолов, А. Г. Образование как ценностное полагание: диалог между педагогикой сотрудничества и культурно-исторической психологией // Народное образование. — 2008. — № 5. — С. 48–52.

4.                  Граттон, Л. Как возникает готовность к сотрудничеству. 22. 09. 2013. — [Электронный ресурс]: http://www.cfin.ru/management/people/motivation/hot_spots.shtml.

5.                  Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. / В.Даль.-М.: Госиздат, 1955.-т.4. — 683 с.

6.                  Душков, Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005. Национальная психологическая энциклопедия. 20.09.2013. — [Электронный ресурс]: http://vocabulary.ru/dictionary/896/word/psihologicheskaja-gotovnost.

7.                  Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — Ростов Н/Д: Феникс, 1997. — 480 с.

8.                  Ильин, Е. Н. Искусство общения /Е. Н. Ильин // Педагогический поиск /Сост. И. Н. Баженова.- М.: Педагогика, 1987.-544с.

9.                  Купалов, Г. С. Готовность к сотрудничеству как ключевая компетенция выпускника педагогического колледжа / Г. С. Купалов // Российский научный журнал. — 2012. — № 1 (26). — С. 203–208.

10.              Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. Изд. 2–е. — М.: Политиздат, 1977.- 304с.

11.              Молчанов, И. Психология лидерства. Имидж лидера и психология лидерского поведения. 3.10.2013. — [Электронный ресурс]: http://psyfactor.org/lider4.htm.

12.              Тапскотт, Д. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все. 5.10.2013. — Электронная версия: http://youcapital.ru/index.php?do=files&op=read&fileid=1512&p=1.

13.              ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование». [Электронный ресурс] / под ред. А. А. Фрусенко. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/ — Загл. с экрана.

14.              Федотова, Н. А. Роль дисциплин специализации в развитии исследовательской компетенции у студентов вузов /Н. А. Федотова // 2012. — № 2. — С. 301–305.

15.              Харченко, С. А. Развитие культуры сотрудничества в условиях кластерного взаимодействия: Учебное пособие / С. А. Харченко — Иркутск: «ВСГАО», 2012.- 120 с.

16.              Хуторской, А. В. Методика личностно–ориентированного обучения. Как обучать всех по–разному?: пособие для учителя /А. В. Хуторской.-М.:Изд–во ВЛАДОС–ПРЕСС, 2005.-383с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle